Паршенкова Светлана Юрьевна
Применение Лего в коррекционной логопедической работе
▼ Скачать + Заказать документы
Применение ЛЕГО в коррекционной логопедической работе.
Исследования состояния звукопроизношения детей с ОВЗ старшей и подготовительной групп показали, что нарушения звукопроизношения имеются у 100% детей, носят мономорфный и полиморфный характер и выражаются в антропофонических (искажение звука) и фонологических (отсутствие, замена звука) дефектах.
Публикация «Применение Лего в коррекционной логопедической работе» размещена в разделах
При исследовании состояния фонематического слуха и восприятия возникают следующие трудности: дети с трудом опознавали фонемы фонетически и артикуляционно близких звуков. Выявлены затруднения в дифференциации шипящих и свистящих звуков, сонорных звуков между собой.
Объём активного словаря и уровень развития грамматического строя и связной речи не соответствует возрастной норме. Исследования неречевых психических функций и эмоциональной сферы показали, что у большинства детей эмоциональные реакции неадекватны и неустойчивы, дети делают ошибки при ориентации в пространстве, затрудняются сложить картинку из 6-8 разрезов и складывать фигуры из 6-7 палочек по памяти.
Таким образом, овладение образовательной программы у детей старшей и подготовительной групп оказывается значительно слабее, чем у их нормально говорящих сверстников.
Для решения этой проблемы мы обратили внимание на ЛЕГО-технологии, которые: расширяют образовательное пространство, позволяют оптимизировать педагогический процесс, обогащают развивающую предметно – пространственную среду, способствуют экспериментированию с доступными детям материалами, обеспечивают развитие психических процессов и мелкой моторики рук, дают возможность самовыражения детей, и тем самым способствуют речевому развитию дошкольников.
С помощью ЛЕГО-конструирования трудные учебные задачи можно решить при помощи увлекательной созидательной игры, в которой не будет проигравших, так как каждый ребенок и педагог могут с ней справиться. ЛЕГО-конструирование-— это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности.
В процессе конструктивно-игровой деятельности педагог, опираясь на непроизвольное внимание детей, совершенствует сенсорно-тактильную и двигательную сферу, активизирует их познавательную деятельность, развивает коммуникативную функцию, формирует и корригирует поведение, интерес к образовательной деятельности.
Отечественные логопеды и зарубежные педагоги однозначно отмечают, что использование в работе с детьми конструкторов ЛЕГО позволяет за более короткое время достичь устойчивых положительных результатов в коррекции нарушений речи. Оно также направлено на предупреждение вторичных дефектов, что способствует становлению ребенка как личности (Т. В. Лусс). М. М. Кольцова, Е. И. Исенина и др. авторы отмечают, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики.
Использование в коррекционной работе конструкторов ЛЕГО активизирует различные отделы коры больших полушарий головного мозга, способствует развитию мелкой моторики рук, развитию и гибкости артикуляционного аппарата, у детей улучшается звукопроизношение.
З. А. Репина рекомендует начинать коррекцию общего недоразвития речи с развития психологической базы речи, её основы. Исследования Л. С. Выготского и А. Р. Лурия показали, что четыре психических процесса – внимание, восприятие, память и мышление составляют психологическую базу для развития речи.
В игре с конструктором, при выполнении задания, дошкольники выполняют задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениям, действиями. Дети не просто выполняет заученные действия, они видоизменяют их, получая новые результаты. Развивающееся мышление даёт возможность заранее предусматривать результаты своих действий, планировать их. ЛЕГО — конструирование может помочь достичь ребёнку высокого уровня восприятия, пространственного мышления, планирующей функции речи.
Л. С. Цветкова утверждает, что развитие зрительного предметного восприятия подготавливает базу для перехода к формированию языковых и речевых средств, к оречевлению предметного мира, к связи «предмет – слово».
В постройках из ЛЕГО-конструкторов наглядность представлена объёмными предметами и воспринимается со всех сторон. На основе такого восприятия предмета в сознании дошкольника формируется образ. Стараясь как можно точнее передать форму, ребёнок активно работает пальцами, происходит мощное воздействие на тактильные рецепторы, а это, способствует развитию речи.
