Ирина Конина
Приемы сказкотерапии как средства повышения связности речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Конина Ирина Андреевна, магистрант, кафедра инклюзивных социальных групп факультета политических и социальных наук ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет» (Москва, Россия)
Аннотация: в статье рассматривается проблема развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня средствами сказкотерапии. Автор обращается к определению понятий «общее недоразвитие речи», «связная речь», «сказкотерапия», систематизирует данные о недостатках развития связной речи у дошкольников с речевыми нарушениями. Особое внимание акцентируется на методических приемах сказкотерапии в решении проблемы.
Публикация «Приемы сказкотерапии как средства повышения связности речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Старшая группа
- Темочки
Ключевые слова: связная речь, общее недоразвитие речи III уровня, дошкольники, сказкотерапия, приемы логопедической работы; эксперимент.
Konina Irina Andreevna, Master student, Department of Inclusive Social Groups, Faculty of Political and Social Sciences, Russian State Social University (Moscow, Russia)
Аbstract : the article deals with the problem of the development of coherent speech of preschoolers with general underdevelopment of speech of the III level by means of fairy tale therapy. The author addresses the definition of the concepts of «general underdevelopment of speech», «coherent speech», «fairy tale therapy», systematizes data on the shortcomings of the development of coherent speech in preschoolers with speech disorders. Special attention is focused on the methodological techniques of fairy tale therapy in solving the problem.
Key words : coherent speech, general underdevelopment of speech level III, preschoolers, fairy tale therapy, speech therapy techniques; experiment.
В настоящее время наблюдается тенденция увеличения количества детей с ограниченными возможностями здоровья. Особую группу детей из них составляют дошкольники с недостатками речевого развития, с общим недоразвитием речи. Речевые проблемы являются ключевыми в личностном, интеллектуальном, коммуникативном и образовательном плане, затрудняя формирование последних. В итоге дошкольнику с общим недоразвитием речи трудно приспособиться к окружающей действительности, воспринять образовательные задания и весь дидактический процесс, построить коммуникативные связи, подготовиться к школьному обучению. Поэтому так важно уделять особое внимание такой логопедической группе детей как дошкольники с общим недоразвитием речи, осуществлять поиск эффективных методических приемов устранения речевого недоразвития.
Говоря об общем недоразвитии речи, следует понимать такое сложное речевое расстройство, охватывающее разносторонний спектр нарушений речевой системы. Это могут быть дефекты звукопроизношения, сложности фонетического и фонематического анализа и синтеза, ограниченность запаса слов, представленность лексико-грамматических аграмматизмов, бессвязность речи. Основная особенность таких детей – стойкость проявления речевых недостатков [1, с. 52].
Все дефекты общего недоразвития речи непременно сказываются на развитии связной речи, а это важный показатель готовности детей к школьному обучению.
В целом, связная речь – это смысловое развернутое высказывание, подразумевающее разговор от себя или с окружающими людьми, которое создано и организовано в соответствии с речевой ситуацией. Связная речь характеризуется тематичностью, самостоятельностью и последовательностью организации, целостностью языковых средств, логической завершенностью, понятностью для собеседника. Тесная связь развития всех сторон речи особенно отчетливо выступает в формировании связной речи [2, 3].
Характер развития связной речи у дошкольников с общим ее недоразвитием зависит от его уровня. Если при 1 уровне речевого недоразвития связная речь практически отсутствует, высказывание ребенка представлено зачастую лепетными словами, то при 2 уровне речевого недоразвития высказывание ребенка представлено лексической ограниченностью из 2-3 слов, зачатками монологической и диалогической речи. Ситуация иная при 3 уровне речевого недоразвития [1, с. 94].
Старшие дошкольники с общим недоразвитием речи III уровня имеют серьезные нарушения связной речи. Это обусловлено нарушением формирования речевых (фонетики, лексики, грамматики) и психофизиологических (работоспособность, развитие познавательных процессов, общий уровень интеллектуализации) предпосылок овладения связной речью.
У старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня отмечаются следующие недостатки связного высказывания : трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления, синтезирования отдельных тематических элементов в структурное целое, хаотичность, подмена связного высказывания односложными ответами, нарушение связности и последовательности изложения, неумение удерживать в памяти последовательность содержания текста, фрагментарное запоминание смысловых звеньев, их последовательности и взаимосвязи, акцентирование внимания на второстепенных деталях, непонимание скрытого смысла образных выражений, недостаточное использование выразительных средств языка [3, с. 154].
Экспериментальное исследование, проведенное на базе МБДОУ №3 «Ромашка» городского округа Реутов, соответствует результатам теоретического анализа проблемы. В нем приняли участие 10 детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня. С целью выявления уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня использовалась «Методика обследования связной речи» по В. П. Глухову [3].
