МААМ-картинки

Развитие изобразительного творчества детей среднего дошкольного возраста на занятиях по рисованию

Юдина Лия
Развитие изобразительного творчества детей среднего дошкольного возраста на занятиях по рисованию
▼ Скачать + Заказать документы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Изобразительное творчество и его особенности у детей среднего дошкольного возраста

Для определения сущности понятия «изобразительное творчество» изначально мы рассмотрели понятие «творчество». В словаре С. И. Ожегова «Толковом словаре русского языка» данное понятие трактуется как создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей [27].

Темочки:

Т. Г. Казакова в своих исследованиях развития детского изобразительного творчества [15], рассматривает труды Н. Н. Поддъякова, который подчеркивает, что творчество – это своего рода качественный переход от уже известного к новому, неизвестному, творчество детей носит глубоко личностный характер и определяется неповторимостью личности, накопленного опыта деятельностью, поэтому его развитие требует тщательного учета индивидуальных особенностей ребенка.

Н. Н. Поддъяков отмечает, что дети сенситивны к восприятию и пониманию сложных объектов на основе глобальных психических образований. Он утверждает, что данную способность необходимо поддерживать и всемерно развивать, и что для этого необходима разработка нового содержания и новых методов воспитания и обучения.

В психологическом словаре: «Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее» [30, с. 130].

Современная психология выделяет ряд сторон творческого процесса:

– постановка вопроса, требующего творческого ответа, т. е. умение увидеть проблему;

– мобилизация необходимых знаний (личного опыта, опыта, обобщенного в специальной литературе) для постановки предварительной гипотезы, для определения путей и способов решения задачи;

– специальные наблюдения и эксперименты, и их обобщение в виде выводов и гипотез;

– оформление возникших мыслей (образов) в виде логических, образных, предметных структур (создание художественного произведения, выведение математической формулы, конструирование прибора и т. д.);

– та или иная проверка социальной ценности продукта творчества [32].

Эти стороны творческого процесса далеко не всегда представляют собой последовательные этапы творчества. Они тесно взаимосвязаны, переплетены друг с другом, или могут быть отделены друг от друга во времени (иногда значительном) [32].

Очень важным в творческом процессе Л. С. Выготский считает выход за пределы имеющихся знаний, рассмотрение явления с новых сторон, умение установить сходство между явлениями, далеко отстоящими друг от друга [5].

Изобразительное творчество – это процесс сознательного создания ребенком нового, субъективно и объективно значимого духовно-материального продукта деятельности, в ходе которого ребенком реализуется художественный потенциал и ранее усвоенный изобразительный, личностный (познавательный, эмоциональный и т. д.) опыт [5].

В определении понятия «изобразительное творчество» существуют две точки зрения – педагогическая и психологическая. Педагоги рассматривают «…детское изобразительное творчество не только как вид деятельности, направленный на ознакомление учащихся с разнообразным художественным миром, развития их способностей, но и как один из эффективных способов трудового воспитания и художественного образования. Психологи в детском творчестве больше внимания уделяют своевременному выявлению у детей способностей к определенному виду творчества, установлению уровня их формирования и последовательности развития» [26, с. 330].

Изобразительное творчество также можно рассматривать в двух аспектах – психологическом и философском.

В психологии изобразительное творчество изучается как «психологический процесс в созидании нового и как совокупность свойств личности, которые обеспечивают ее включенность в художественный процесс» [32].

С философской точки зрения, изобразительное творчество – это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с художественными целями и потребностями человека и человечества на основе объективных законов действительности. Одними из условий развития изобразительного творчества является наличие:

– свободы высказывания мнений;

– свободы критики;

– творческих дискуссий;

– обмена и борьбы мнений.

Полноценное изобразительное творчество заключается не в том, что у человека возникают интересные идеи, темы изображения действительности, а в том, что эти цели воплощаются в реальность, делаются достоянием общества, доступными восприятию, пониманию и оценке других людей. «Изобразительное творчество заложено в человеке как его сущность, но для того, чтобы оно раскрылось и реализовалось, необходимы определенные условия» [32, с. 234].

