Людмила Борисова
Применение игровых технологий при составлении описательного рассказа по картине
▼ Скачать + Заказать документы
Применение игровых технологий при составлении описательного рассказа по картине
Перед нами, педагогами ДОУ всегда стоит вопрос: Как уже с детского сада помочь детям вырасти мыслящими личностями? Как мы знаем - основным условием развития ребенка является своевременное и полноценное развитие всех сторон речи.
Сегодня я хочу остановиться на одном из сложных направлений для детей - обучении составлению описательного рассказа по сюжетной картине.
Публикация «Применение игровых технологий при составлении описательного рассказа по картине» размещена в разделах
Слайд. К. Д. Ушинский писал: «Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит».
Основываясь на игровой деятельности детей, как активном методе обучения, мы применяем игровые приемы ТРИЗ – технологии, как быстрый и эффективный способ обучения детей составлению творческих рассказов по картине.
Слайд. Технология включает 9 этапов обучения детей рассказыванию. Но это не значит, что необходимо применять их все. Выбор и последовательность зависит от уровня развития речевой и мыслительной деятельности, а также возрастных особенностей детей. В течение 1.5 – 2 недель мы в игровой форме до мельчайших подробностей знакомим детей с содержанием картины. И я предлагаю вам побыть сегодня детьми, и поиграть в некоторые из них. Начинаем с самого простого. Учимся выделять объекты на картине.
Слайд. Игра «Подзорная труба» Правила игры вы видите на слайде:
1. Выделить объекты из всего содержания,
2. Схематично их изобразить,
3. Сгруппировать по какому – либо признаку,
4. Озвучить правило этого этапа: «Смотрю на картину и называю объекты» Эмблема
Для игры нам понадобятся подзорные трубы. Подойдут любые круглые, полые предметы. Мы сделаем из листа бумаги. Проговариваем правило игры: «смотрю на картину и называю предмет». Выставляю схему этапа.
Итак, мы сегодня с вами отправляемся в путешествие на корабле.
Слайд. Посмотрите, вдалеке показалась земля. Что же это? Возьмите подзорные трубы и рассмотрите, куда мы попали. Щелчок Игра «Подзорная труба»
«Я смотрю в подзорную трубу и вижу большое дерево»
А что видите вы …. (ответы).
Чтобы лучше вникнуть в содержание картины, в процессе игры начинаем искать подробности. Задаю уточняющие вопросы: Какое дерево? Что в ведре? Какая собака? При наличии однородных объектов на картине, группируем их по какому - либо признаку: по принадлежности к природному или рукотворному миру, по функциям, форме, цвету и т. д., Например, вижу девочку, мальчика - это дети.
Слайд. Параллельно на доске или большом листке бумаги располагаем условные обозначения названных предметов аналогично композиции картины. Выстраиваем свою картину с помощью условных обозначений.
В этой игре учим детей выделять и называть изображенные объекты, схематично изображать на листе бумаги, группировать по какому – либо признаку, произносить правило игры, строить предложения.
У нас получилось две картины. У одной из них есть свой секрет, он поможет нам картину оживить.
Правила игры:
1. Выделить два объекта на картине;
2. Объяснить, почему они связаны;
3. Объединить объекты стрелками;
4. Озвучить правило «Один объект связан с другим, потому что…» Эмблема
Слайд. Игра «Ищу друзей»
Секрет картины в том, что все объекты связаны между собой. Чтобы установить эти взаимосвязи, сейчас мы превратимся в сыщиков и найдем друга каждому предмету. Возьмем два предмета: Домик и снеговик. Они сделаны из снега, Их построили рядом, чтобы им было не скучно. Снеговик охраняет дом. Мальчики и лопатка: она нужна ему, потому что без нее не построить домик для собаки. Кормушка и птицы: туда насыпают корм, без него птицам голодно зимой. Дети заботятся о них.
Слайд. Целью этой игры является обучение детей составлению не только простых предложений, но и предложений сложноподчиненных, с краткими рассказами рассуждениями.
При подготовке детей к составлению описательного рассказа, на следующем этапе, очень важно научить их выделять признаки и составлять сравнения по определенным схемам, проговаривая при этом прилагательные. Как мы это делаем?
Правила на слайде:
Алгоритм Пример
Выбери предмет по картине лед
Признак (состояние) твердый, холодный
Проявление в других предметах Твердая – земля, холодный – снег, вода.
Составляем сравнительное словосочетание Лед твердый, как мерзлая земля, холодный как снег. По нему можно ходить.
Выбираем объект на картине и признак: объект - лед, признак - состояние - твердый, холодный. Затем ищем проявление этого признака в других объектах картины (твердая – земля, холодный – снег, вода) Составляем словосочетание: Объект - признак - другой объект. Лед твердый, как мерзлая земля, холодный, как снег и вода. По нему можно ходить. Собачья шерстка мягкая, теплая, гладкая, как одежда у детей. В ней тепло. Она греет. Воробушки резвые, веселые, как дети. Они рады тому, что нашли зернышки. Снеговик. Он круглый, как солнце или блин, похож на неваляшку
Слайд. Сейчас поиграем в любимую детьми игру» Веселые человечки». В этой игре учим детей составлять рассказы – описания на основе восприятия картины через разные органы чувств. Правила игры:
1. Войти в картину;
2. Выбрать орган чувств, который поможет нам путешествовать
3. Описать свои ощущения
4. Озвучить правило, найти схему.
В гости пришли веселые человечки: «Носастик», «Ушастик», «Рукастик». Они лучше всех слышат все звуки, чувствуют запахи, ощущают предметы на ощупь.
Давайте разделимся на три подгруппы. У каждой подгруппы один «Веселый человечек»
Слайд. Произносим волшебные слова «вокруг себя повернись, и в картине очутись» и попадаем в картину. Сейчас мы гуляем с «»Ушастиком» Что слышим? А теперь мы с «Носастиком» Какие чувствуем запахи? С помощью «Рукастика» мы устанавливаем свойства предметов. Побуждаем детей к описанию возможных ощущений, послушать, вдохнуть запахи, трогать предметы рукой.
Учим детей начинать со слов «Я чувствую запах…», «я слышу», «когда я трогаю руками…» Словесная зарисовка на основе ощущений дает представление о температуре, влажности, материале, форме объекта и т. д. Наша с вами задача активизировать в речи ребенка слова, характеризующие ощущения.
Слайд. С помощью игры «Кто где?», мы учим детей описывать место нахождения объектов на картине. Правила игры:
1. Выбери предмет на картине;
2. Опиши, как расположены другие предметы по отношению к нему; с позиции себя, с позиции предмета.
3. Правило: «У каждого предмета есть свое место на картине». Эмблема.
Например: на картине есть домик. Он небольшой и сделан изо льда. Находится в середине картины. Справа и слева дети. Вдалеке дома, где они живут. Например: Я старое, толстое дерево. Около меня построили ледяной домик и снеговика. На меня повесили кормушку для птиц.
А сейчас представьте. Что вы – объект с картины. Расскажите о том, где вы находитесь
Слайд. В игре продолжаем развивать у детей умение ориентироваться в пространстве; закрепляем в речи слова, обозначающие ориентировку в пространстве; развиваем связную речь.
Загадываю объект на картине, а дети с помощью вопросов устанавливают его местонахождение, употребляя слова, обозначающие пространственную ориентировку. В гости к нам пришел известный сыщик Шерлок – Холмс. Он хочет, чтобы мы помогли ему отыскать сокровища, которые спрятаны на картине. Сыщик примерно знает, где они находятся, но может отвечать только «да» и «нет», поэтому поисками должны заняться мы.
Слайд. Следующая игра, в которую мы поиграем «Машина времени»
1. Выбери предмет, определить его состояние;
2. Представь, что с ним было в прошлом, будет в будущем.
3. Составь речевую зарисовку. Эмблема
В ней мы учим детей составлять рассказ - фантазию о конкретном объекте, представляя его прошлое и будущее, используя характерные словесные обороты.
Выберите любой объект на картине. Представьте, что с ним было в прошлом (как выглядел, что делал, его состояние, что произойдет с ним в будущем.
Например: толстое дерево. Сейчас оно совершенно голое. А было очень красивое - летом оно зеленое, а осенью желтое. Оно ждет, когда наступит весна.
Слайд. Подводя итог сказанному можно с уверенностью отметить, что использование данной методики – это эффективный способ обучения детей составлению творческих рассказов по картине через интеграцию коммуникативной и продуктивной видов деятельности. Он способствует формированию устойчивого интереса дошкольника к созданию собственного речевого продукта и максимально приближает к тому уровню связной монологической речи, который требуется ему для перехода к учебной деятельности.
Сегодня я познакомила вас только с частью этапов работы над картиной. Если вас заинтересовала данная методика, вы можете подробно ознакомиться с ней самостоятельно.
Этап 1 Определение объектов на картине
Этап 2 устанавливаем взаимосвязи между объектами на картине
Этап 3. Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств.
Этап 4. Описание место нахождения объектов на картине.
Этап 5. Преобразование объектов во времени.
Этап 6. Составление речевых зарисовок с использованием разных точек зрения.
Этап 7. Составление сравнений, загадок и метафор по картине.
Этап 8. Составление рифмованных текстов по мотивам содержания картины.
Этап 9. Смысловая характеристика картины.