икоева индира
Применение метода цветотерапии в работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Применение метода Цветотеарпии в работе с дошкольниками.
В данной работе представляется опыт работы педагога-психолога и музыкального руководителя в области здоровьесберегающих технологий. Подробно рассматривается один из видов данной технологии Цветотерапия.
Публикация «Применение метода цветотерапии в работе с дошкольниками» размещена в разделах
- Цветотерапия. Хромотерапия в детском саду
- Цветы. Все о цветах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
Цветотерапия- это метод нетрадиционной медицины, при котором используется воздействие цветовой гаммы на психоэмоциональное состояние дошкольника, на его самочувствие, это эффективный метод воздействия цветом на наш организм с целью восстановления его нормальной жизнедеятельности. Воздействие цветом помогает восстановить душевное равновесие, лечит физические болезни, устраняет беспокойства и напряжение. Цветотерапия для детей полагает для начала определение любимого цвета, а затем наполнение этим цветом как можно большего пространства, которое его окружает. Как правило дети выбирают свои любимые цвета : розовый, зеленый, желтый или оранжевый - это говорит о том, что дошкольники нормально развиваются, им все интересно и они познают мир. Выбрав белый или черный цвет можно говорить о том, что ребенок немного замкнут и он испытывает удовольствие в одиночестве. Существуют «цветные методы», позволяющие составить портрет личности, определить ее актуальное психофизиологическое состояние. «Покажи мне свои любимые цвета - и я скажу тебе, кто ты», - так говорил выдающийся врач и психолог Макс Люшер. Многие великие умы занимались изучением влияния цвета на организм человека: Иоганн Гёте, Нильс Финсен, Джекоб Либерман, российский академик установил, что цветовое излучение оказывает влияние на нервную систему человека. Правильно использовав цвет, цветотерапия благотворно влияет на людей независимо от возраста, и поэтому, я в своей работе применяю такой метод как мандалатерапию.
Мандалатерапия позволяет снять напряжённость у детей, стабилизирует настроение. Дети дошкольного возраста постоянно встречаются с трудными ситуациями и не всегда успешно преодолевают их, поэтому все чаще возникает вопрос, как помочь им устоять перед неблагоприятными воздействиями социальной среды, преодолеть травмирующую ситуацию и совладать с негативными эмоциональными переживаниями. Научить детей сосредоточиваться, успокаиваться помогает раскрашивание и создание мандал. Карл Густав Юнг (известный швейцарский психолог) был одним из первых европейских ученых, кто очень серьезно изучал мандалы. Он пришел к выводу, что метод мандалы- это путь к нашему центру, к открытию нашей индивидуальности.
Я, использую мандалотерапию больше всего именно в целях коррекции эмоционального состояния, нормализации поведения ребенка. Это естественный и радостный способ улучшения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств, который способствует развитию творчества, художественному и духовному самовыражению детей. Рисуя мандалы дети переносят внутреннее состояние, свои эмоции и переживания из внутреннего мира наружу-в виде художественного образа. Данный вид деятельности положительно влияет на детей с гиперреактивностью, снижает уровень тревожности, повышает концентрацию внимания, способствует развитию творческих способностей. Это для психолога хорошая возможность увидеть, что переживает ребенок внутри себя, какие он испытывает эмоциональные волнения.
Мастер класс по мандалатерапии на стекле:
При использовании мандалы на занятиях с детьми я придерживаюсь следующих правил: для начала показываю ребенку разновидность мандал, выбирает мандалы ребенок самостоятельно, разрешается на одном занятии работать только с одной мандалой, также я использую музыкальное сопровождение. Материал для работы (краски, пастель, стекло от рамки) ребенок выбирает по желанию. Ребенок выбирает разновидность мандалы подкладывает его под стекло и приступает к работе. После того как ребенок разукрасил или создал собственные мандалы он рассказывает о своих чувствах, переживаниях, которые испытывает. В начале работы, когда дети еще не знакомы с техникой, я настраиваю их психологически с помощью красивого, доброго рассказа: «Садись поудобней и немного закрой глаза. Сейчас мы отправимся в волшебную сказочную страну, где ты будешь волшебником и только ты будешь решать какие цвета ты выберешь, для того чтобы нарисовать свой рисунок на стекле. Когда ты будешь готов, потихоньку открой глаза, попробуй нарисовать все, что ты представил перед собой». Для того, чтобы ребенку было легче, мы можем ему помочь придумать название мандалы. Затем мы потихоньку переходим к тому, что ребенок приступает к описательному рассказу. Для себя педагог-психолог делает небольшие пометки, на листе бумаги и затем скрепляет к готовой мандале. Швейцарский психолог М. Люшер разработал психологические характеристики цвета, которыми я всегда пользуюсь для интерпретации мандалатерапии. В своей практике я наблюдаю, что дети выбирают какое-либо сочетание цветов. Для правильной трактовки детского рисунка необходимо довериться также и своим впечатлениям. Какие эмоции он вызывает? Покой и умиротворение или беспокойство и тревогу?