Изобразительное творчество имеет свои общие, качественно определяющие его признаки и характеристики [33]:

– создание новых художественных ценностей;

– сочетание повторимых и неповторимых моментов и особенностей;

– реализация сил и творческих способностей человека, и чем больше эти силы и способности, чем более благоприятны условия для проявления этих сил и способностей, тем более велики и ценны результаты изобразительного творчества.

В. И. Андреев утверждал, что «изобразительное творчество существует», и обращал внимание на то, что «необходимо научиться управлять особенностями его проявления, разрабатывать методы, побуждающие и развивающие детское творчество» [2, с. 340]. Он отводил большую роль занятиям изобразительной деятельностью, а также всей воспитательной работе с детьми по развитию у них восприятия красоты в окружающей жизни и в произведениях искусства, которое играет большую роль в общем и творческом развитии ребенка.

Нельзя забывать и о том, что искусство дает богатый эмоциональный опыт. Это опыт особого рода: искусство не только вызывает переживание, но и познает его, а через познание чувства оно ведет к овладению им (эмоциональная отзывчивость) [2].

Психолог Н. А. Варкки, характеризуя изобразительное творчество детей, как отражено в исследованиях О. Ю. Зайцевой, писал, что «одна из важных особенностей и больших трудностей педагогической работы по художественному воспитанию связана с тем, что творческая деятельность ребенка не может мотивироваться как деятельность учебная, необходимо, чтобы какая-то часть изобразительной деятельности ребенка была направлена на создание продукта деятельности, который на кого-то должен оказать воздействие, с которым связано сознание его возможностей, социальной ценности. Без этого развитие изобразительного творчества ребенка неизбежно подменится развитием некоторого формального умения»[12, с. 272].

Изобразительное творчество должно доставлять удовольствие не только ребенку, но и окружающим, в этом его важное эстетическое качество.

Изобразительное творчество не полностью соответствует этому определению. Но любое творчество имеет различную общественную ценность так же, как и очевидны различные уровни, масштабы, результаты творчества у разных авторов [25].

Как считает Л. С. Выготский, «важно не то, что создадут дети, важно то, как они создают, упражняются в творческом воображении и его воплощении. В настоящем детском рисунке всё должно быть сделано руками и воображением самих детей, и тогда только изобразительное творчество получит всё своё значение и всю свою силу в приложении к ребёнку» [5, с. 54].

Творчество раскрывается через личность и в личности. Поэтому изучать продукты изобразительного творчества следует как личностное творение (объективируя индивидуальное сознание творца, интегрированного в его субъектности, феноменологически (в контексте духовно-деятельностного бытия творческой личности, предметно (творчество как результат экстериоризации художественно-эстетических способностей, технологически (творчество как «алгоритмизация экзистенций», в парадигме знакотворческой деятельности. В сущности, не знаки, но предметы культуры и их идеальное отражение в сфере сознания создают возможность социокультурного общения людей. Объектом такого общения являются не вещи (преобразуемые в предметы потребления, но человек, преобразование внутреннего мира которого является целью, как изобразительного художественного творчества, так и педагогической антропологии [25].

Педагогический аспект в изучении феномена изобразительного творчества (в основе которого – «внутренняя свобода и эмоционально чувственное раскрепощение субъекта творческого процесса») связан с исследованием психической структуры личности в процессе ее развития (социализации средствами искусства).

Формирование мировосприятия ребёнка средствами искусства может быть стихийным и педагогически направленным. «В последнем случае художественное воспитание приобщает ребёнка к различным проявлениям искусства через их восприятие и их собственную изобразительную творческую деятельность. Общение, игра, праздник и т. д. это необходимые функции культуры» [25, 25].

В современной педагогике изобразительное творчество рассматривается как деятельность ребёнка, проявляющаяся в виде импровизаций продуктов творчества (рисунок, поделка, художественная композиция и пр. Л. С. Выготский, Т. С. Комарова, И. А. Лыкова и др. указывали, что различные виды детского изобразительного творчества имеют тесную взаимосвязь, истолкование которой объясняется теорией о сенситивных периодах детского развития, суть которой заключается в том, что с возрастом предрасположенность ребёнка к тому или иному виду изобразительного творчества меняется: в детстве и юности ребёнок проходит последовательную смену интересов (периоды актуальности) в изобразительной и других видах деятельности.

