МААМ-картинки

«Чудо филимоновских свистулек». Конспект занятия в подготовительной группе

Ульяна Кончаренко
«Чудо филимоновских свистулек». Конспект занятия в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

1. Филимоновская роспись — старейший народный художественный промысел России. Родина промысла — деревня Филимоново Одоевского района Тульской области, впервые упоминается в древних летописях XVI века.

Для росписи используют анилиновые красители на лаке. Орнамент из зелёных и малиновых полос, солнышек, ёлочек, решёток наносят на белый или жёлтый фон. Люди и птицы раскрашиваются в малиновые, реже — в жёлтые рубашки.

Краску наносят гусиным или утиным пером в строгой очередности:

1. Первый этап — «жёлтят» игрушку, создают фон из широких полос и кругов. Жёлтую краску накладывают на юбки и передники барынь, штаны кавалеров, шею и бока животных, крылья птиц.

Темочки:

2. Второй этап — «малинка». Красной или малиновой краской, начиная от центра, по жёлтому фону рисуют тонкие полоски, круги, точки, «ёлочки» и другие несложные орнаменты. Этим же цветом раскрашивают рубашки персонажей.

3. Третий этап — «зелёнка». Когда рисунок высыхал, между красными узорами наносили штрихи зелёного цвета. Лица игрушек не прорабатывали детально: только намечали красным рот, а зелёным — глаза-точки.

Элементы узоров отображают древние символы: круг — солнце, ёлочки — символ всего растущего на земле (также древо жизни, полосы в виде треугольников — вода, прерывистые линии — дождь, треугольник — сама Земля.

В 2009 году в Одоеве был открыт музей «Филимоновская игрушка»

2. Конспект в подготовительной группе на тему «Чудо филимоновских свистулек»

Цель: Ознакомление с предметами декоративно- прикладного искусства страны.

Задачи: «познание» - познакомить с промыслом – «Филимоновская» свистулька. Знакомить с характерными особенностями этого промысла (материал, форма, цвет, узор). Развивать память и воображение в процессе дидактической игры «Русские узоры».

«Художественно- эстетическое». Освоить простейшие элементы Филимоновской росписи – полоски, «ёлочки», правильно использовать основные цвета промысла. Развивать графические умения и навыки в изображении элементов узора по народным мотивам.

«Социально – коммуникативное». Воспитывать у детей интерес и любовь к искусству своего народа, чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций; углублять эстетические впечатления от народного и декоративно – прикладного искусства страны. Дать детям возможность почувствовать себя народным мастером.

Материал: филимоновские игрушки, образцы росписи, гуашь, кисти, фломастеры, баночки с водой, бумага.

Ход занятия:

- Здравствуйте, ребята. Вы встречали когда-нибудь разноцветную полосатую корову, а может быть видели медведя с длинной как у жирафа шеей? Нет? Ну, а если пофантазировать? Ведь чего только не бывает на свете! (Воспитатель демонстрирует филимоновские игрушки) Сегодня мы познакомимся еще с одной глиняной игрушкой - филимоновской. Зародилась эта игрушка в Одоевском районе Тульской области. А свое название получила от деревни Филимоново.

Послушайте сказку.

Жил – был дедушка Филимон. Пошел он в лес по грибы и по ягоды. Шёл – шёл и глину нашел. Глина была жирная, черная. Принес он её домой и стал лепить детям игрушки – свистульки, обжигал их в печи, затирал их наждачной бумагой. После обжига в печи игрушки становились белыми. Их расписывали анилиновыми красками. И научились лепить игрушки его сестрицы. Лепили они свистульки, и народ начал веселиться. Сегодня эти игрушки – гордость России. Хранятся в музеях, радуют нас.

Давайте рассмотрим наши игрушки. Все они очень яркие, солнечные. Даже в холодный, зимний день излучают тепло. Это сказочные, декоративные, стилизованные фигурки людей и животных. Петушок, курочка, Барышня. Все они стройные, высокие, с длинными шеями будто стремятся ввысь к солнышку.

