Анастасия Воеводина
Применение инновационных технологий в ДОУ
Применение инновационных технологий в ДОУ.
Происходящие изменения в системе образования обусловлены объективной потребностью в изменениях, адекватных развитию общества и образовательной системы в целом.
Сегодня детскому саду нужен педагог, способный строить работу с детьми на основе прогрессивных технологий и новых программ, умело использовать инновации и новые информационные технологии.
Публикация «Применение инновационных технологий в ДОУ» размещена в разделах
Компьютеры уже давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Даже в детском саду представить себе работу без них невозможно. Основная масса педагогов, являясь уже свободными пользователями, открывает для себя все новые и новые возможности этого «чуда техники».
В прошлом веке остались рукописные образовательные программы,
годовые планы и конспекты. Многие педагоги ДОУ уже освоили
Приложения Microsoft Word и Excel. Но даже тех возможностей, которые
данные программы могут предложить, иногда бывает недостаточно. Ведь
практические материалы нужно не только отпечатать или обобщить в
таблицах: чаще всего их необходимо оформить для представления на
очередном конкурсе, выставке, круглом столе, методическом объединении. В
этом случае нам на помощь приходит еще одно приложение Microsoft Office
– программа составления мультимедийных презентаций в Power Point.
Презентации в Power Point - современный интерактивный способ
представления и хранения информации. Программа доступна для освоения и
дальнейшей работы с ней. Она дает возможность постоянно дополнять и 3
обновлять информацию, экономит пространство при архивации и хранении
практических материалов, а также позволяет создавать и архивировать
практические материалы и документы на электронных носителях.
Все перечисленное выше можно отнести к «плюсам». Конечно же,
есть и «минусы», но их значительно меньше. Это временные затраты на
создание презентаций и отсутствие достаточного количества компьютеров в
дошкольном учреждении для свободного доступа к ним всех желающих
педагогов.
Процесс овладения информационно-коммуникационными
технологиями требует человеческого фактора. Особенно остро эта проблема
встаёт на дошкольной ступени образования. Ведь раннее детство - не только
источник человеческой одарённости, но и период душевной ранимости,
психической уязвимости. Об этом свидетельствует мировая практика
реабилитации личности. Поэтому в жизнь детей дошкольного возраста
вносить что-то новое следует с особой осторожностью. «Помоги, но не
навреди!» - это принцип, которому нужно следовать, внедряя
информационно- коммуникационные технологии в обучение детей.
Успех ИКТ педагогического процесса зависит от компетентности
специалистов, используемых методов, качества применяемых средств.
Возникает вопрос: где, когда и как применять информационные
технологии в работе музыкальных руководителей дошкольных учреждений. 4
Ответ - новые информационные технологии можно и нужно применять
в любом виде деятельности дошкольников:
на музыкальных занятиях фронтального типа;
на музыкальных занятиях индивидуального типа;
на праздниках и развлечениях;
в повседневной жизни и самостоятельной деятельности. 5
Традиционно музыкальное занятие я начинаю с музыкально-
ритмических движений. Идею использования движения как средства
формирования музыкальности детей выдвинул швейцарский учёный и
композитор Э. Ж. Далькроз. По его мнению, ритм музыки и пластики
объединяются в движение.
Всё чаще использую аудиозаписи или видеозаписи (DVD, это
облегчает мне работу, так как, я не сижу за фортепиано, а могу показать
танцевальное движение или кого-то поправить. Новые движения я могу
записать на видео, где дети смотрят красивый показ: если движения русские
народные - могу надеть русский костюм с красными сапожками; если
переменный шаг или вальс - то в классической чёрно - белой одежде. А на
занятиях дети смотрят и стараются сделать так же. Этим я добиваюсь
выразительного качественного выполнения движений, слежу за тем, чтобы
дети точно передавали особенности того или иного произведения. Такой
приём развивает у воспитанников память, внимание, потому что информация
передаётся в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание,
но и делает его осмысленным и долговременным.
Хороводы чаще всего проходят под народные песни, у нас в детском
саду, много аудиокассет, которые подобраны по тематике; по видам 6
музыкальной деятельности. Хотя текст песен подсказывает содержание и
последовательность движений, дети самостоятельно его инсценируют в
соответствии с развитием сюжета, выполняя отдельные роли.
Танцы обычно построены на зафиксированных движениях в
определённой последовательности и построении - пары, круг, в шахматном
порядке и так далее. Детям очень нравится танцевать под музыку
современной эстрады. Например : «Ча-ча-ча», гр. Блестящие; «Ручки-ножки»
гр. Вирус; «Буратино» музыка Рыбникова; «Чунга - Чанга» музыка
Шаинского; «Аты-Баты» гр. Пламя…
Восприятие музыки - это самый распространённый вид музыкальной
деятельности, доступный каждому. Благодаря новым информационным
технологиям эстрадная музыка звучит везде и по телевидению, и по радио, и
компьютеру, магнитофону, на плеере, в мобильных телефонах; но очень мало
классической музыки. Я стараюсь это восполнить.
В нашей фонотеке есть много дисков, аудиокассет, видеокассет:
«Щелкунчик», Спящая красавица» П. И. Чайковского, «Петя и волк»
С. Прокофьева, «Топ-хлоп, малыши» Т. Сауко, А. Бурениной…Эти записи я
даю родителям на выходные, что бы они дома, в спокойной обстановке
просмотрели с детьми. Если ребёнок растёт в семье, где звучит не только
развлекательная музыка, но и классика, и народная музыка, он, естественно,
привыкает к её звучанию, накапливает слуховой опыт в различных формах
музыкальной деятельности.
В моей коллекции есть аудиокассеты, которые объединены одной
темой: Победой кончилась война - (песни ВОВ, диски с фотографиями и
фрагментами боевых действий; Симфонический оркестр (лекция); Ценности
малой Родины (лекция)- о творчестве Бийского композитора М. К. Апарнева
и русском народном хоре «Голоса Сибири», а также очень много
музыкальных сказок и песен из мультфильмов.
Развивая у воспитанников навыки слушания, знакомлю детей с
музыкальными произведениями разнообразных жанров, яркими средствами 7
выразительности. Ребята научились высказывать свои сопереживания,
размышлять об увиденном – поэтому развивается речь, мышление,
художественный вкус. Музыкальные руководители ДОУ должны иметь
определённый уровень звуковой и исполнительской культуры, от которого во
многом зависит эффект воспитательного воздействия на ребёнка, и быть
хорошо подготовленными в области музыкознания.
Пение является самым массовым и доступным видом исполнительства.
Песня - ценное средство нравственно - эстетического воспитания,
благодаря единству музыкального и литературного текста. Чтобы разучить
песню, мы сначала слушаем, а выучив, прослушиваем, выразительно ли она
спета, как звучит. В этом нам помогает видеокамера, или аудиозапись.
Знакомство детей с песней может быть спета и в караоке. Есть новый вид-
беки (повтор)- ты поёшь громко, а тебе идёт подсказка тихо (подпевка, это,
когда плохо знаешь слова.
По мере возможности обращаюсь в кабинеты звукозаписи. Мне
аранжируют детские песни, которые мне понравились из журналов:
«Дошкольное воспитание», «Музыкальный руководитель», «Обруч», или для
своих песен.
Дети любят выступать. У нас в детском саду есть музыкальный центр и
микрофоны. С каким желанием и азартом дети поют в микрофон! Здесь они
получают практические навыки, ведь надо быть внимательным, во время
вступать, соблюдать темп и динамику.
На своих занятиях практикую ещё такой приё м: записываю на
аудиокассету хор детей в начале и в конце, когда песня выучена. Дети
слушают себя, потом мы беседуем о темпе, о динамике, о тексте, и о
качестве исполнения.
По своей природе все ребята очень разные и для индивидуального
подхода готовые фонограммы на компьютере могу поднять на пол тона, или,
допустим, опустить на тон ниже. Поэтому дети поют, не напрягаясь, по
своим физиологическим возможностям. 8
К праздникам и развлечениям готовлюсь очень серьёзно - ищу в
интернете стихи, песни, музыку к танцам, ведь они представляют собой
наиболее яркие события в повседневной жизни детей, доставляющие радость
и эстетические переживания.
Такие праздники, как Масленица, День знаний, День защиты детей
проходят на улице. У нас есть специальный музыкальный центр для улицы.
Праздники, проводимые на улице, повышают настроение, дают
положительный заряд эмоций, потому что много игр, различных персонажей,
шуток, прибауток и так далее.
Работая с воспитателями в течении года я применяю ИКТ, например,
чтобы написать сценарий развлечения «Путешествие по сказкам», мы
просмотрели на видео русские народные сказки, где играют профессионалы –
артисты. После поговорили о каждом герое, о том, как их играть, и какие у
них особенности. Когда роли с воспитателями разучены, снимаем всё на
камеру, потом смотрим,- ведь со стороны видно все ошибки. При постановке
сказки «Три поросёнка», надо было петь и танцевать, это сложно. Пение мы
записали на аудиокассету, этим облегчили игру воспитателей. Сотворчество
с педагогами заключается в поддержании постоянного контакта –
обсуждении, уточнении совместных действий.
А при постановки сказок: «Репка на новый лад»; «Теремок»;
«Дюймовочка» - для характеристики и выхода каждого героя – звучал свой
лейтмотив. Использовала классическую музыку: «Петя и волк»
С. С. Прокофьева; «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского - Корсакого; Балет
Анюта» Гаврилина; «Мазурка» М. И. Глинка и так далее. Дети
прочувствованно и осознанно воспринимали музыку каждого героя,
постигали выразительный смысл её языка в сравнении с языками других
искусств, в дальнейшем выражали свои впечатления в различных
проявлениях творчества – образное слово, рисунок, танцевальные и образные
движения, театрализованные игры, спектакли и пр. 9
В компьютере, в своей папке я пишу планы, сценарии, диагностику,
тексты песен, стихи, музыку, фотографии и так далее.
Исходя, из выше сказанного, можно сделать вывод, что новые
информационно – коммуникационные технологии дают толчок развитию
новых форм и содержание традиционных видов детской деятельности: этот
тезис подтверждается всем ходом работ, объединённых понятием
«информация дошкольного образования». Новые информационно –
коммуникационные технологии обогатили вариативные программы
общественного дошкольного образования, а также средства семейного
образования. Сложились устойчивые компьютерные сети в ряде регионов
страны, возникли технические предпосылки спутниковой связи
государственного и международного значения в области использования
информационно – коммуникационных технологий в дошкольном
образовании. Помогли нам достичь стабильного, позитивного изменения в
уровне развития разных аспектов личности ребёнка - дошкольника.