Лариса Дружинина
Использование инновационных развивающих технологий в ДОУ как средство повышения профессионального мастерства педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Дружинина Лариса Юрьевна
старший воспитатель
МДОУ № 17 «Дюймовочка»,г. Волжск,РМЭ
Использование инновационных развивающих технологий в ДОУ, как средство повышения профессионального мастерства педагогов.
На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации образования является повышение его качества, приведение в соответствие с мировыми стандартами. В документах, определяющих развитие системы образования в Российской Федерации, отмечается потребность усиления внимания государства и общества к такой важной подсистеме, как дошкольное образование.
Публикация «Использование инновационных развивающих технологий в ДОУ как средство повышения профессионального мастерства педагогов» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
В современных условиях ФГОС ДО меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетенции. Сегодня востребован педагог творческий, умеющий мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника.
Развитие дошкольного образования, совершенствование профессионализма педагогов, развитие инновационного стиля и деятельности невозможны без повышения уровня профессионального мастерства и саморазвития.
ИННОВАЦИЯ (нововведение)- в социально-психологическом аспекте -создание и внедрение новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике. (словарь практического психолога. Минск,1998)
В сфере образования выделяется большое число инноваций различного характера, направленности и значимости, проводятся большие или малые государственные реформы, внедряются новшества в организацию и содержание, методику и технологию развивающего обучения. Кризисное время рождает в нашей педагогической системе не только ожидание «перемен сверху», но и ощущение необходимости собственных изменений.
Одним из условий качества обучения и воспитания дошкольников, является профессиональное мастерство педагогов.
Педагогические коллективы в детских садах разрабатывают отличающиеся от других дошкольных учреждений новейшие модели по воспитанию и интеллектуальному развитию малышей.
В дошкольном образовании инновационные процессы связаны :
- с пониманием детства как самоценного периода развития ребенка, характеризующегося культуротворческой функцией.
- признанием ребенка главной ценностью педагогического процесса, равноправным субъектом его совместной с педагогом деятельности;
- реализацией личностно- ориентированного подхода в воспитании и обучении;
- созданием, модернизацией, апробацией вариативных программ дошкольного образования;
-использованием технологий развивающего обучения, игровых форм воспитания и образования, использованием разнообразных методов и форм диагностики и коррекции уровня развития детей и педагогического процесса ДОУ;
- созданием развивающей среды как важнейшего условия развития самостоятельности, активности и творчества ребенка;
Инновационная деятельность изменяет традиционную управленческую пирамиду и во главу угла ставит педагога и воспитанников, руководителей образовательных учреждений, старших воспитателей, их профессиональные запросы и потребности. Не административная воля и нажим становятся движущей силой развития образовательного учреждения, а реальный творческий потенциал педагогов : их профессиональный рост, отношение к работе, способности раскрыть потенциальные возможности своих воспитанников, желание разрабатывать внедрять инновационные технологии в образовательный процесс ДОУ.
В своей профессиональной деятельности воспитатели используют методический инструментарий, способы и приемы обучения, полностью соответствующие принятой модели. Современные образовательные технологии в ДОУ применяются все чаще, а результат их внедрения будет проявляться еще не одно десятилетия.
Специалисты утверждают, что инновационные технологии в ДОУ внедрять не только можно, но и нужно.
Технология- это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным- педагогическая.
Таким образом, инновационные технологии в ДОУ направлены на создание современных компонентов и приемов, основной целью которых является модернизация образовательного процесса.
Инновационные педагогические технологии в ДОУ помогают «наставникам» найти подход к каждому отдельному ребенку, учитывать его особенности, черты характера и склад ума, и превращать занятия в увлекательное и необыкновенное «приключение». Малыши с удовольствием посещают дошкольное учреждение и с каждым днем обогащают свой пока еще небольшой багаж знаний.
Какие инновационные технологии применяются в ДОУ?
На сегодняшний день образовательных технологий насчитывается более сотни.
Среди них пристальное внимание следует уделить: здоровьесберегающим технологиям.