Таким образом, использование ЛЕГО-конструирования в коррекционной работе с дошкольниками с ОВЗ, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности, способствует развитию психических процессов, обогащению активного словаря, развитию связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи, развитию фонематических процессов и владению речью как средством общения и культуры, развитию инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками, что соответствует ФГОС ДО. При использовании ЛЕГО-технологий в работе по развитию речи дошкольников с ОВЗ, необходимо учитывать основные принципы Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и опираться на следующие теоретико-методологические принципы:
1. Принцип развития. Предполагает выделение в деятельности педагога по речевому развитию детей тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребёнка (по Л. С. Выготскому).
2. Онтогенетический принцип. Разработка педагогической методики ведётся с учётом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребёнка в онтогенезе.
3. Принцип деятельностного подхода. В дошкольном возрасте ведущей формой деятельности становится игра, в процессе которой происходит интенсивное развитие речи.
4. Принцип связи речи с другими сторонами психического развития ребёнка. Все психические процессы у ребёнка – память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение – развиваются при непосредственном участии речи (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец и др.).
5. Принцип дифференцированного подхода предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком, содействие и сотрудничество детей и взрослых. Получение нового, позитивного опыта ребенком возможно лишь с помощью родителей, воспитателей и педагогов дошкольного учреждения.
6. Принцип поэтапного формирования умственных действий опирается на идеи П. Я. Гальперина и Д. Б. Эльконина. Становление умственных действий – длительный процесс, который начинается с развернутых внешних операций с использованием вспомогательных материализованных средств опоры, а затем постепенно сокращается, автоматизируется, переводится в умственный план.
7. Принцип сознательности и активности детей в усвоении знаний и их реализации. Ведущая роль в деятельности с ЛЕГО-конструктором принадлежит педагогу, однако решение поставленных задач доступными для него средствами осуществляет ребенок.
8. Принцип воспитывающего обучения. Использование ЛЕГО – технологии в коррекционной работе позволяет воспитывать у дошкольников волевые и нравственные качества. Этому способствует деятельность ребенка, направленная на решение проблемной ситуации, желание достичь необходимого результата при повышенной мотивации деятельности.
9. Принцип рационального сочетания разных видов деятельности, основанный на утверждениях Л. С Выготского и А. Н. Леонтьева, что личность ребёнка развивается в процессе деятельности.
10. Принцип интеграции образовательных областей, который позволяет формировать у ребё нка целостное представление о мире: Образовательная область
Область применения ЛЕГО-конструирования, в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО.
Социально-коммуникативное развитие: создание совместных построек, объединенных одной идеей, одним проектом развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. Познавательное развитие: техническое конструирование – воплощение замысла из деталей ЛЕГО-конструктора, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира
Речевое развитие: работа с логопедом при развитии фонетического слуха, понятие синтаксис, словообразование развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие : творческое конструирование – создание замысла из деталей ЛЕГО-конструктора. реализация самостоятельной творческой деятельности детей — конструктивно-модельной.
Физическое развитие: координация движения, крупной и мелкой моторики обеих рук
Структурные компоненты занятия:
1. Организационный момент
2. Создание проблемной ситуации
3. Элементы логопедического занятия : • развитие фонематического восприятия и слуха
• артикуляционная гимнастика
• мимическая гимнастика
• развитие речевого дыхания, голоса, интонации
• развитие и совершенствование лексико-грамматического строя речи
• развитие связной речи
4. Задания на развитие памяти, внимания, словесно-логического мышления. Чтобы выкладывание схем не превратилось в однотипное, занудное занятие, целесообразно использовать различные формы работы.
Предлагаем детям выложить схемы из специальных фишек на ЛЕГО-коврике, построить из различных деталей, посадить звуки в вагончики, поселить в домики и др.
Таким образом, на занятии используются одновременно несколько анализаторов – зрительный, слуховой,речедвигательный, тактильный. Манипулируя деталями конструктора ЛЕГО ребенок, превращая их то в одну, то в другую букву, запоминает образ буквы, лучше различает сходные буквы, что помогает освоить азы грамоты и выполняет роль наглядной опоры. В данном случае наглядность представлена объёмными предметами и воспринимается со всех сторон. На основе такого восприятия предмета в сознании дошкольника формируется образ. Стараясь как можно точнее передать форму, ребёнок активно работает пальцами, причём чаще всеми десятью. Происходит мощное воздействие на тактильные рецепторы, а это, способствует развитию речи.
