Наталья Андрюшина
Применение дидактической игры и игрушек самоделок в коррекционной работе с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
На логопункте нашего учреждении корекционная работа с детьми осуществляется путём целенаправленной работы по преодолению фонетического и фонетико-фонематического нарушения речи.
Максимальный эффект в реализации возможностей ребёнка-дошкольника достигается тогда, когда обучение проводится в форме игр, чтения сказок, их сочинения, изготовления кукол и разыгрывание с их помощью сказочных сюжетов, а так же постановка сказочных представлений на основе сюжета сказок.
Публикация «Применение дидактической игры и игрушек самоделок в коррекционной работе с детьми» размещена в разделах
Сказка, как известно, соответствует детской системе мироощущения. Сказки любят все, но сказка в жизни ребёнка значит гораздо больше, чем в жизни взрослого. Сказка для ребёнка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает рамки обычной жизни. Именно в сказочной форме ребёнок сталкивается с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, предательство и взаимовыручка, измена и коварство, добро и зло. Артикуляционная гимнастика проводится в игровой форме в виде артикуляционных сказок.
Развивающая среда представлена в виде кукол-самоделок.
Эти куклы необычные. Скорее их можно назвать куколки-мешочки. Все они одного размера 13 на 18 см, сшиты из тканей разных расцветок, затягиваются как обычные мешочки тесьмой. Наполнители у мешочков так же разные: гречка, горох, фасоль, рис, семечки подсолнечника, семечки тыквенные, бочонки от лото, шуршащие целлофановые пакеты, макаронные изделия в форме бантиков, витушек, рожков и пр., высушенные травы лаванды, душицы, липовый цвет и т. д.
Мешочек с наполнителем- это и есть туловище куколки – персонажа сказки. Для изображения головы героя я использовала съёмные головы от покупных кукольных театров. В моей коллекции их пока немного, но достаточно для осуществления того тематического минимума, который я планирую на учебный год. Фигуры людей – дед, бабка, девочка, мальчик, Снегурочка, Баба Яга, Кощей Бессмертный, Леший, Домовой, Животные – кот, собака, петух, медведь, лиса, волк, свинья, овца, бык, заяц, лягушка, мышка и т. д.
В дополнение к сказочным персонажам у нас имеется огромная коллекция игрушечных сказочных атрибутов : сундучок, терем, коромысло, вёдра, скатерть-самобранка, ковёр-самолёт, сапоги -скороходы, шапка-невидимка, ступа, печка, клубочек, метла, поднос с волшебным яблоком, самовар….
Дети с речевыми нарушениями нуждаются в дополнительных сенсорных ощущениях, поэтому все эти куклы-мешочки являются замечательным материалом для стимуляции кожного осязания, развития мелкой моторики рук.
На подгрупповых занятиях дети со сходными речевыми дефектами объединяются. С ними проводится работа по автоматизации звуков, расширению словаря, развитию связной речи. В каждое занятие на развитие лексико-грамматических форм языка включаются задания на формирование психофизической сферы детей: психогимнастика, релаксация, игры на развитие мелкой и общей моторики, голосовые и дыхательные упражнения, игры на внимание. Все задания объединяются одной лексической темой или сюжетом сказки или рассказа, который порой по ходу действия сочиняют дети.
В основу такого метода проведения подгрупповых логопедических занятий, положены комплексность и игровые приёмы. Основное отличие такой системы состоит в том, что занятия подчинены одной теме или сюжету, все задания и упражнения взаимосвязаны и дополняют друг друга. Предлагается разнообразное построение занятий: в одном случае – это игра, в другом – спектакль, где дети – артисты. Придуманы разные варианты занятий с использованием литературных персонажей, сюжетов сказок.
Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. И это немаловажно, если учесть, что у детей-логопатов часто наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность, быстрая утомляемость.
Сюжетно-тематическая организация подгрупповых логопедических занятий более целесообразна для активизации речи, развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным, т. к. в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.
Система построения занятий отличается от общепринятой следующими моментами:
• в оргмомент включаются релаксационные и психофизические упражнения, психогимнастика;
• в ходе занятия предусматриваются мимические, голосовые, дыхательные и физические упражнения;
• на каждом занятии ведётся работа над усвоением лексико-грамматического строя речи;
• физкультминутки и динамические паузы несут дополнительную речевую нагрузку, обусловленную темой занятия;
• предусматриваются задания на коррекцию психофизических функций.
В основу организационно-сюжетного построения занятий положена методика Е. А Пожиленко, главным в которой является комплексно-игровой метод организации логопедических занятий, в ходе которых коррекционные задачи по устранению нарушения звукопроизношения органично сочетаются с расширением у детей словаря, формированием грамматического строя речи, развитием функции языкового анализа и синтеза.
На разных этапах коррекции я использую следующие дидактические игры :
«Волшебный экран» - закрепление артикуляционных позиций;
«Подводное царство», «Цветочная поляна», «Сказочная регата», «Загадочный остров», «Птичий пир» - развитие речевого выдоха;
«Где мышонок?» - уточнение пространственных представлений и употребление предлогов, а так же закрепление знаний геометрических фигур;
«Бусы царевны» - автоматизация произношения звуков, уточнение лексических тем и цветовых эталонов;
«Куб желаний» - автоматизация поставленных звуков в словах, уточнение и активизация словарного запаса.
«Сказочные сюжеты» - развитие связной речи, словесно-логического мышления и памяти.
«Волшебные квадраты» - дети «идут» пальчиками по индивидуальному маршруту, читают слоги.
«Царство звуков», где дети учатся различать речевые и неречевые звуки. Здесь можно попасть в «район гласных и согласных звуков», «улицу парных и непарных согласных», пройтись по «Твёрдой набережной», и «Мягкому озеру» и оказаться в «Немом тупике». Попадая в это царство, дети учатся давать характеристику любому звуку.
«Ожившие звуки» - развитие фонематического восприятия и уточнения акустико-артикуляторных свойств звуков;
«По сусекам поскребём по амбарам пометём…»- поэтапный разбор акустико-артикуляторных характеристик звуков, развитие фонематического анализа;
волшебные персонажи «Дядюшка АУ» и «Буковка» - их использование на каждом занятии способствует положительному эмоциональному настрою настрою и позволяет в образной форме вести работу над звуками и буквами.
В процессе взаимодействия с внешним окружением дощкольник познаёт мир, вместе с тем познаёт и себя. А через самопознание ребёнок приходит к определённому знанию не только о самом себе, но и об окружающем мире.
Важнейшей задачей в коррекционной работе с детьми с нарушением речи является формирование всех компонентов речи – звукопроизношения, фонематического восприятия, связной речи. Для того, чтобы получать наиболее высокие показатели, моя задача как логопеда не только применить все свои умения и навыки по устранению речевых недостатков у воспитанников, но и создать все необходимые условия для их реализации. Как известно, дети мыслят образами и немаловажным для них является пространственная среда, которая при правильной организации будет работать только на положительный результат.