Количество используемых ребенком цветов можно рассматривать с нескольких позиций. В первую очередь, это характеристика уровня развития эмоциональной сферы в целом. Обычно дети используют 5-6 цветов. В этом случае можно говорить о нормальном среднем уровне эмоционального развития. Более широкая палитра цвета предполагает натуру чувствительную, богатую эмоциями. Если ребенок старше 3-4 лет рисует 1-2 цветными карандашами, это, скорее всего, указывает на его негативное состояние в данный момент: тревога (синий, агрессия (красный, депрессия (черный).Использование только простого карандаша (при наличии выбора) иногда трактуют как «отсутствие» цвета, таким образом ребенок «сообщает» о том, что в его жизни не хватает ярких красок, положительных эмоций. Наиболее эмоционально значимые фигуры выделяют большим количеством цветов. А открыто не принимаемых персонажей обычно рисуют черным или темно-коричневым цветом. Цвета могут передавать также определенные свойства характера и состояние.
Психологами доказано, что психология и музыка тесно связаны между собой. Если музыка умело используется в работе с дошкольниками, а в частности с методом цветотерапии, то она не только развлекает - она помогает, развивает и воспитывает.
В своей работе музыкальный руководитель использует множество современных методик и технологий. Все они призваны к тому, чтобы сделать жизнь ребенка в дошкольном учреждении более интересной, насыщенной. Технологии, которые больше всего отвечают за физическое и психоэмоциональное состояние ребенка - это здоровьесбеоегающие технологии. Одной из них является цветотерапия. В работе музыкального руководителя она идет в сочетании с музыкой. С помощью такого синтеза можно решить многие сложные вопросы, связанные с психоэмоциональным состоянием ребенка.
Теория связи музыки и цвета существует еще с древних времен. Многие древние ученые (Аристотель, Пифагор, Л. Кастель) в своих трактатах утверждали, что существует прямая связь между музыкой и цветовой гаммой. Основываясь на их трудах, последующие поколения и дальше развивали эту теорию. Что касается музыки, существует целая плеяда композиторов (Ж. Рамо, Г. Телеман, Н. А. Римский - Корсаков,А. Н. Скрябин, К. Дебюсси и др. ,которые обладали феноменом «цветного слуха».Подробнее остановимся на Н. А. Римском-Корсакове, творчество которого широко используется в детском саду. Интересно, что тональности для своих произведений он выбирал не случайно. Каждая тональность у него имела свою цветовую окраску. Картины моря в операх «Сказка о царе Салтане», «Садко», «Золотой петушок» он написал в тональностях ми мажор и ми-бемоль мажор. Эти тональности у него ассоциировались только с синим цветом. Моей задачей было понятьслучайность ли это? А может в этом есть зерно правды, и это не только видение композитора? Я дала детям прослушать фрагмент под названием «Море» из оперы «Сказка о царе Салтане».Я попросила их закрыть глаза, слушать внимательно, а потом рассказать, какую картину они представили. После слушания дети красочно описывали свои впечатления, и мне приятно было слышать, что многие дети услышали музыку моря. На просьбу подобрать цвет к прослушанной музыке дети однозначно ответили: «Синий!».Можно сказать, что «цветной слух» Н. А. Римского-Корсакова очевиден. Верно выбранная тональность дает точную окраску для музыки, и дети, которые более тонко чувствуют музыку, называют такие же цветовые ассоциации, что и композитор.