- Какие цвета используют мастерицы? - Желтый, зеленый, красный, малиновый. - Какие элементы росписи мы видим? - Полоски, точки, снежинки, цветы, ёлочки.

- Когда я к вам шла, письмо от дедушки Филимона нашла. Вот оно.

«Здравствуйте, ребята. Пожалуйста, распишите волшебными красками филимоновскую сказочную фигурку, чтобы дело мое на Руси не пропало.»

- Филимоновские мастерицы передали вам также медальки с элементами росписи филимоновских игрушек. Давайте их наденем. Они не простые – имеют волшебную силу: игрушки получатся яркие и выразительные.

Филимоновская деревушка!

Синий лес, холмы, косогор.

Лепят там из глины игрушку

И расписывают до сих пор.

Пальчиковая гимнастика

В гости к пальчику большому

(пальцы в кулаке, большой палец оттопырен)

Приходили прямо к дому:

(имитация ходьбы пальцами, изображение крыши над головой)

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

(показ соответствующих пальцев)

А мизинчик малышок постучался на порог.

Пальцы в кулаке, оттопырен мизинчик.

Постучать мизинчиками друг о друга)

Вместе пальчики друзья,

Друг без друга им нельзя.

(сжимание и разжимание пальцев в кулак)

А что бы глаза не устали всегда говорили:

Мы на стульчиках сидим,

Во все стороны глядим:

Вправо, влево, вверх и вниз

Посмотри и улыбнись.

Выше глазки поднимай,

Вверх смотри и не мигай.

Нарисуй глазами солнце,

Светит пусть оно в оконце.

Закрывай глаза, дружок,

Ночь шагнула на порог.

Утром снова открывай

Быстро – быстро поморгай.

Отдохнули глаза, подготовили рук

Роспись по мотивам филимоновских игрушек.

- У нас сегодня открывается Мастерская филимоновских игрушек. В конце занятия мы выберем лучшего мастера или мастерицу. Выполняем задание. Берем в руки волшебные кисти, опускаем в воду, берем зеленый цвет, рисуем узоры, расписываем сказочную фигурку. Моем кисть, берем красный цвет, рисуем волшебные узоры. Заканчиваем роспись.

САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ ПОД РУССКУЮ МУЗЫКУ,

Рассматривание работ. Подведение итогов. Ответы на вопросы.

- Что нового узнали сегодня? Как называются игрушки? Из чего лепят? Что в них особенного? Какие цвета используют мастерицы?

Наши игрушки и рисунки – яркие и веселые. Когда их много – на душе праздник. Всем удачи и хорошего настроения.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по рисованию в подготовительной группе «Нежно-голубое чудо. Гжель» Конспект интегрированного занятия по рисованию в подготовительной группе «Нежно-голубое чудо». Роспись гжельской тарелочки. Цель: Поддерживать.

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Чудо-дерево»Конспект интегрированного занятия в средней группе «Чудо-дерево» Конспект интегрированного занятия в средней группе «Чудо-дерево» Задачи: Уточнять знания детей о фруктах и ягодах. Закреплять обобщающее.

Конспект НОД по лепке «Ложка. Чудо-хохлома» в подготовительной группеКонспект НОД по лепке «Ложка. Чудо-хохлома» в подготовительной группе Цель: изготовление ложки «Чудо-хохлома» в технике «пластилинография». Задачи: 1. формировать умение оформлять плоскость элементами узора.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Чудо филимоновских свистулек». Конспект занятия в подготовительной группе
Опубликовано: 28 января 2025 в 20:50
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Чудо филимоновских свистулек». Конспект занятия в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Ульяна Кончаренко (УИ 3439617) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
01 февраля 2025 суббота
Последний месяц зимушки — февраль.
02 февраля 2025 воскресенье
Вот ёжик — ни головы, ни ножек!
Победа в Сталинградской битве!
Знакомимся с таинственным миром болот!
*



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД