Елена Ляхова
Применение современных педагогических технологий в логопедической работе
▼ Скачать + Заказать документы
1. Применение современных педагогических технологий в логопедической работе
Современная Логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями. Современная логопедическая практика имеет в своём арсенале технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений. К ним относятся:
Публикация «Применение современных педагогических технологий в логопедической работе» размещена в разделах
Технология логопедического обследования.
Технология коррекции звукопроизношения.
Технология формирования слоговой структуры слова
Технология развития лексико-грамматической стороны речи.
Технология логопедического массажа.
Технология развития связной речи.
Игровые технологии.
Здоровьесберегающие технологии.
Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать, работу учителя логопеда.
2. Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе
Эмоциональная возбудимость, отставание в развитии двигательной сферы, недостаточно развитая моторика пальцев рук свойственны детям с речевыми недостатками. У многих детей повышенная утомляемость, нарушения основных понятий и представлений. Исправление речевого дефекта и коррекции психического и физического состояния ребенка поможет использование здоровьесберегающих технологий. Не вызывает сомнения тот факт, что для детей дошкольного возраста с речевой патологией важно организовать постоянную, познавательную, речевую и коррекционно-развивающую среду. При этом современному ребенку требуется и современная коррекционная среда и современные технологии обучения.
На логопедических занятиях я использую как традиционные, так и нетрадиционные приемы здоровьесберегающей технологии, среди которых:
дыхательная гимнастика,
артикуляционная гимнастика,
пальчиковая гимнастики,
гимнастика для глаз,
массаж и самомассаж,
физкультминутки;
Применение психологических средств и методов, включающих в себя:
психогимнастику: игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы,
тренинги на устранение отрицательных эмоций,
релаксационные упражнения,
подвижные и сюжетно-ролевые игры,
создание благоприятного психологического климата с преобладанием положительных эмоций.
3. Артикуляционная гимнастика
Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные. Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы.
Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определённые движения и положения губ, языка, вырабатывает правильную воздушную струю, то есть всё то, что необходимо для правильного образования звука.
4. Пальчиковая гимнастика
Известно, что существует прямая связь между развитием мелкой моторики и развитием мышления ребенка. Чем более ловкие пальчики - тем более гибкий ум. А пальчиковые игры как нельзя лучше помогают в развитии мелкой моторики. Пальчиковые игры дают возможность играть с ребенком, радовать его и, вместе с тем развивать речь. Очень нравиться детям игры, проводимые в хорошем темпе, с веселым настроением, со сменой поз «театр пальчиков и языка».
«Квасим капусту»
Это что еще за куст? Стоя, руки перед грудью в «замке»
Это что еще за хруст? Куст «распружинился», подрос – руки соединены только основаниями ладоней и кончиками пальцев. Ладони чуть-чуть поворачиваем во встречном направлении и при этом издаем хруст, как умеем (горлом, языком, щеками) Детям очень нравится!
- Как же мне без хруста, тут наша «капуста» вырастает и становится размером
с кольцом из рук, кончики пальцев соединены над головой. В порядке разминки можно в этом положении проверить осанку и прочувствовать каждую мышцу спины.
5. Дыхательная гимнастика
Развитие дыхательной функции входит в систему коррекционно-логопедической работы на подготовительном этапе. Как правило, дети, имеющие нарушения речи, страдают недостаточным объемом и силой выдоха, отсутствием направленности воздушной струи. Дыхательная гимнастика, используемая на логопедических занятиях, оздоровительный метод, способствует насыщению кислородом коры головного мозга и улучшению работы всех центров. Приступая к развитию речевого дыхания, следует отработать спокойный вдох и сильный плавный ротовой выдох. Этому помогут игры.
«Радуга улыбается»
Ребенок через стороны поднимает руки над головой, как бы рисуя дуги радуги.
Одновременно он делает медленный вдох. На выдохе широко улыбается и произносит: «С-с-с», плавно опуская руки вниз.
6. Гимнастика для глаз
Кроме упражнений для кистей и пальцев рук, на своих занятиях использую гимнастику для глаз. Эти упражнения способствуют развитию концентрации внимания, обеспечивают межполушарное взаимодействие, навыки волевой регуляции, умение управлять движениями и контролировать свое поведение. Это следующие упражнения:
вертикальные движения глаз "вверх – вниз”;
горизонтальные "вправо – влево”;
вращение глазами по часовой стрелке и против;
закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее.
Упражнение для глаз «Белка и дятел».
Белка дятла ожидала (резко перемещаем взгляд вправо, влево,
Дятла вкусно угощала.
Ну-ка, дятел, посмотри (смотрим вверх, вниз).
Вот орешки: раз, два, три.
Пообедал дятел с белкой (моргаем глазками).
И пошел играть в горелки (закрываем глаза, гладим веки указательным пальцем).
7. Физкультминутки
Двигательная деятельность игрового характера (физкультминутки, игровые упражнения с попеременным мышечным напряжением и расслаблением и др.) вызывают положительные эмоции у детей. Двигательная активность как переключение на новую деятельность обеспечивает активный отдых, повышает работоспособность, предупреждает переутомление, способствует развитию подвижности нервных процессов, создаёт у детей уравновешенное нервно-психическое состояние.
Физкультминутки на логопедических занятиях включают упражнения как общеукрепляющие, направленные на улучшение кровообращения и двигательной активности детей, так и упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук. Движения сопровождаются проговариванием стихов, потешек, соответствующих лексической теме занятия, и содержат в словах большое количество тех звуков, которые дети изучают в это же время на занятиях, при проведении физкультминуток решается сразу несколько коррекционных задач.
Проговаривание стихов одновременно с движениями делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой и эмоциональной, хорошо развивает слуховое восприятие. Физкультминутки – прекрасное средство переключить детей на другой вид деятельности, повысить их работоспособность. При регулярном использовании физминуток на занятиях по обучению грамоте дети быстро осваивают упражнения для развития мелкой моторики, лучше выполняют задания в прописях, тетрадях по обучению грамоте. У них автоматизируется правильное произношение изучаемых звуков.
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
8. Самомассаж
Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией, это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему взрослый.
Самомассаж отличное средство для стимуляции кинестетических мышц, участвующих в работе перифирического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализации мышечного тонуса данных мышц. Приемы самомассажа доступны каждому ребенку, дают хороший результат. Дети выполняют массажные приемы самостоятельно. Процедура самомассажа проводится в игровой форме по рекомендуемой схеме:
массаж головы
мимических мышц лица
губ
языка
Вначале при наличии зрительного контроля, затем без него.