Интересен бывает выбор цвета детьми для описания музыкальной картинки, рисующей волшебную белку из той же оперы Н. А. Римского-Корсакова. Музыка носит озорной танцевальный характер. Дети, как правило обозначают эту музыку желтым цветом. Но я, добиваясь более определенного значения, начинаю рассказывать о том, что белочка в данном случае- это чудо-дивное. Дети после этого добавляют к желтому еще и блестящий оттенок и только один ребенок мне сказал: "Золотистый!". К дополнению к прослушанному, я включила отрывок из мультфильма. И какова же была радость детей, когда они увидели золотые сверкающиеся орешки. Это было подтверждением верности их представлений. Ребенок, который точнее всего обозначил цвет впоследствии стал хорошо рисовать и поступил в художественную школу. Это говорит о том, что метод цветоопределения может на ранней стадии выявить детей,одаренных как в музыке, так и других областях искусства. Цветотерапия во время слушания музыки несет в себе элемент поисковой деятельности, развивает словарный запас.
Цветотерапия - это синтез искусств. Часто после слушания я прошу детей нарисовать свое видение музыки (технология визуализации). Они, в силу своих возможностей по-разному рисуют тот или иной сюжет, но можно заметить, что цветовую гамму они выбирают в большинстве своем одинаковую. Если у детей есть опыт слушания не сложной для их возраста музыки, то они умеют различать мажорную и минорную окраску звучания. Мажорную музыку они рисуют светлыми тонами, а минорную - более темными. Интересным в моей практике был рисунок ребенка после прослушивания музыки П. И. Чайковского "Баба Яга".На листе была изображена зигзагообразная жирная линия черного цвета. На мой вопрос, что это, ребенок ответил: "Так летит баба-яга, а черный- потому что она злая" (такая форма рисования называется динамической живописью).
Иногда, бывает так, что после слушания детям необходимо переключиться на более светлые эмоции (например, после " Болезнь куклы" П. И. Чайковского) и тогда вновь выручает цветотерапия. Я показываю ничего не говоря, смайлик оранжевого цвета. Реакция детей однозначна, они начинают улыбаться, подпрыгивать. Таким образом, очень быстро создается обстановка "разрядки",что является одним из важных компонентов данной здоровьесберегающей технологии. Если мне наоборот, необходимо скорректировать неустойчивое поведение детей,то для этого у меня есть знак в виде круга коричневого цвета. Дети, видя его в моей руке, сразу понимают, что необходимо проявить сдержанность. Использование цвета, как средства здоровьесбережения возможно во всех видах музыкальной деятельности и в этом его универсальность. В песенном репертуаре детей есть много песен о цветовой палитре, которые несут в себе много позитивных эмоций. Дети любят эти песни, исполняют их с большим желанием. Это «Голубой вагон». «Облака» В,Шаинского, «Оранжевая песня»А. Арканова, «В коробке с карандашами» Г. Гладкова, «Розовый слон»Г. Горбовского, «Песня о волшебных красках» Л. Олиферовой и др.
Передавать свои эмоции мы можем, не только слушая музыку, рисуя ее, но еще и в движении: танцах, музыкально-ритмических движениях, играх. Музыка побуждает ребенка к движению. Мы часто сталкиваемся с проблемой, когда ребенок стесняется, не может в обществе выразить свои эмоции. Здесь на помощь могут прийти различныеупражнения, этюды, игры. Такие задания развивают у детей образность, выразительность движений, способствует накоплению музыкальных впечатлений, музыкально-двигательного опыта. Большое значение в данных видах деятельности играют атрибуты и костюмы. Особое внимание нужно обратить на их цветовую гамму. Флажки, ленточки, султанчики и др. должны быть яркого цвета. Красные костюмы для гномиков, рябинок, желтые для подсолнушка, цветов и т. д. вызывают у детей творческую активность. Бывает так, что дети сами хотят выбрать себе костюм определенного цвета. Нужно давать им такую возможность, потому что любимые и нелюбимые цвета невольно влияют на самочувствие детей.
Одним из самых радостным видом деятельности детей являются импровизации под музыкальное сопровождение. Дети с удовольствием кружатся с разноцветными шарфиками, белыми снежинками, зелеными цветочками и т. д.
