МААМ-картинки

Применение игр с конструктором Лего в процессе формирования связной речи дошкольников

Анна Самойлович
Применение игр с конструктором Лего в процессе формирования связной речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Применение игр с конструктором ЛЕГО в процессе формирования связной речи дошкольников.

Самойлович А. Г.

МБДОУ Детский сад №11, воспитатель.

Дошкольное детство – это возраст игры. Малыш, играя, не только познает мир, но и выражает к нему свое отношение. Игра является критерием психофизического развития дошкольника и младшего школьника.

Темочки:

Одним из видов игровой деятельности является конструирование. ЛЕГО-конструирование – одна из самых известных и распространённых ныне педагогических систем, широко использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка. Лего в переводе с датского языка означает «умная игра». В силу своей педагогической универсальности наборы ЛЕГО оказываются наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками. Причём ЛЕГО конструктор побуждает работать, в равной степени, и голову, и руки учащегося. С его помощью трудные задания можно решить посредством увлекательной созидательной игры, в которой не будет проигравших, так как каждый ребенок может с ней справиться. Игры ЛЕГО выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире. Игра предоставляет детям огромные возможности для физического, эстетического и социального развития. Можно сказать, что конструкторы ЛЕГО на сегодняшний день незаменимые материалы для занятий в дошкольных учреждений.

Наборы LEGO выпускает группа компаний Lego Group, головной офис которой находится в Дании

Компания была основана в 1932 году. Её основателем стал датчанин Оле Кирк Кристиансен (англ. Ole Kirk Christiansen[4], являвшийся в то время бригадиром команды плотников и столяров[4].В 1947 году компания расширила производство и начала выпуск пластиковых игрушек. [4] Начиная с момента своего появления в 1949 году[5], элементы LEGO во всех своих вариантах остаются совместимы друг с другом.

. Все детали конструкторов LEGO изготавливаются по определённому стандарту с высокой степенью точности (кубики, созданные в 2011 году, можно состыковать с кубиками, выпущенными в 1958, которая позволяет соединять их без значительных усилий. Кроме того, после соединения детали должны надёжно крепиться друг к другу. Для обеспечения этих условий элементы конструктора производятся с точностью в 2 микрометра[6].

Элементы конструктора ЛЕГО имеют разные размеры, разнообразны по форме, простые варианты скрепления с другими элементами.

Другие – формочки, похожие на сапожок, шляпку, клювик, овалы с глазками, также окрашены в яркие основные цвета и имеют кнопочки для скрепления с другими элементами. Кроме того, наборы содержат фигуры человечков и животных с такими же унифицированными узлами крепления.

Вариантов скрепления ЛЕГО-элементов между собой достаточно много, что создает практически неограниченные возможности создания различных типов построек и игровых ситуаций (например, два кирпичика 2x4 можно скрепить между собой 24 способами).

ЛЕГО можно применять в различных областях знаний (слайд). Я решила поработать над тем, как можно использовать игры с ЛЕГО в процессе формирования речи детей.

ЛЕГО-конструирование - это не только практическая творческая деятельность, но и развитие умственных способностей, которое проявляется в других видах деятельности: речевой, игровой, изобразительной. Дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения. Это также воспитание социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развитие самостоятельности, способности детей решать любые задачи творчески. Конструктивная деятельность предполагает развитие таких мыслительных процессов, как анализ и синтез, классификация и обобщение, а также тесно связана с развитием речи дошкольников. Развитая речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребёнку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, это является решающим условием для развития его личности. Дошкольный возраст является сенситивным периодом для обучения детей рассказыванию, что в дальнейшем позволит им успешно учиться в школе.

Применение дидактических упражнений с использованием ЛЕГО-элементов помогает проведению занятий по подготовке и обучению грамоте, коррекции звукопроизношения, развитию связной речи.

1а) При постановке звука, используя ЛЕГО, можно несколько скрасить монотонность попыток проговаривания звука, некоторые неприятные ощущения у детей. Предложив ребенку построить автомобиль, обговорить условие, что заводиться каждая деталь («р»). Аналогичные упражнения с самолетом («л», пчелкой («ж») и т. д.

1. Чтобы ребенку было легче понять термин «звук», используем ЛЕГО, опираясь на его цветовую гамму. Детали красного цвета - гласные звуки, синего - согласные твердые, зеленые - согласные мягкие.

2. Следующим приемом может быть придумыванием детьми слов по выбору кирпичиков воспитателем. То есть, составление предложения по трехмерной схеме.

3. Также в подготовительных группах превращение одного слова в другое с помощью удаления некоторых звуков и замену отдельных на другие (корова — рева, котята - утята, белка - булка и т. д.).

Используя короткие и длинные кирпичики, дети выполняют анализ предложения (короткие, длинные слова). Предварительно закрепив за каждым цветом определенную цифру, определяем порядковый номер каждого слова в предложении и ставим на плато кирпичики соответствующего цвета.

4. Работая с анализом и синтезом слогов, можно использовать человечков синего, красного и зеленого цветов. В начале на построенном мостике встречаются 2 человечка синего и красного цветов, вместе они образуют слог МА, в дальнейшем человечков заменяем на сконструированных детьми из ЛЕГО-элементов буквы. Предлагаем детям провести звуковой анализ слова.

5. Составление частей разных животных помогает развивать понимание образования сложных слов (Игра «Волшебный зоопарк» где соединяется голова крокодила и туловище тигра и получается крокотигр).

