Елена Устинова
Применение коррекционных технологий арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день! Меня зовут Устинова Елена Александровна. Сегодня мне хочется поделиться с Вами своим опытом работы применения коррекционных технологий арттерапии и, раскрыть одну из них более подробно, которые я использую в своей дополнительной общеобразовательной программе.
С чего всё началось? Конечно же, с запроса общества, который перешел в запрос от администрации. Мне было предложено вести работу по дополнительному обучению детей. Конечно, я согласилась, т. к. я педагог творческий и люблю что – то новое, интересное. Меня в данном направлении работы привлекла ещё возможность «быстрого» результата. Психолог работает с проблемами, которые требуют длительного временного периода. Зачастую работа психолога видна становится только к концу дошкольного периода или уже в школе. Это послужило также выбором направления кружковой работы. Артерапевтические технологии – это видимый результат сразу. Т. е. данные технологии предусматривают создание какого – либо образа сразу.
Публикация «Применение коррекционных технологий арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Дальше последовал отбор детей для работы с психологом. Воспитатели, конечно, отдали предпочтение сложным деткам. Исходя из проблем, с которыми надо было поработать, были выбраны сами технологии, продуманы темы для занятий, подобран материал.
Конечно, же, были пройдены курсы «Основы организации дополнительного образования детей и взрослых в условиях реализации ФГОС».
Хочется рассказать, с какими трудностями я столкнулась, работая в данном направлении. Во – первых, необходимость «выкроить» время проведения занятий. Тут надо постараться учесть все составляющие – возраст детей, нагрузку, «занятость» и т. д. Следующая трудность, с которой столкнулась – это «привычки» детей к проведению обычных занятий по изодеятельности, мне же надо было от детей совсем другое. Арттерапия
1. Не делает акцент на целенаправленное обучение, овладение навыками и умениями в каком – либо виде художественной деятельности.
2. Приоритет отдаётся самовыражению и самореализации ребёнка в продуктах художественного творчества
3. На первый план выдвигается задача формирования эмоциональной, мотивационно – смысловой сферы ребёнка, его внутреннего мира, мироощущения, мировосприятия, миропонимания.
Со временем получилось, дети стали более раскрепощёнными, Применяли цвета и формы по своему усмотрению, желанию, а не стандартизировано.
И последняя проблема, впрочем, она возникла у меня не сразу, а в процессе работы, - заинтересованность родителей. Тут на помощь пришел интернет. Тем более в условиях пандемии, по - другому и нельзя было. Я стала вести просветительскую работу на своей странице, организовала интернет – конкурсы «Детского рисунка», в которых принимали участие родители. Получилось. Родители проявляли заинтересованность.
Итак, какие же виды арттерапии я применяю в своей программе? Это, прежде всего, изотерапия. Занятия с использованием изотерапии составляют большую часть программного материала. На каждом занятии применяется также музыкотерапия. Детки рисуют всегда под музыкальным сопровождением, иногда я включаю весёлую музыку, и дети могут подвигаться под неё. Ещё применяю песочную терапию, её виды. Часто использую виды игровой терапии, фототерапии, сказкотерапии для того, чтобы настроить детей на предстоящую работу.
Какие виды рисования применяю? Конечно, это традиционное и нетрадиционное рисование. Я сама люблю больше разные техники нетрадиционного рисования. И дети с удовольствием включаются в работу, когда перед ними открывается что – новое. А для меня такие технологии несут в себе, прежде всего, коррекционный смысл.
Так одной из них стала Каракулеграфия.
Слово «каракули» взаимствовано из тюрских языков (karakull, где оно означает «плохая рука» (в смысле почерка).
Осуществляется внутренняя поддержка эмоционально – гармонического состояния личности, преодоление негативных эмоций.
Творчество ребёнка рассматривается не столько как процесс создания нового, а как преодоление ребёнком стереотипов, своих границ, расширение пределов своих возможностей, попытку достичь состояния эмоционального равновесия, позитивного настроения, проявить активность в самовыражении чувств и эмоций. Задачи каракулеграфии:
- Развитие мелкой моторики;
- Развитие пространственного и цветового восприятия;
- Развитие межполушарного взаимодействия;
- Развитие воображения;
- Активизация творческих способностей;
- Развитие эмоционального и когнитивного интеллекта;
- Гармонизация эмоционального состояния;
- Самовыражение через рисунок.
При помощи каракулеграфии психолог может провести диагностику способностей и возможностей ребёнка, его когнитивного развития. Тут учитывается способность ребёнка держать карандаш в руке, умение пользоваться им, проводимые линии – слабые, с нажимом, острые углы, вид линий – прямые, волнистые, повтор или разнообразность и многое другое. Следующий этап в работе с ребёнком – может ли ребёнок самостоятельно «увидеть» некий образ из получившегося контура. Это говорит о его уровне развития мышления, творчества, оригинальности. Или может указать на существующую проблему, если ребёнок видит, к примеру, всегда одно и то же, привидение или собаку и т. п. И последнее – возможность через применение технологии каракулеграфии «исправить» то, что несёт в себе ребёнок. Помочь увидеть, распознать, перекрасить то, что мешает ему, пугает его. Развить в ребёнке творчество, а значит его уровень когнитивного развития.
Итогом проведённой нами работы стала «Выставка детского творчества», которую мы разместили в холле детского сада.