В игровой деятельности, я использую разноцветные физкультминутки, динамические упражнения, музыкальные игры, которые предлагают медиаресурсы.
Упражнение «Цветная музыка» целесообразно проводить, когда есть необходимость вызвать у детей определенное настроение. Упражнение содержит элементы цветотерапии, а именно предусматривает использование различных предметов определенного цвета.
Музыкальное сопровождение упражнения и цвет предметов будет зависеть от настроения, которое нужно создать. Так, чтобы успокоить детей, музыкальный руководитель может предложить им создать танцевальную импровизацию под музыку вальса, используя при этом шелковые шарфы синего, голубого или зеленого цветов. Вместо того, чтобы подбодрить детей, следует включить ритмичную музыку в оживленном темпе, а как реквизит предложить детям ленты или платочки желтого, или красного цветов.
Целью этого упражнения является: нормализовать дыхание, расслабить мышцы горла.
Как музыкальный материал для упражнения можно использовать аудио-запись «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Эдварда Грига (EdvardGrieg) или другую спокойную музыку (темп - не более 60-65-ти ударов в минуту, шум леса, пение птиц и тому подобное.
Это упражнение лучше выполнять с детьми после физической нагрузки. Музыкальный руководитель включает музыку и предлагает детям удобно расположиться на полу, закрыть глаза, представить солнечный день и зеленый лес. Главный элемент упражнения - «лесной» воздух, при котором дети должны спокойно, с удовольствием вдыхать и выдыхать воздух, представляя, что находятся в лесу и наслаждаются лесным чистым воздухом.
С помощью методики «Цветоника» я обучаю детей игре на металлофоне. Эта методика дает возможность легко и непринужденно, в игровой форме изучать нотную грамоту. Каждая нота соответствует отдельному цвету.
Хочется сказать еще о дидактическом материале, который используется с детьми, о предметно-развивающей среде, которая окружает их. По цветовосприятиюпособия должны быть яркими, красочными, доступными для детей. Игрушки, музыкальные инструменты, различные атрибуты, находящиеся в группах, в музыкальных уголках должны быть эстетичными, способствующими спокойной эмоциональной обстановке.
Применяя в работе с дошкольниками технологию цветомузыкальной терапии, можно смело сказать, что дети становятся более уверенными в себе, умеют общаться друг с другом, понимать свои и чужие эмоции, решать возникающие эмоциональные проблемы. У детей обогащается и активизируется словарь, расширяются знания об окружающем мире, развивается творческое воображение и эмоциональное сопереживание музыки. Чтобы обобщить опыт работы психолога и музыкального руководителя по методики цветотерапия целесообразно проводить различные мероприятия. Например, развлечение «Цветной день» в старшей и подготовительной группе. Увлекательная практика «Цветного дня», когда дети сами предпочитают определенный цвет или оттенок цвета и пребывают в нем в течение дня. Основная цель мероприятия: поднятие настроения, эмоционального комфорта, сплочение детского коллектива, музыкотерапия, сохранения психологического здоровья каждого ребёнка. Цвет присутствует в оформлении группы, в элементах одежды, игрушках. Были проведены игры: Океан настроения» -подготовительная группа, «Радуга настроения» - старшая группа. Использовали здоровьесберегающие технологии: (релаксация, психогимнастика, пальчиковые и подвижные игры, активное использование цвета, звука, постоянная смена деятельности, свободное расположение во время проведения развлечения, подача материала в состоянии релаксации и др.).
Выводы:
Проведенная работа с детьми старшей и подготовительной групп по сохранению психологического здоровья с использованием цветотерапии показала, что:
- улучшилось общее эмоциональное состояние детей, снизилось количество тревожных детей, снизилось количество страхов;
- у детей сформировались первоначальные представления о себе и окружающем мире;
- повысился уровень развития воображения у детей;
- снизилось проявление вербальной и физической агрессии, дети стали терпимее и дружелюбнее относиться друг к другу.
Авторы статьи Икоева Индира Таймуразовна педагог-психолог
и Кудзоева Ирина Вмкторовна –музыкальный руководитель
МАДОУ детский сад № 74 г. Владикавказ
Республика Северная Осетия-Алания