С одной стороны, различные виды искусства являются частью окружающей ребенка действительности и с первых лет его жизни влияют на воспитание чувств, вкусов и отношение к самой жизни. Подрастая, ребёнок входит в этот мир осознаннее, учась отбирать то, что наиболее близко его характеру. Включённое в образовательный процесс изобразительное творчество устанавливает связь развивающейся личности с различными сторонами художественной культуры, делает возможным её осмысление. Другая сторона изобразительного творчества – собственное изобразительное творчество ребёнка. Изобразительное творчество всегда антропно, делает человека наследником культуры предков, но уже на современном уровне отношений к природе, человеку, обществу. «Изобразительное творчество развивает зрение, пространственные, цветовые, конструктивно композиционные способности. В перспективе это необходимо для любой профессии. Задачи творческого формирования ребёнка в учебном процессе решаются с помощью взрослого посредника, способного организовать и руководить контактом ребёнка с миром прекрасного» [25, с. 26; 25; 33].

Таким образом, в своем исследовании под изобразительным творчеством мы будем понимать преобразовательную деятельность по созданию художественного образа, на основе восприятия, переработки и отображения наиболее характерных особенностей. Результатом творческой деятельности является создание новых образов.

В программе «Истоки» отмечаются следующие особенности развития изобразительного творчества детей среднего дошкольного возраста:

«На этапе среднего дошкольного возраста социальная ситуация развития характеризуется тем, что ребенок открывает для себя мир человеческих отношений. Главная потребность ребенка состоит в том, чтобы войти в мир взрослых, быть как они и действовать вместе с ними. Дошкольник учится ставить более отдаленные цели, опосредованные представлением, и стремится к их достижению. Складывается первый схематический абрис детского мировоззрения на основе дифференциации природных и общественных явлений, живой и неживой природы, растительного и животного мира» [10, с. 111].

В программе «От рождения до школы» также выделены особенности развития изобразительного творчества детей среднего дошкольного возраста:

«Основные достижения среднего дошкольного возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией» [6, с. 106].

В программе «От рождения до школы» отмечается, что к концу среднего дошкольного возраста восприятие становится более развитым. Дети оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти [6].

В этой же программе выделяется развитие образного мышления: «Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Они могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа» [6, с. 107].

«Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий. В среднем дошкольном возрасте у детей отмечается развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, прикладном творчестве; воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства, желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ» [6, с. 107].

В программе «От рождения до школы также ставятся задачи для детей среднего дошкольного возраста «…по декоративному рисованию:

Продолжать формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров. Познакомить детей с городецкими изделиями. Учить выделять элементы городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья); видеть и называть цвета, используемые в росписи» [6, с. 217].

Отечественные психологи Л. С. Выготский и А. В. Запорожец неоднократно подчеркивали, что в среднем дошкольном возрасте ребенок переходит от ситуативного поведения к деятельности, подчиненной социальным нормам и требованиям, и очень эмоционально относится к последним [5].

Д. Б. Эльконин считает, что главным итогом развития всех видов деятельности в дошкольном возрасте является овладение моделированием как центральной умственной способностью и формирование произвольного поведения [42].

Более отчетливо выступают этапы возникновения и развития у детей художественного образа. Творческий рисунок строится уже в соответствии с замыслом в отношении, как содержания, так и формы явления или предмета. Появляется активное отношение к изображаемому, активизируются поиски выразительных средств передачи в рисунке творческого замысла [35].

Г. Г. Григорьева отмечает, что рисунки ребенка среднего дошкольного возраста становятся все ближе к реальности. И все же они скорее символы того, что он видит, а не рисунки с натуры. Например, если попросить ребенка нарисовать дом, он изобразит одноэтажный дом с 1-2 окнами, хотя и живет в квартире многоэтажного здания [8].

Н. А. Шинкарева отмечает, что рисунки мальчиков и девочек этого возраста имеют отчетливые различия в выборе сюжетов, манере заполнения пространства листа и прорисовке деталей. Мальчики включают в рисунок множество маленьких «работающих» деталей, в то время как девочки больше склонны к декорированию, украшательству [41].

