Светлана Овчинникова
Применение инновационных технологий ТРИЗ на уроках математики
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. В статье рассматривается деятельность по формированию и развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе применения ТРИЗ. Здесь описываются особенности формирования творческих способностей, которые можно развить за счет применяемых упражнений на занятиях по формированию элементарных математических представлений. В статье описываются форма работы по развитию творческих умений у детей дошкольного возраста – это игра. Ключевые слова: математическое развитие, технология ТРИЗ, игра, тренировка, творчество и фантазию
Публикация «Применение инновационных технологий ТРИЗ на уроках математики» размещена в разделах
- Математика. Конспекты уроков
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Применение инновационных технологий ТРИЗ на уроках математики-одна из основных задач дошкольного образования – это математическое развитие ребенка. Оно не свидетельствует о том, что на данном этапе ребенок конкретно должен овладеть какими – либо определенными знаниями. Математическое развитие дошкольнику должно дать возможность нестандартно мыслить, открывать новые зависимые связи. Особая роль в этом виде деятельности отводится технологии ТРИЗ (теория решения изобретательных задач). Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ – важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе реализации ФГОС.
Игра – это ведущая форма НОД в дошкольных учреждениях. Игры с применением технологи ТРИЗ увлекают ребенка в мир знаний, незаметно для него развивают мышление, умение находить нестандартные решения, смекалку.
Широко используются следующие игры на уроках математики :
-«Какое число потерялось?»
-«Где встречаем в жизни это число?»
-«Где встречаем эти линии?»
-«Где спрятались геометрические фигуры?»
-«Игры-головоломки»
Игры с применением игрового материала :
(счетные палочки)
-«Измерить длину предмета»;
-«Выложить узор»;
-«Построение объектов по заданию»;
(кубики)
-«Сравнение объектов по количеству кубиков…»;
-«строительство объектов».
Благодаря таким играм происходит тренировка ребенка в запоминании цвета, развитие сообразительности, установки дружеских отношений в коллективе. Постепенное усложнение заданий позволяет каждому ребенку продвигаться вперед своим индивидуальным маршрутом.
Применение игр по технологии ТРИЗ развивают пространственные представления, воображение, мышление, комбинаторные способности, сообразительность, смекалку, находчивость, целенаправленность в решении практических задач, способствуют успешной подготовки детей к школе. Детей привлекает в играх занимательность, свобода действий, и подчинение правилам, возможность проявлять творчество и фантазию.
Используя в своей работе на уроках математики игр по технологии ТРИЗ можно сделать вывод, что школьник, овладев умениями понимать задание, быстро ориентируется в них, умеет принимать самостоятельное решение, успешно справляется с массой творческих задач, легко адаптируется к школе вне зависимости от системы обучения. У него высокий уровень познавательной активности, хорошо развита речь, ярко выраженные творческие способности, развитое воображение. Он умеет и хочет сам учиться.
Представляю свой опыт по составлению конспекта занятия, используя структуру креативного урока :
Блок 1. Мотивация (удивление, сюрприз).
Блок 2. Содержательная часть занятия (1).
Блок 3. Психологическая разгрузка.
Блок 4. Головоломка.
Блок 5. Интеллектуальная разминка.
Блок 6. Содержательная часть занятия (2).
Блок 7. Резюме.
Урок математики в 1 классе с применением технологий ТРИЗ.
Тема: «Играем и считаем»
Тип занятия: применение математических знаний в направленной игровой деятельности
Оборудование: цифры и модель числа, модели грибов: мухоморов и маслят, игрушки домашних и диких животных, геометрические фигуры и тела.
Программное содержание:
-способствовать развитию творческих способностей, аналитического, ассоциативного мышления, воображения, навыков позитивного общения; -продолжать учить детей порядковому и количественному счету в пределах 10, учить ориентироваться в ряде чисел до 10; -классифицировать предметы по трем признакам (цвет, форма, величина, выполнять практические действия в делении целого на части и фиксировать в математических карточках; - адекватно оценивать себя и товарищей; -воспитывать желание помогать друг другу, вместе преодолевать трудности,.
Ход занятия:
Блок 1. Мотивация (удивление, сюрприз)
Дети входят в класс и приветствуют учителя и друг друга.
Ребята, посмотрите друг на друга и улыбнемся, настроение у нас хорошее, приготовимся к путешествию в страну Математику. В этой стране живут умные, грамотные, эрудированные люди. Значит, нам нужно взять с собой ум, смекалку, находчивость и дружбу, чтобы помогать друзьям в трудностях, а так же цифры, геометрические фигуры, математические карточки.
Куда мы отправимся, нам подскажет загадка:
Он большой, густой, зеленый,
Представляет целый дом
В нем найдут приют и птицы
Зайки, волки и куницы.
(Лес)
Да, в страну математику можно пройти через лес, преодолевая препятствия. В путь!
-Ой! Но что случилось? Ребята, у нас переполох, цифры все исчезли, геометрические фигуры и тела спрятались, математические карточки все убежали. Их укрыл в своих владениях лесной царь.
- Что нам делать?
-Надо отправиться в путешествие.
Во время путешествия по лесу мы должны вернуть все, что принадлежит математике, что похитил лесной царь. А чтобы справиться со всеми трудностями, мы с вами должны быть дружными, отзывчивыми, внимательными. Я очень надеюсь, что мы будем честными, справедливыми к себе и к товарищам. О наших заслугах в путешествии будут говорить фишки (красного цвета – все получилось, синего – встретились небольшие трудности, но удалось их преодолеть, желтого – «т меня не получилось, прошу помочь»). Я очень надеюсь, что мы будем честными, справедливыми к себе и к товарищам.
Блок 2. Содержательная часть
Сначала мы пойдем в дремучий лес. Ну что здесь?