Анализ полученных данных в эксперименте свидетельствовал о том, что большая часть дошкольников с общим недоразвитием речи III (по 80 %) имели низкий уровень развития связной речи. Основная единица их утверждения – словосочетание (из 2-х слов). В связном высказывании отмечалось тематическое несоответствие, выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, зачастую его незавершенность, представлено было множество аграмматизмов. Продуцируемый детьми текст имел стереотипность оформления, множество смысловых пропусков, неадекватное использование лексических средств. Менее всего (по 20 % дошкольников) имели средний уровень развития связной речи. Основная единица их высказывания – простое предложение. У них отмечалась адекватность фразы в смысловом содержании, но недостаточная полнота и точность, грамматическая правильность составленной фразы, но частичное совпадение содержания и пересказа, рассказа, согласованность и последовательность в повествовании, присутствовали нарушение структуры предложений, длинные паузы при выборе правильных слов; индивидуальный аграмматизм и нарушения в последовательном и логичном изложении идей. Высокий уровень у детей отмечен не был.
Приоритетным направлением в деятельности логопеда является организация оптимального «развивающего» образовательного процесса для детей с речевыми нарушениями. В связи с этим большое внимание уделяется проблеме выбора педагогических технологий. Одним из эффективных условий развития связной речи детей с общим недоразвитием речи III уровня выступает сказкотерапия.
Сказкотерапия – это одно из направлений логопедической работы по устранению комплекса проблем детей с учетом ресурсов сказок [4, с. 38].
Сказкотерапия оказывает комплексное влияние на детей: способствует устранению речевых нарушений, совершенствованию лексико грамматических средств языка, звуковой стороны речи, развитию просодической стороны речи, развитию диалогической и монологической речи; дополнительно – снимает психическое напряжение в силу оптимизма сказочного сюжета, акцентирования на волнующих его проблемах, возможности выражения чувств и эмоций, активизирует процесс личностного развития в своих зашифрованных символах, способствует совершенствованию взаимоотношений с окружающим миром, снижению агрессии, эмоциональной саморегуляции и позитивных отношений, созданию коммуникативной направленности речевых высказываний [5; 6; 7].
Главное достоинство сказкотерапии – отсутствие возрастных ограничений, безопасность развивающей среды.
В сказкотерапевтическом занятии предлагается использовать совокупность структурных элементов. Первый элемент – это ритуал «входа в сказку». На этом этапе ребенок знакомится с целью занятия и его содержанием. Основная нагрузка элемента заключается в устранении психологического дискомфорта и включение ребенка в логопедическую работу. На данном этапе для привлечения внимания дошкольников могут использоваться разнообразные сюрпризные моменты. Далее следует основная часть занятия, где используются речевые приемы работы со сказкой, дополнительно – формируется музыкальный образ сказки, образ сказочного пространства (светотехнические эффекты). Затем следует ритуал «выхода из сказки».
Самым распространенным способом работы со сказкой считается прослушивание и разбор существующей сказки. С целью развития связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня возможно использование разнообразных методических приемов. К примеру:
Работа с образом героя. Дошкольник, обращаясь к сказке, представляет героя, соотносит себя с ним. Обращаясь на образ героя, возможно выполнение ребенок следующих заданий: описать героя, придумать недостающие фрагменты и детали, изменить его поведение на альтернативное, построить свободный диалог с героем, придумать монолог сказочных героев с дополнительным заданием.
Работа с имеющимся содержанием сказочного текста. Дошкольнику могут быть предложены следующие задания: сообщение – вопрос – ответ (о ком (о чем) речь, первопричины сказочных действий, назвать в отрывке слова-существительные, прилагательные, глаголы, сконструировать слова, словосочетания и предложения; представить ассоциации; дополнить предложение авторским смыслом; изменить концовку сказки; построить догадки о дальнейшем развитии сюжета; произвести авторское редактирование текста, составить новые комбинации сюжета, озаглавливать текст по-другому, проиграть сказки.
Другим способом работы со сказкой является индивидуальное написание сказки ребенком. В данном случае проводится работа с отсутствующим содержанием сказочного текста по названию. Дошкольнику могут быть предложены следующие задания: назвать сказочных героев и их роли, описать цепочку ключевых событий, драматически проиграть ее всю либо отдельные элементы (индивидуально, с подгруппой детей или всей группой).
Таким образом, сказкотерапия оказывает комплексное влияние на развитие речи детей с общим недоразвитием речи III уровня. Прослушивая сказки, работая с образом героя и имеющимся содержанием сказочного текста, а также проводя индивидуальное написание сказки, дошкольники учатся строить связное высказывание, развивают собственную диалогическую и монологическую речь.
Список литературы
1. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии: учебное пособие. – репр. воспроизведение изд. – М. : Альянс, 2013. – 367 c.
2. Львов М. Р. Риторика. Культура речи : учебное пособие. – М. : Академия, 2004. – 182 с.
3. Глухов В. П. Методика формирования связной речи детей дошкольного возраста с системным речевым недоразвитием. – М. : МПГУ, 2017. – 230 с.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Развивающая сказкотерапия. – СПб. : Речь, 2011. – 167 с.
5. Жулина Е. В., Дадашова С. Д. Влияние сказки на процесс развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 60-2. – С. 158–161.
6. Иванова Е. В. Возможности сказкотерапии в логопедической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи // Современное образование: традиции и инновации. – 2017. – № 3. – С. 29–35.
7. Сорокоумова С. Н. Развитие эмпатии у старших дошкольников через оптимизацию детско-родительских отношений // Психолог в детском саду. 2005. № 3. С. 93-98.