В деятельности дошкольников кроме слабостей восприятия сказывается и несовершенство зрительного контроля в процессе рисования, неумение распределить внимание, видеть изображаемый предмет расчленено и одновременно целостно. Однако следует при этом помнить о его возможностях и мере необходимости в обучении грамотному рисунку. Выделения в методике обучения детей рисованию связано с проблемой определения содержания изобразительной деятельности [39].

Однако творческие элементы в рисунках появляются не сами по себе, а как результат развития, по мнению Т. С. Комаровой. Сначала воображение носит воспроизводящий, пассивный характер. При рисовании элементы творческого воображения проявляются в композиции, в использовании цвета, творческом процессе ребенка-дошкольника в выборе содержания и т. д. Важно выделить два этапа – формирование замысла и создание самого рисунка, поделки [19].

Момент формирования замысла очень важен. Конечный результат зависит от степени сформированности замысла. Главное на этом этапе заключается в том, чтобы посредством образцов, искусства, содействовать накоплению зрительных представлений ребенка, развитию его воображения. От умения преобразовывать изображаемые предметы ребенок переходит к изображению сюжетов, составлению композиций [19].

Второй этап в изобразительном творчестве – нахождение средств выразительности. Замысел тесно связан с воплощением. Основным средством выразительности является колорит, форма, композиция, ритм.

Одной из важнейших задач в изобразительном творчестве является передача цвета. Правильная живописная передача и верный подбор цветов является одним из необходимых условий колористической согласованности. Что касается композиции, то, по мнению Н. А. Ветлугиной, «характерным для детей среднего дошкольного возраста является построение композиции на плоскости листа, детям этого возраста недоступно перспективное изображение».

В изобразительном творчестве средних дошкольников существует четкая последовательность, поэтапность развития изобразительного творчества [19]:

I этап. От процесса возникновения и становления этой формы деятельности (обогащение жизненных впечатлений – акт творчества – применение в жизни).

II этап. От путей становления художественного образа (замысел – поиски средств выразительности – воплощение).

III этап. От последовательности меняющихся взаимоотношений детей и взрослых (показ процесса творчества – частичное соучастие –самостоятельная композиция детей).

Н. А. Ветлугина, О. М. Дьяченко, Н. П. Сакулина, Е. А. Флеринав развитии изобразительного творчества детей среднего дошкольного возраста рекомендуют учитывать такие критерии, как:

– интерес к изобразительной деятельности, потребность к творчеству;

– умение самостоятельно находить новые решения, выразительные средства в процессе изобразительного творчества;

– владение графическими навыками;

– оригинальность, умения создавать новые комбинации из уже известного, усвоенного (изменения, вариации, преобразования) [10; 25; 39].

Критерии и показатели развития изобразительного творчества детей среднего дошкольного возраста отражены в таблице (см. табл. 1).

Таблица 1 – Характеристика критериев и показателей развития изобразительного творчества детей среднего дошкольного возраста

Критерий Показатели Уровни

1. Интерес к изобразительной деятельности.

Потребность к творчеству. Высокий уровень – ребенок часто проявляет интерес к изобразительной деятельности, потребность к творчеству. Средний уровень – у ребенка нет потребности к творчеству, ребенок редко проявляет интерес к изобразительной деятельности в определенных условиях. Низкий уровень – ребенок не проявляет интереса к изобразительной деятельности, нет потребности к творчеству.

2. Самостоятельность. Умение самостоятельно находить новые решения, выразительные средства в процессе изобразительного творчества. Высокий уровень – ребенок целенаправлен, постоянно экспериментирует, самостоятельно находит новые приемы решения заданий, выбирает выразительные средства. Средний уровень – ребенок при поиске решений и выборе изобразительных средств часто пользуется помощью взрослого. Низкий уровень – ребенок не умеет самостоятельно находить новые решения, выразительные средства, всегда при выборе пользуется помощью взрослого.

3. Владение графическими навыками.