Решаются многие задачи обучения: расширяется словарный запас, развиваются коммуникативные навыки, совершенствуется умение обобщать и делать выводы.

Работа по лексическим темам с помощью ЛЕГО-конструктора, имеющего широкий выбор наборов, даёт возможность детям с ОНР (общее недоразвитие речи) запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы. Лучше всего у таких детей накопление словаря происходит через увиденное и осознанное.

6. При работе с конструктором хорошо отрабатывать грамматические конструкции : согласование числительных с существительными (сколько в твоём домике окошек? сколько ягодок на кустике? как рычит лев в клетке? В твоём зоопарке много кого).

Конструирование фигур животных помогает детям научиться выделять части целого и отработке падежных окончаний (котёнок без чего? Без хвоста.)

7. Основой коррекционной работы с применением ЛЕГО-технологий является конструирование декораций, воспроизведение действий персонажей с озвучиванием, конструирование моделей с последующим их описанием, использование предворяющей, сопровождающей и завершающей речи, а также использование сконструированных моделей для развития лексико-грамматической составляющей речи.

8. Возможность совершения самостоятельных действий с элементами конструктора, их описания и сравнения способствуют формированию взаимосвязанного комплекса семантических, звуковых, морфологических и ритмических операций, осуществляющих поиск слова, что даёт возможность, помимо увеличения лексического запаса, перевести слова из пассивного словаря в активный.

Использование ЛЕГО-технологий в процессе формирования связной речи даёт возможность осуществлять обучение с наибольшим психологическим комфортом. Работа над пересказом, рассказом, диалогом становится более эффективной. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным. При этом работа над связной речью ведётся в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности.

Работа ведется еще и над коммуникативными навыками ребенка, а также над изменением личностных особенностей, одним из самых эффективных методов восстановления коммуникации в процессе диалога является логопсихокоррекционная ЛЕГО-игра (игры-драматизации, сюжетные командно-ролевые игры)

9. Когда конструирование закончено начинается работа со всей группой.

Дошкольники с удовольствием рассказывают о своих постройках, проговаривают последовательность своих действий, оценивают ту или иную конструктивную ситуацию. Они выполняют задания, требующие активизации мыслительной деятельности, например, достроить постройку по заданному признаку или условиям («Заполни пространство», «Угадай, чья я часть?», «Оживи свою модель» и другие). Речевые ситуации, возникающие в процессе создания построек и игр с ними, способствуют развитию речи детей, которая служит одним из важнейших средств активной деятельности человека, а для будущего школьника является залогом успешного обучения в школе.

Например, работа с детьми по теме «Наш город» удивила своей результативностью. Дети создавали конструкции как на фантастические темы, так и на реальные сюжеты. Эмоциональная составляющая игры способствовала активизации диалогов в процессе работы. Составление рассказов по построенным декорациям, последующее объединение их в общее большое повествование, помогло детям проследить пространственно-временные отношения, необходимые для связности высказывания. Такую же работу планируется провести и по теме «Космос» и другим тематикам. Работа у детей проходила с большой мотивацией

Таким образом, ЛЕГО-технология предлагает современные методы обучения дошкольников. Она объединяет элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность детей. Использование ЛЕГО-технологии в ДОУ позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе

Доклад

«Применение игр с конструктором «ЛЕГО» в процессе формирования связной речи детей».

Воспитатель: Самойлович. А. Г.

2018г.

Публикации по теме:

Квест-игра как средство формирования связной речи у дошкольников. Открытое занятие по сказкам во второй младшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №48 Открытое занятие во второй младшей группе. «Квест- игра.

Деловая игра для педагогов «Пути эффективного формирования связной речи дошкольников» Цели: • Активизировать деятельность педагогов; • Способствовать накоплению, приобретению и обобщению опыта педагогов по развитию связной.

Конспект педагогического совета «Пути формирования связной речи дошкольников в условиях трудового воспитания» Педсовет № 3 21.03.2018 г. Тема «Пути формирования связной речи дошкольников в условиях трудового воспитания» Цель: повысить компетентность.

Консультация для воспитателей «Два основных вида связной речи. Особенности формирования связной речи у детей с ОНР» ДВА ОСНОВНЫХ ВИДА СВЯЗНОЙ РЕЧИ. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР. Своевременное овладение правильной речью имеет важное.

План по самообразованию «Игровая деятельность как средство формирования связной речи дошкольников» Цель самообразования по теме: изучение особенностей развития речи детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности. Задачи самообразования:.

Проект «Использование дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников» Использование дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников. Развитие элементарных.

Развитие связной речи дошкольников в процессе исследовательской деятельности на примере изучения темы «Морские животные». Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму» Ребёнок активно стремиться узнать.

Самообразование «Театр как средство формирования связной речи дошкольников» Актуальность: В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает.

Методика преподавания развития связной речи у дошкольников. Применение схем, моделей, мнемотаблиц для речевого развития Тип проекта: По содержанию: обучающий По числу участников проекта: групповой По времени проведения:.

Воспитатели на презентации с Робототехническим конструктором «Лего WeDo»Воспитатели на презентации с Робототехническим конструктором «Лего WeDo» Навер ое, нет никого, кто бы не слышал о конструкторах Лего. Сколько радости и идей для творчества несут наборы этой всемирно известной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение игр с конструктором Лего в процессе формирования связной речи дошкольников
Опубликовано: 11 апреля 2018 в 05:50
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Применение игр с конструктором Лего в процессе формирования связной речи дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Анна Самойлович (УИ 904055) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД