МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Учёт коррекционной направленности при создании предметно-развивающей среды — РППС»

Анощенкова Елена Васильевна
Консультация для воспитателей «Учёт коррекционной направленности при создании предметно-развивающей среды — РППС»
▼ Скачать + Заказать документы

Авторы: дефектолог Анощенкова Е. В; воспитатель Затравина О. Ю.

Учреждение: МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №57» г. Иваново.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) выделен раздел III пункт 3.2.2. и п. 3.4.4. по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Темочки:

Одно из основных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении — правильная организация развивающей предметно-пространственной среды. Под развивающей средой следует понимать естественную комфортную обстановку, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами, рационально организованную. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.

Предметно-развивающая среда должна выполнять ряд функций: образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, коммуникативную. Но самое главное — она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребёнка.

При построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:

- полифункциональностиь,

- информативность,

- вариативность,

- трансформируемость,

- пихологическая комфортность,

- взаимодействие педагогов и родителей,

- здоровьесбережение,

- безопасность,

- доступность,

- насыщенность.

Понятие коррекционной направленности РППС предполагает систематическую работу по преодолению или компенсации недостатков развития. Коррекционная работа с детьми с ФРЗ направлена на более эффективное использование оставшихся зрительных функций и развитие других сенсорных каналов восприятия, компенсирование дефектов зрения и формирование адаптивных навыков.

- Главная цель коррекционной работы — создание условий для полноценного развития ребенка, включая его физическое, когнитивное и эмоциональное развитие.

Задачи:

- Развитие оставшихся зрительных функций.

- Формирование навыков ориентации и мобильности.

- Улучшение коммуникативных навыков.

- Создание безопасной и комфортной среды.

Практические аспекты создания развивающей среды

Адаптация пространства

- Освещение: использование специальных светильников с регулируемой яркостью и цветовой температурой. Обеспечение равномерного освещения всех участков помещения.

- Цветовое оформление: использование контрастных цветов для облегчения восприятия границ объектов. Предпочтение ярких и насыщенных цветов.

- Маркировка: нанесение тактильных и визуальных меток на ключевые элементы интерьера (двери, перила, мебель).

- Подбор оборудования и материалов

- Мебель: использование мебели с закругленными углами и контрастным цветовым решением. Обеспечение удобства и безопасности.

-Образовательные материалы: использование крупных и четких изображений, шрифтов и символов. Включение тактильных элементов (текстуры, рельефы).

-Технологическое оборудование: применение специализированных устройств, таких как увеличительные стекла, экраны с высоким разрешением, аудио-

Организация образовательного процесса

-Индивидуальные программы: разработка индивидуальных образовательных программ с учетом особенностей каждого ребенка.

- Методики обучения: использование методик, направленных на развитие оставшихся зрительных функций, тактильного и слухового восприятия.

-Интерактивные занятия: проведение занятий с использованием интерактивных досок, проекторов и других современных технологий.

Социальная адаптация

- Коммуникативные навыки: развитие навыков общения и взаимодействия с окружающими.

- Включение в коллектив: создание условий для активного участия детей в совместной деятельности и играх.

- Поддержка родителей: проведение консультаций и семинаров для родителей, направленных на повышение их компетентности в вопросах воспитания и обучения детей с ФРЗ.

РППС для детей с нарушением зрения включает в себя также

Тактильные материалы: игрушки и обучающие пособия с различной текстурой, способствующие развитию осязания.

Слуховые стимулы: музыкальные инструменты, аудиосигналы для ориентации в пространстве и времени.

Свето-звуковая сигнализация: обеспечение безопасности и ориентации в пространстве посредством звуковых и световых сигналов.

Контрастные цветовые решения: использование высококонтрастных цветов для облегчения восприятия визуальных элементов.

Основные рекомендации:

Организация пространства:

- Четкое разграничение игровых и учебных зон.

- Минимизация беспорядка для снижения визуальной перегрузки.

-Использование безопасных и мягких материалов для мебели и оборудования.

Использование сенсорных стимулов:

- Разнообразные текстуры и материалы для тактильных игр.

- Музыкальные занятия и звуковые игры для развития слуха.

- Ароматерапия и использование запахов для создания благоприятной атмосферы.

Безопасность:

- Устранение потенциальных опасностей в помещении.

- Обеспечение свободного перемещения с помощью ориентиров и сигналов.

Яркие и контрастные цвета: Использование сочетаний чёрного и белого, красного и зелёного, синего и жёлтого. Избегание пастельных и блёклых оттенков.