Умения правильно пользоваться карандашом, кистью, проводить линии горизонтально, вертикально. Высокий уровень – ребенок хорошо владеет элементарными графическими навыками, рисунки соответствуют элементарным художественным требованиям. Средний – ребенок владеет элементарными графическими навыками, но его рисунки имеют отклонения от элементарных художественных требований. Низкий уровень – ребенок слабо владеет элементарными графическими навыками, рисунки ребенка не всегда соответствуют элементарным художественным требованиям.

4. Оригинальность Умения создавать новые комбинации из уже известного, усвоенного Высокий уровень – ребенок создает новые комбинации из уже известного, усвоенного материала. Рисунки имеют индивидуальный «почерк». Средний – в своих рисунках ребенок использует преимущественно знакомые ему средства, оригинальные комбинации, вариации используются редко лишь в некоторых работах. Низкий уровень – ребенок выполняет рисунки по образцу, они стереотипны, лишены оригинальности.

Таким образом, изучены подходы ученых к понятию и сущности изобразительного творчества, на основе анализа нами было определено понятие «изобразительное творчество», в своем исследовании под изобразительным творчеством мы понимаем преобразовательную деятельность по созданию художественного образа, на основе восприятия, переработки и отображения наиболее характерных особенностей, в ходе которой ребенком реализуется художественный потенциал и ранее усвоенный изобразительный, личностный (познавательный, эмоциональный и т. д.) опыт. Результатом творческой деятельности является создание новых образов.

В среднем дошкольном возрасте необходимо, чтобы какая-то часть изобразительной деятельности ребенка была направлена на создание продукта деятельности, который на кого-то должен оказать воздействие, с которым связано сознание его возможностей социальной ценности. Также выделены критерии и показатели изобразительного творчества детей среднего дошкольного возраста.

Критериями развития изобразительной деятельности в среднем дошкольном возрасте являются: интерес к изобразительной деятельности, потребность к творчеству; умение самостоятельно находить новые решения, выразительные средства в процессе изобразительного творчества; владение графическими навыками; оригинальность, умения создавать новые комбинации из уже известного, усвоенного (изменения, вариации, преобразования).

1.2. Организация работы по развитию изобразительного творчества детей среднего дошкольного возраста на занятиях по рисованию

Исследование организации работы по развитию изобразительного творчества детей среднего дошкольного возраста на занятиях по рисованию потребовало толкования термина «организация».

В психологическом словаре имеется несколько толкований организации: «…учреждение, предприятие, организация; действие по значению глагола организовывать, инициирование какой-либо деятельности и руководство ею с целью согласования и упорядочивания. Четкость структуры, порядок, слаженность и дисциплинированность как результат такого действия. В управлении необходима организация – это способность людей к совместной деятельности» [30, с. 31].

Рассматривая общество как социальную систему, социологи отмечают, что в основе общества лежит социальное взаимодействие. Чтобы совместные действия людей, направленные на достижение социально значимых целей были эффективны, нужна организация.

Публикации по теме:

Развитие детского творчества на занятиях по изобразительной деятельности детей с ТНРРазвитие детского творчества на занятиях по изобразительной деятельности детей с ТНР Сообщение из опыта работы на тему: «Развитие детского творчества на занятиях по изобразительной деятельности детей с ОВЗ»Одним из наиболее.

Фотоотчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего и среднего дошкольного возраста»Фотоотчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего и среднего дошкольного возраста» В настоящее время, пожалуй, навряд ли найдется такой человек, которому будет неизвестно о важности развития мелкой моторики и координации.

Конспект ООД в ОО «Познавательное развитие» для детей среднего дошкольного возраста «Мастерская по ремонту» Задачи: -Познакомить детей с профессиями (сапожник, часовщик, столяр). -Продолжать расширять и обогащать словарь детей. -Воспитывать трудолюбие,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие изобразительного творчества детей среднего дошкольного возраста на занятиях по рисованию
Опубликовано: 28 января 2025 в 20:49
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие изобразительного творчества детей среднего дошкольного возраста на занятиях по рисованию» (включая файлы) размещена пользователем Юдина Лия (УИ 3529116) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
01 февраля 2025 суббота
Последний месяц зимушки — февраль.
02 февраля 2025 воскресенье
Вот ёжик — ни головы, ни ножек!
Победа в Сталинградской битве!
Знакомимся с таинственным миром болот!
*



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД