Анощенкова Елена Васильевна
Консультация для воспитателей «Учёт коррекционной направленности при создании предметно-развивающей среды — РППС»
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы: дефектолог Анощенкова Е. В; воспитатель Затравина О. Ю.
Учреждение: МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №57» г. Иваново.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) выделен раздел III пункт 3.2.2. и п. 3.4.4. по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Одно из основных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении — правильная организация развивающей предметно-пространственной среды. Под развивающей средой следует понимать естественную комфортную обстановку, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами, рационально организованную. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.
Предметно-развивающая среда должна выполнять ряд функций: образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, коммуникативную. Но самое главное — она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребёнка.
При построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:
- полифункциональностиь,
- информативность,
- вариативность,
- трансформируемость,
- пихологическая комфортность,
- взаимодействие педагогов и родителей,
- здоровьесбережение,
- безопасность,
- доступность,
- насыщенность.
Понятие коррекционной направленности РППС предполагает систематическую работу по преодолению или компенсации недостатков развития. Коррекционная работа с детьми с ФРЗ направлена на более эффективное использование оставшихся зрительных функций и развитие других сенсорных каналов восприятия, компенсирование дефектов зрения и формирование адаптивных навыков.
- Главная цель коррекционной работы — создание условий для полноценного развития ребенка, включая его физическое, когнитивное и эмоциональное развитие.
Задачи:
- Развитие оставшихся зрительных функций.
- Формирование навыков ориентации и мобильности.
- Улучшение коммуникативных навыков.
- Создание безопасной и комфортной среды.
Практические аспекты создания развивающей среды
Адаптация пространства
- Освещение: использование специальных светильников с регулируемой яркостью и цветовой температурой. Обеспечение равномерного освещения всех участков помещения.
- Цветовое оформление: использование контрастных цветов для облегчения восприятия границ объектов. Предпочтение ярких и насыщенных цветов.
- Маркировка: нанесение тактильных и визуальных меток на ключевые элементы интерьера (двери, перила, мебель).
- Подбор оборудования и материалов
- Мебель: использование мебели с закругленными углами и контрастным цветовым решением. Обеспечение удобства и безопасности.
-Образовательные материалы: использование крупных и четких изображений, шрифтов и символов. Включение тактильных элементов (текстуры, рельефы).
-Технологическое оборудование: применение специализированных устройств, таких как увеличительные стекла, экраны с высоким разрешением, аудио-
Организация образовательного процесса
-Индивидуальные программы: разработка индивидуальных образовательных программ с учетом особенностей каждого ребенка.
- Методики обучения: использование методик, направленных на развитие оставшихся зрительных функций, тактильного и слухового восприятия.
-Интерактивные занятия: проведение занятий с использованием интерактивных досок, проекторов и других современных технологий.
Социальная адаптация
- Коммуникативные навыки: развитие навыков общения и взаимодействия с окружающими.
- Включение в коллектив: создание условий для активного участия детей в совместной деятельности и играх.
- Поддержка родителей: проведение консультаций и семинаров для родителей, направленных на повышение их компетентности в вопросах воспитания и обучения детей с ФРЗ.
РППС для детей с нарушением зрения включает в себя также
Тактильные материалы: игрушки и обучающие пособия с различной текстурой, способствующие развитию осязания.
Слуховые стимулы: музыкальные инструменты, аудиосигналы для ориентации в пространстве и времени.
Свето-звуковая сигнализация: обеспечение безопасности и ориентации в пространстве посредством звуковых и световых сигналов.
Контрастные цветовые решения: использование высококонтрастных цветов для облегчения восприятия визуальных элементов.
Основные рекомендации:
Организация пространства:
- Четкое разграничение игровых и учебных зон.
- Минимизация беспорядка для снижения визуальной перегрузки.
-Использование безопасных и мягких материалов для мебели и оборудования.
Использование сенсорных стимулов:
- Разнообразные текстуры и материалы для тактильных игр.
- Музыкальные занятия и звуковые игры для развития слуха.
- Ароматерапия и использование запахов для создания благоприятной атмосферы.
Безопасность:
- Устранение потенциальных опасностей в помещении.
- Обеспечение свободного перемещения с помощью ориентиров и сигналов.
Яркие и контрастные цвета: Использование сочетаний чёрного и белого, красного и зелёного, синего и жёлтого. Избегание пастельных и блёклых оттенков.
Большие размеры предметов: Увеличение размера игрушек, пособий, элементов мебели, чтобы обеспечивать максимальный обзор.
Высокий контраст: Разница между цветом предмета и фоном должна быть максимально чёткой.
Рельефные и тактильно-воспринимаемые материалы: использование материалов с различной фактурой, которые позволяют участвовать в освоении мира не только с помощью зрения, но и осязания.
Оптимальное освещение: яркое и равномерное освещение, без резких теней, которые затрудняют восприятие.
Пространственная организация: разделение зоны активности, игр, отдыха. Размещение предметов и мебели с учетом доступности и безопасности. Ограничение количества предметов, чтобы не перегружать визуальное поле.
Наличие специальных пособий: увеличенные карты, таблицы, картинки, с использованием контрастных цветов.
Использование звуковых сигналов: звуковые элементы для обозначения предметов, зон, для привлечения внимания, для организации игр.
Индивидуальный подход: важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, его особенности зрительного восприятия, скорость адаптации к среде.
Совместная работа с родителями: информирование родителей о важности соблюдения принципов коррекционной направленности при организации развивающей деятельности дома.
Для эффективного развития ребенка с нарушением зрения необходима среда насыщенная различными сенсорными раздражителями и условия для двигательной активности: сенсорные уголки (сенсорные коробки, шумовые баночки, тактильные мешочки, тактильные карточки, заводные, звучащие, сделанные из разного материала игрушки, дощечки с разными тактильными поверхностями. Специальная наглядность: демонстрационный материал по размеру должен быть не менее 20см, материал раздаточный от 3 до 5см.
Материал для заданий должен быть правильно подобран по размеру (помидор не должен быть больше капусты, машина больше дома)
Предметные и сюжетные картинки необходимо окантовывать.
Наличие подставок, что позволяет рассматривать объект в вертикальном положении.
Для оценки эффективности и качества развивающей среды могут быть использованы специальные критерии:
1. Соответствие среды возрасту и клинико- психологическим особенностям детей с ОВЗ
2. Отражение в среде особенностей реализуемой образовательной программы.
3. Отражение тематики и содержания НОД и коррекционной работы.
4. Наличие уголков уединения (или приспособленных мест для этого).
5. Наличие уголков, отражающих инновационные проекты (по гражданскому, экологическому образованию, здоровьесбережению).
6. Наличие в группе современных сюжетно-ролевых игр.
7. Учёт гендерных различий детей в построении среды.
8. Наличие в среде развивающих пособий. Соответствие развивающих пособий возрасту детей и особенностям отклонений в развитии детей.
9. Наличие в группе индивидуального авторского пространства ребенка с ОВЗ (уголки с личными игрушками, альбомами детей, творческими работами ребенка, подборка грамот с конкурсов и соревнований, организация персональных выставок ребенка с ОВЗ).
10. Привлечение детей к оформлению группового помещения.
11. Эстетическое состояние всех предметов и пособий в среде.
12. Целесообразное соседство уголков.
13. Учёт безопасности жизнедеятельности детей с ОВЗ.
Заключение
Правильно организованное пространство, адаптированные материалы и индивидуальный подход позволяют создать благоприятные условия для всестороннего развития детей с ОВЗ, способствуя максимальному развитию потенциала каждого ребенка, улучшению его качества жизни и успешной интеграции в общество.