Работа по лексическим темам с помощью ЛЕГО-конструктора даёт возможность детям с ОВЗ запоминать новые слова, используя зрительный и тактильный анализаторы. Лучше всего у таких детей накопление словаря происходит через увиденное и осознанное. Возможность совершения самостоятельных действий с элементами конструктора, их описания и сравнения способствуют формированию взаимосвязанного комплекса семантических, звуковых, морфологических и ритмических операций, осуществляющих поиск слова, что даёт возможность, помимо увеличения лексического запаса, перевести слова из пассивного словаря в активный.
Конструирование фигур животных помогает детям научиться выделять части целого и отработке падежных окончаний (котёнок без чего? — без хвоста).
Составление частей разных животных помогает развивать понимание образование сложных слов (игра «Волшебный зоопарк», где соединяется голова крокодила и туловище тигра и получается «крокотигр»). Использование ЛЕГО-технологий в логопедическом процессе даёт возможность осуществлять коррекцию с наибольшим психологическим комфортом.
Работа над пересказом, рассказом, диалогом становится более эффективной. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более логичным и развёрнутым. При этом работа над связной речью ведётся в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности.
Одним из самых эффективных методов восстановления коммуникации в процессе диалога считаем логопсихокоррекционную ЛЕГО-игру (игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры).
Дети часто сами создают декорации, на занятиях по конструированию, в свободное время. Логопед, участвуя в создании конструкций, занимается с детьми, имеющими наиболее сложные речевые дефекты, при которых необходимо проговаривание собственных действий или использование отражённой речи.
Логопсихокоррекционные игры на базе конструктора ЛЕГО используются во время этапа активной логопсихокоррекции и проводят определенную «эволюцию», которая выражается в увеличении коррекционного содержания игры.
Начиная с игр-драматизаций, когда воспитанник пользуется заученным текстом и говорит за своего героя, подражая его манерам и голосу, в конце – вводим сюжетно-ролевые игры, где сюжет отражает психологические проблемы ребенка или группы и развивается спонтанно.
В конце обучающего цикла вводим командные конструктивно-творческие игры.
Цели использования игр:
1. Развитие речи в рамках определенной темы.
2. Развитие представлений о цвете, форме, пространстве.
3. Постановка и отработка звуков в ходе игры.
4. Диагностика, как педагогическая, так и психологическая.
5. Развитие количественных представлений, мелкой моторики рук.
6. Создание условий естественного полноценного общения воспитанников в ходе совместной работы.
7. Сплочение коллектива детей, формирование чувства эмпатии друг к другу. 8. Обучение полезным навыкам поведения. Их апробация и приобретение положительного опыта общения.
9. Формирование и закрепление определенных «саногенных состояний» (психического состояния успеха).
Логопсихокоррекционные игры на базе конструктора ЛЕГО бывают как направленными, так и ненаправленными. В первом случае возможно большее или меньшее вмешательство логопеда в ход и условия игры. Детям предлагается задание, а в некоторых случаях разрабатывается сценарий бытового конфликта или сказки (кукольный спектакль). В ходе ненаправленной игры воспитанник сам берет необходимые детали конструктора и играет. Роль логопеда сводится к постановке определенных вопросов, ответы на которые могли бы объяснить, что именно делает ребенок.
В ходе логопсихокоррекционной игры учитывается необходимость функциональных тренировок речи. Поэтому непременным условием является плавная и правильная речь.
Игры с использованием конструктора ЛЕГО позволяют использовать речевые приемы: сопровождающая речь, завершающая речь, предваряющая речь.
Логопсихокоррекционные игры на базе конструктора ЛЕГО организуются по типу конструктивно-творческой игры, сюжетно-ролевой игры, психодраммы и других типов игр. Тип и особенности игры, а также наличие и состав зрителей зависят от степени подготовленности группы детей, ее особенностей, а также дидактических и психотерапевтических целей.
Заключение.
Работа по развитию речи с применением ЛЕГО-технологий делает коррекционно-логопедический процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению необходимого материала. Во время выполнения практических заданий включаются различные группы мышц, происходит развитие и коррекция моторики рук, познавательно-речевой деятельности и эмоционально-волевой сферы ребенка. Чем разнообразнее будут приёмы логопедического воздействия на детей с ОВЗ, тем более успешным будет формирование речи.