Основная цель педагогов, применяющих в процессе обучения малышей здоровьесберегающие технологии, заключается в формировании у ребенка необходимых навыков по поддержанию своего здоровья, а также знаний, касающихся ведения здорового образа жизни. Решение о внедрении технологии зависит от нескольких факторов, наиболее важные из которых являются следующие: профиль дошкольного учреждения; время, на протяжении которого дети находятся в детском саду; программа, которой руководствуются педагоги в своей деятельности; правила и нормы, действующие в дошкольном учреждении; профессионализм педагогов; показатели общего состояния здоровья детей, посещающих детский сад. Передовые инновационные технологии в ДОУ внедряются повсеместно, и эта тенденция продолжает набирать обороты;
Одна из разновидностей инновационной деятельности -это технологии проектной деятельности.
Введение инновационных проектов в дошкольных учреждениях помогает воспитывать и обучать воспитанников в духе времени. Помогает подготовить ребят к дальнейшим трудностям связанных с их образовательным уровнем каждый педагог должен идти в ногу со временем, чтобы не отставать поиске новых и интересных способов обучения. В детских садах проектная деятельность осуществляется педагогами совместно с их воспитанниками. Использование инновационных технологий в ДОУ в целом, и работа над различными проектами, в частности, приводят к тому, что ребенок получает знания, которые прочно закрепляются в его подсознании.
Учебные проекты можно классифицировать следующим образом:
«Игровые» - занятия, которые проводятся в группе в форме игры, танцев, увлекательных развлечений.
«Экскурсионные» - проекты, целью которых является всестороннее и многогранное изучение окружающего мира и социума.
«Повествовательные», посредством которых детишки учатся объяснять свои чувства и эмоции при помощи речи, вокала, письма и т. д.
«Конструктивные», направленные на то, чтобы научить ребенка создавать собственным трудом полезные предметы: построить скворечник, посадить цветок и др.
Инновационные образовательные технологии в ДОУ способствуют физическому и психологическому развитию ребенка, помогают ему обрести веру в себя и в собственные силы, стать самостоятельным и ответственным. Мальчики и девочки играючи познают мир, а полученные знания стараются применять на практике.
Внедрение инновационных технологий в ДОУ предполагает, использование педагогами так называемой исследовательской деятельности. Что это означает? Воспитатели в первую очередь формируют у детей исследовательский тип мышления. Для этого в процессе обучения дошкольников педагоги прибегают к таким распространенным методам, как: постановка проблемы, ее всесторонней анализ, моделирование, наблюдение, экспериментирование, фиксация результатов, поиск решений и выбор лучшего из них.
Один из видов инновационных технологий - информационно- коммуникативные технологии в дошкольных учреждениях.
Бессмысленно отрицать тот факт, что современный мир значительно отличается от времен молодости наших бабушек и дедушек, и даже родителей. Нынче такими передовыми технологиями, как компьютер, планшет или интерактивная доска не удивить ни одного дошколенка. Информационная эра диктует свои правила игры, игнорировать которые невозможно. Преимущества использования информационных технологий в воспитательном процессе очевидны. Например, благодаря увлекательным программам, разработанным с целью обучить ребенка чтению, математике, максимально развить его память и логическое мышление, дошкольника удается заинтересовать и привить ему любовь к знаниям. Анимационные компьютерные картинки заставляют малыша буквально примкнуть к монитору и внимательно наблюдать за происходящим. Дети легко запоминают новую информацию, а затем обсуждают ее в группе.
Одной из тенденций развития инновационных технологий является так же включение в учебный процесс не только познавательной, но и эмоционально-личностной сферы человека.
Роль личностно-ориентированных и игровых инновационных технологий в ДОУ занимает одно из ведущих мест. Использование личностно-ориентированных, а также игровых технологий способствуют развитию индивидуальности дошкольника. Это является своего рода фундаментом всего образовательного процесса. Основной акцент делается на личности ребенка и его специфических особенностях. В зависимости от способностей ребенка, педагог подбирает обучающие игры, которые помогут максимально раскрыть и развить талант малыша. Здесь нет места авторитаризму, навязыванию мнения и обезличенному подходу к воспитаннику.
Однако следует учитывать, что к педагогическим инновационным технологиям, применяемым в образовательном процессе детей дошкольного возраста, предъявляется несколько строгих требований. К ним относятся:
Концептуальность, предполагающая, что воспитательный процесс должен основываться на определенной научной концепции.
Системность – требование, предусматривающее, что технологиям необходимо обладать всеми признаками, характерными для системы. То есть они должны быть целостными, логичными, а составляющие их элементы – взаимосвязанными.
Управляемость – требование, под которым подразумевается, что педагогическому коллективу должна быть обеспечена возможность ставить перед собой определенные цели, планировать процесс обучения, по ходу работы корректировать те или иные моменты.
Воспроизводимость – требование, в соответствии с которым технология должна быть одинаково эффективна вне зависимости от личности педагога, применяющего ее на практике.
Современные образовательные инновационные технологии в ДОУ в обязательном порядке должны соответствовать всем вышеперечисленным пунктам.
Развитие системы дошкольного образования характеризуется повышением его качества в соответствии с целями, обозначенными в национальной доктрине российского образования. Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним,очень значимым и важным критерием - его качеством, которое зависит от профессионального мастерства педагогов.
Профессиональная компетентность представляет собой интегральное профессионально-личностное качество, характеризующее способность педагога решать профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях с использованием своих знаний, а так же, профессионального опыта.
Сегодня обществу нужен педагог компетентный, всесторонне подготовленный, являющийся примером человеколюбия, порядочности, владеющий профессиональным педагогическим мастерством.
Педагогическое мастерство –это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве педагога, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека.
Педагогическое мастерство с технологической точки зрения- это система, основными компонентами которой являются высокая общая культура, гуманистическая направленность, профессиональные знания и умения, творчество и педагогические способности, технологическая компетентность. Важнейшей частью педагогического мастерства также являются профессиональные знания и умения.
Каковы же основные компоненты профессионального мастерства?
1. Педагогическая направленность личности:
- Стабильный интерес к педагогической деятельности, любовь к детям,
-ответственность за результаты своего труда,
- позитивные мотивы деятельности,
- качества личности (позитивные)
2. Профессионально необходимые знания,
-Специальные знания (по преподаваемым дисциплинам,
-знания по педагогике, психологии, частным методикам,
- общественные (исторические, политические, экономические и др.)
-наиболее актуальные на сегодня знания.
3. Профессионально необходимые способности, умения, навыки.
- организаторские,
-коммуникативные,
- дидактические,
- актерские.
4. Прикладные знания, умения, навыки, способности.
- художественные,
- технические.
- спортивные,
- бытовые.
Развитие дошкольного образования, его переход на новый качественный уровень не могут осуществляться без разработки инновационных технологий. Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались восприимчивостью ко всему новому. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала всех работников системы дошкольного образования. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов.
Поэтому, качественно- осуществлять воспитательно-образовательный процесс может только педагог, постоянно повышающий уровень профессионального мастерства, способный к внедрению инноваций.
Внедрение инноваций в работу ДОУ является важным условием реформирования и совершенствования системы дошкольного образования. Развитие детского сада не может осуществляться иначе, через освоение нововведений, новшеств, при этом содержание образования должно ориентироваться на индивидуальность каждого ребенка, его личностный рост, развитие способностей. А воспитать творческую, самодостаточную личность может только талантливый педагог, идущий по пути самосовершенствования и саморазвития.
Профессиональное мастерство педагога во многом зависит от самого педагога - от его желания творить, не бояться смотреть вперед, любить детей, внедрять в свою практику новые идеи,инновации,а главное- самосовершенствоваться.
Список литературы:
1. Адольф В. А., Ильина Н. Ф. Инновационная деятельность
педагога в процессе его профессионального становления. Красноярск, 2007. - 204 с.
2. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. – М., ТЦ Сфера, 2004. –96с.
3. Осмоловская И. М. Инновации и педагогическая практика//Народное образование. 2010.№6. С. 182-188.
4. Урмина И. А., Данилина Т. А. - Инновационная деятельность в ДОУ. Программно-методическое обеспечение. – Линка-Пресс, М., 2009.
5. Кухальская О. В. // Интернет ресурсы: Система повышения педагогического мастерства педагогов в ДОУ.
6. Шмонина Л. В., Зайцева О. И. Инновационные технологии в методической работе ДОУ: планирование, формы работы. – Волгоград: Учитель, 2011.-215с.