Посмотрите, здесь настоящий «ералаш». Похищенные цифры потеряли свое место, и кричат, и пищат, помогите им стать в строй по-порядку.
Групповая работа: 1-я подгруппа - дети на магнитной доске выставляют в один ряд цифры, 2-я подгруппа - в другой ряд модель числа по-порядку от 1 до 7 и замечают, что не хватает числа и цифры 4.
-Что вы заметили? (нет модели числа 4, цифры 4)
-Лесной царь отдаст эту цифру, если вы ему расскажите, где в жизни встречается число 4? (4 ножки у стола, стула, 4 угла, 4 ноги у животных)
-Счет прямой и обратный
-Назовите все числа больше 5.
-Назовите все числа меньше 6.
-Какое число стоит между 3 и 5.
-Какое число правее 3.
-Какое число левее 7.
-Кто соседи у 4.
-Что происходит с числами при движении вправо по числовой дорожке?
-Что с ними происходит при движении влево?
Вы успешно справились с заданием №1 лесного царя и вернули цифры.
Коллективно оцените фишкой работу каждого участника путешествия и начните накапливать фишки.
Блок 3. Психологическая разгрузка. Справились? Готовы отправиться дальше в путешествие? Тогда возьмём за плечи друг друга, почувствуем тепло, дружбу, силу, поддержку друг друга. Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается. Ну, вот настроились пора снова в путь. Поехали. Физминутка: Мы едем, едем, едем. В далекие края, Хорошие соседи, счастливые друзья, Нам весело живется, Мы песенки поем, а в песенке поется
О том, как мы живем.
Блок 4. Головоломка
Ребята, продолжим путешествие. Наши испытания не закончились. Отправляемся дальше во владение Лесного Царя. Он спрятал в своих владениях жителей страны геометрии. Попытаемся их вернуть в математику. (На лесной поляне геометрические фигуры, тела и предметы, в которых можно рассмотреть геометрические фигуры и тела). Вы должны составить цепочку таки образом, которая состоит из предмета, геометрической фигуры, которую можно рассмотреть в предмете и тела, которое в нем встречается (например : барабан – цилиндр, круг, дом – треугольник, прямоугольник, пирамида).
-Сколько всего здесь геометрических фигур и тел?
-5.
-Когда они вместе, как их назовем? (целое)
-Можно ли это целое поделить на части?
Дети делят целое на части: геометрические фигуры и тела.
-Что можно рассказать? (целое 5 состоит из частей – з тела и
2 геометрические фигуры)
-Можно ли эти фигуры и тела еще поделить на части?
-Да, можно, по размеру. 1 – большая и 4 – маленьких.
-Теперь Лесной Царь возвращает вам геометрические фигуры и тела. Вы успешно справились с этим испытанием и вернули геометрических обитателей в страну Математику.
Индивидуально оцените фишками результат своей работы.
Блок 5. Интеллектуальная разминка. Вот мы прибыли в царство животного мира. На поляне (дорожке) домашние и дикие животные (среди них – рыба).
-Кого мы встретили? (обитателей природы)
-Найдите ответ на мои вопросы среди этих обитателей и объясните ответ.
-Кто здесь лишний? Почему?
-Рыба, потому что она живет в воде, а остальные на суше.
-Сколько ног у всех диких животных, присутствующих здесь?
-8 (коза, медведь)
-Сколько всего обитателей?
-6.
-Сколько у них хвостов?
-6.
-Сколько у них ушей?
-10, так как у рыбы ушей нет.
-Сколько ног?
-Чтобы вернуть их в математику, мы должны выстроить их друг за другом по размеру, начиная от большого и заканчивая маленьким (конь, коза, теленок, заяц, собака, рыба).
-Кто идет третьим?
-Каким по счету лошадь?.
-Сколько животных прибудет в математику?
-Спасибо.
Зачем в математике животные? (чтобы составлять про них математические рассказы и решать задачи)
- Можно ли этих животных поделить на части? (дикие и домашние)
Составьте математический рассказ со словами «было», «убежали», «осталось».
Заполним математическую карточку :
-Что известно? (часть, целое)
-Чем являются животные, которые убежали (частью)
-Что нужно узнать? (часть)
-Как находим неизвестную часть? (Чтобы найти неизвестную часть нужно из целого убрать известную часть)
-Сколько животных осталось? (4)
Блок 6. Содержательная часть занятия
-Отправляемся в чащу леса, где растут, угадайте что?
Загадка:
Он стоит среди травы
В шляпе, но без головы.
У него одна нога,
Да и та без сапога.
(гриб)
-Какие грибы растут в чаще леса? (маслята и мухоморы)
-Какие из них можно есть?
-Для чего можно использовать мухомор? (в медицинских целях, для борьбы с мухами и насекомыми)
Соберем мальчики маслята, а девочки мухоморы.
-Сравните количество маслят и количество мухоморов?
-Что нужно сделать, чтобы сравнить количества предметов? (составить пару)
-Что можно сказать о грибах? (мухоморов больше на 1, потому что 1 мухомору пары не хватило)
-Как их сделать поровну?
- Вернем математике правило, которое помогает сравнить предметы, проговорим его.
-Спасибо!
Блок 7. Резюме. -Какие хорошие поступки мы совершали на занятии? -Чему учились во время путешествия? -Все ли у нас получилось? - Посмотрите на заработанные фишки и проанализируйте свою работу на занятии. -Ребята, благодаря нашей упорной работе удалось вернуть в страну Математики ее жителей? (цифры и модель числа, порядковый и количественный счет, геометрические тела и фигуры, правило на сравнение двух чисел, задачи). -А Лесной Царь вас благодарит за хорошую работу, настойчивость, дружбу и предлагает вытянуть сюрпризик из волшебной коробочки.