Ольга Ивановна Бойко
Применение информационных технологий в работе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Применение информационных технологий в работе ДОУ.
Бойко О. И., МКДОУ «ЦРР – д/с № 4», п. г. т. Анна Воронежской обл.
Современные информационные технологии очень быстро вошли в нашу жизнь, проникнув во все сферы человеческой деятельности. В соответствии с документом "ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования", утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 20 июля 2011 г. № 2151, владение информационно-коммуникационными технологиями и умениями применять их в воспитательно-образовательном процессе является одним из требований к деятельности, осуществляемой педагогами.
Публикация «Применение информационных технологий в работе ДОУ» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция январь 2018
Наше дошкольное учреждение тоже не осталось в стороне. Детский сад идет в ногу с научно техническим прогрессом: здесь созданы все необходимые условия для активного применения в своей деятельности информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) – все возрастные группы оснащены ноутбуками, принтерами, мультимедийными установками и пр., а воспитатели активно осваивают новейшие компьютерные программы для детей различного возраста.
ИКТ включает в себя использование компьютера, сети «Интернет», телевизора, видео и т. д., то есть всего того, что может предоставить широкие возможности для коммуникации.
Применение информационно коммуникационных технологий в работе нашего детского сада разнообразно. Так, при организации своей работы я применяю ИКТ в различном их проявлении в воспитательно-образовательном процессе с детьми, во время взаимодействия с родителями и делюсь своим опытом с коллегами.
Кратко остановлюсь на каждом из них.
Работа с детьми.
Дошкольный возраст представляет собой важнейший этап в формировании личности ребенка, в этот период у ребёнка формируются представления об окружающем мире, происходит его интеллектуальное и психическое развитие. Важнейшими компонентами для развития познавательной деятельности ребенка выступают такие процессы как восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь.
Очень важно, чтобы ребенок развивался одновременно с совершенствованием технологий, осваивал их с ранних лет и имел представление об их существовании.
Для нас педагогов, не секрет, что дети в дошкольном возрасте очень восприимчивы. Больший интерес у них вызывают ситуации, когда диалог с ними ведет не педагог от имени героя, а сам герой ситуации. Данные приемы с использованием музыкального центра или магнитофона, способствуют формированию мотивации к деятельности, позволяют ребенку почувствовать себя нужным, вселяют уверенность в своих силах. К тому же, всем известно, что музыка - это уникальный инструмент развития ребенка, воспитания и зарождения в нем творческих начал. Поэтому, планируя организованную деятельность (ОД, я стараюсь, чтобы она была эмоциональной, яркой, с использованием красочного иллюстративного материала, с применением звуковых эффектов и видеозаписей. Все это мне помогает обеспечить компьютерная техника с ее возможностями.
Развитие ребенка должно осуществляться всесторонне. Демонстрация видеофильмов дает возможность не только увидеть, но и услышать звуки природы, погрузиться в общественную жизнь, жизнь животного и предметного мира, а также совершить «путешествие» в прошлое, посетить другую страну, музей и пр.
Мне нравится создавать разнообразные мультимедийные презентации, которые направлены как на получение новых знаний, так и на закрепление уже имеющихся. При ознакомлении детей с новой темой предлагаю им просмотр видеофрагмента или презентации, а при закреплении пройденного материала использую дидактические компьютерные игры.
Применение ИКТ позволяет в доступной форме объяснить ребенку некоторые моменты, которые
не понятны ему «на словах» (например, такое явление, как круговорот воды в природе, становится доступным после просмотра презентации,
нет возможности наблюдать в реальной действительности, т. к. не позволяют климатические условия (ледоход, перелет птиц, северное сияние и пр.)
Так, мною были подготовлены такие презентации организованной деятельности (ОД, как: «Мир бабочек», «Путешествие на Северный полюс!», «Моя малая Родина», «Птицы – наши друзья», «Что такое Весна» и многие другие.
Активное пользование сетью «Интернет» дает мне возможность принимать участие с детьми в заочных конкурсах различного уровня по различным направлениям развития, по итогам которых мои дети неоднократно становились победителями и лауреатами международных и всероссийских конкурсов.
Работа с родителями.
Одним из критериев оценки профессиональной деятельности педагога, в соответствии с ФГОС, является высокая степень активности и вовлеченности родителей в образовательный процесс и жизнь детского сада.
В настоящее время у многих родителей нет достаточного количества времени для общения с педагогами. Решением данной проблемы стало создание сайта нашего ДОУ, где родители могут познакомиться с интересными моментами жизни своего ребенка. Они могут увидеть фотографии различной деятельности детей, получить виртуальную консультацию по интересующему вопросу, повторить с детьми знакомые песенки, просмотреть фрагменты режимных процессов и даже обменяться мнением и поделиться своим опытом в той или иной области.
В своей профессиональной деятельности я часто применяю метод проекта. Использование информационных технологий в проектной деятельности на сегодняшний день сверхактуально и позволяет мне показать свою работу и ее значимость при решении той или иной задачи, ознакомить родителей с предполагаемыми результатами проекта.
Помимо перечисленного, современные технические средства я использую при оформлении наглядного материала, буклетов, во время проведения родительских собраний, круглых столов и практикумов.
Таким образом, мною были подготовлены:
Буклеты – «Сохраним планету Земля», «Советы родителям будущих первоклассников», «Памятка Добра» и др.
Папки передвижки – «Возрастные особенности детей 2 – 3 лет», «Рекомендации родителям по ПДД», «Адаптация ребенка к условиям ДОУ».
Презентации – «Вот и стали мы на год взрослее», «Значение сенсорного развития ребенка», «Дидактическая игра в жизни ребенка».
Работа с педагогами.
Выступая на педсоветах, семинарах или конференциях перед своими коллегами, я дополняю свои доклады мультимедийным сопровождением в виде презентации. Презентации к докладам включают в себя как текстовое сопровождение, так и видеосюжеты, схемы и диаграммы. Так я делилась опытом с коллегами по следующим темам: «Значение кинезиологических упражнений в работе с дошкольниками», «Сенсорное воспитание детей раннего возраста», «Экологическое воспитание посредством дидактических игр».
Также я активно применяю ИКТ при создании собственного портфолио.
Таким образом, неизбежно можно прийти к выводу, что применение информационно-коммуникационных технологий в работе ДОУ способствует повышению качества образовательного процесса. Так я получаю возможность профессионального общения с широкой аудитории пользователей сети «Интернет».
Использование электронных образовательных ресурсов в работе с детьми позволяет повысить познавательную мотивацию воспитанников, и, соответственно, наблюдается рост их достижений. Родители, отмечая интерес детей к ДОУ, стали более уважительно относиться к воспитателям, прислушиваются к нашим советам, активнее участвуют в групповых проектах.
Список используемой литературы.
1. Калинина Т. В. Специализация «Новые информационные технологии в дошкольном детстве» // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2008. - №6.- с. 32.
2. Калинина Т. В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
3. Леоненко О. Б. Использование мультимедийных презентаций в дошкольном учреждении // Справочник старшего воспитателя. – 2009.-№4.-с. 32.
4. Полат Е. С. Новые педагогические технологии. - М., 2000г.
5. Прищепа С. С., Храмцова Н. В. Информационные технологии в работе ДОУ // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2008.-№6.-с. 88.