Большие размеры предметов: Увеличение размера игрушек, пособий, элементов мебели, чтобы обеспечивать максимальный обзор.

Высокий контраст: Разница между цветом предмета и фоном должна быть максимально чёткой.

Рельефные и тактильно-воспринимаемые материалы: использование материалов с различной фактурой, которые позволяют участвовать в освоении мира не только с помощью зрения, но и осязания.

Оптимальное освещение: яркое и равномерное освещение, без резких теней, которые затрудняют восприятие.

Пространственная организация: разделение зоны активности, игр, отдыха. Размещение предметов и мебели с учетом доступности и безопасности. Ограничение количества предметов, чтобы не перегружать визуальное поле.

Наличие специальных пособий: увеличенные карты, таблицы, картинки, с использованием контрастных цветов.

Использование звуковых сигналов: звуковые элементы для обозначения предметов, зон, для привлечения внимания, для организации игр.

Индивидуальный подход: важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, его особенности зрительного восприятия, скорость адаптации к среде.

Совместная работа с родителями: информирование родителей о важности соблюдения принципов коррекционной направленности при организации развивающей деятельности дома.

Для эффективного развития ребенка с нарушением зрения необходима среда насыщенная различными сенсорными раздражителями и условия для двигательной активности: сенсорные уголки (сенсорные коробки, шумовые баночки, тактильные мешочки, тактильные карточки, заводные, звучащие, сделанные из разного материала игрушки, дощечки с разными тактильными поверхностями.  Специальная наглядность: демонстрационный материал по размеру должен быть не менее 20см, материал раздаточный от 3 до 5см.

Материал для заданий должен быть правильно подобран по размеру (помидор не должен быть больше капусты, машина больше дома)

Предметные и сюжетные картинки необходимо окантовывать.

Наличие подставок, что позволяет рассматривать объект в вертикальном положении.

Для оценки эффективности и качества развивающей среды могут быть использованы специальные критерии:

1. Соответствие среды возрасту и клинико- психологическим особенностям детей с ОВЗ

2. Отражение в среде особенностей реализуемой образовательной программы.

3. Отражение тематики и содержания НОД и коррекционной работы.

4. Наличие уголков уединения (или приспособленных мест для этого).

5. Наличие уголков, отражающих инновационные проекты (по гражданскому, экологическому образованию, здоровьесбережению).

6. Наличие в группе современных сюжетно-ролевых игр.

7. Учёт гендерных различий детей в построении среды.

8. Наличие в среде развивающих пособий. Соответствие развивающих пособий возрасту детей и особенностям отклонений в развитии детей.

9. Наличие в группе индивидуального авторского пространства ребенка с ОВЗ (уголки с личными игрушками, альбомами детей, творческими работами ребенка, подборка грамот с конкурсов и соревнований, организация персональных выставок ребенка с ОВЗ).

10. Привлечение детей к оформлению группового помещения.

11. Эстетическое состояние всех предметов и пособий в среде.

12. Целесообразное соседство уголков.

13. Учёт безопасности жизнедеятельности детей с ОВЗ.

Заключение

Правильно организованное пространство, адаптированные материалы и индивидуальный подход позволяют создать благоприятные условия для всестороннего развития детей с ОВЗ, способствуя максимальному развитию потенциала каждого ребенка, улучшению его качества жизни и успешной интеграции в общество.

Публикации по теме:

Центр творчества. Реализация ФГОС в создании предметно-развивающей среды ДОУЦентр творчества. Реализация ФГОС в создании предметно-развивающей среды ДОУ Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание.

К аттестации о создании предметно-развивающей среды в ДОУ Создание предметно-развивающей среды. В сентябре я аттестовалась на высшую категорию и возможно кое-что Вам поможет при заполнении портфолио,.

Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для формирования безопасного поведения на дороге»Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для формирования безопасного поведения на дороге» Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для формирования безопасного поведения на дороге у детей дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Учёт коррекционной направленности при создании предметно-развивающей среды — РППС»
Опубликовано: 23 декабря 2024 в 05:52
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Учёт коррекционной направленности при создании предметно-развивающей среды — РППС»» (включая файлы) размещена пользователем Анощенкова Елена Васильевна (УИ 2436888) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
10 января 2025 пятница
Международный день благодарности комнатным растениям
Буратино - герой самой популярной детской книги А.Н.Толстого
11 января 2025 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД