галина ростиславская
Приемы развития диалогической речи на уроках чтения. Коррекционная школа
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речевого общения является главной задачей в коррекционной школе. Речевое общение формируется на основе развитой диалогической речи. Общаться дети с ОВЗ не любят, потому что не могут. Не могут построить беседу, основанной на диалоге. Поэтому на уроках чтения в коррекционной школе я уделяю большое внимание обучению построения диалога. Овладение диалогической речью детьми с НИ (нарушением интеллекта) должно осуществляться параллельно с расширением и уточнением словаря, структуры предложения, с овладением словоизменением и словообразованием.
Публикация «Приемы развития диалогической речи на уроках чтения, Коррекционная школа» размещена в разделах
Наряду с познавательными и воспитательными целями проведение диалога ставит своей целью специальное развитие речи детей. Что должен научиться делать школьник? - Слушать, понимать вопросы, сам задавать вопросы правильно и точно построив предложения и выражать свои мысли в ответах на вопросы.
Эффективным приемом развития диалогической речи является беседа, которую я провожу по трем этапам. Это вступление, развитие темы, концовка.
Во вступлении моя задача заключается в том, чтобы привлечь ребенка к теме беседы. Например, к уроку по фрагменту рассказа М. Шолохова "Судьба человека", который рассчитан на 3 часа, подготовлена такая беседа.
- Поговорим о самом маленьком, но главном герое произведения - Ванюше.
1. Что можно сказать о Ване по его внешнему облику?
2. Перечитайте первый диалог мальчика с "дядей шофером". Что можно узнать о Ванюше из их диалога? Что пережил мальчик к моменту встречи с Андреем Соколовым? Какую черту в характере Ванюши подчеркивает информация о том, что он пережил во время войны?
3. Что можно сказать о Ванюшке по тому, как он отвечает на вопросы?
4. Как вы думаете, почему мальчик так стремительно и бесповоротно поверил в то, что его нашел отец? Как в речи Ванюшки передаются его эмоции (внутреннее состояние)на тот момент.
5. Можно ли представить, как выглядит Ванюшка? Как его поступки и поведение могут дополнить представление о нем?
Конец беседы - это подведение итога совместной работы учителя и класса.
- Какую главную черту Ванюшки подчеркивают его внешность? переживания? речь? поступки?
Правильными считаются те ответы в которых прозвучало слово "беззащитность" (дополняю синонимами ранимость, уязвимость, незащищенность. Разбираем их, располагаем на магнитной доске для зрительного восприятия. Кроме лексического значения слов, можно сделать фонетический анализ слова, более труднодоступного в произношении).
В процессе проведения беседы четко формулирую вопросы, добиваюсь полного ответа, корректирую высказывания учащихся при построении предложений, подталкиваю к тому, чтобы ответ был точен по смыслу и имел правильную форму. Поощряю, если при ответе ребенок опирается на цитаты. К участию в беседе привлекаю всех ребят в классе, дифференцируя вопросы и давая тем самым возможность высказаться всем учащимся. Не стоит бояться того, что некоторые ребята так и не захотят ответить на вопрос. В роли слушателя умственно отсталый ребенок тоже учится "беседовать". Но замедленный процесс восприятия не дает сразу желаемых результатов, но он также является участником диалога. Пока пассивным, но при систематическом проведении диалога с учениками и он перейдет в состав активных собеседников.
Очень важно умственно отсталых детей научить задавать вопросы. Это для них очень сложный процесс. Поэтому следует помогать ребятам при построении вопроса картинкой, иллюстрацией к произведению, слайдами и тд. Включать наглядность на которую ребенок может опереться при составлении вопроса. Сначала ребята по памяти повторяют вопросы за мной. Более сильные ученики могут сформулировать свой вопрос даже без наглядности. Но слабым учащимся это не всегда под силу - им опоры обязательно нужны.
С вопроса начинается мышление, потому что на возникший вопрос ребенок пытается дать хотя бы приблизительный ответ. Таким образом происходит осмысление текста.
Существующий механизм понимания можно запустить определенными приемами одним из которых является "диалог с текстом". "Диалог с текстом" также способствует развитию связной речи. Начинать его следует с вычитывания информации из слова, словосочетания, предложения. Но в первую очередь следует включить внимание к слову, за которым скрывается либо мысль автора, либо это незнакомое слово, либо какой-то образ в который автор вложил свое отношение к событию, к герою. Вычитав информацию предлагаю ребятам построить свои вопросы. Некоторые тексты содержат скрытые вопросы: что следует из прочитанного? к чему это приводит? что случится дальше? и тд. - вопросы подталкивающие ребят к вероятному прогнозированию. Если прогнозов будет много, то как следствие и вывод можно сделать быстрее. Если прогнозов будет недостаточно, может возникнуть блокировка понимания текста. В этом случае умственно отсталый ребенок, у которого, как правило, нарушена эмоционально волевая сфера, станет раздражительным, возникнет нежелание делать выводы, работа будет остановлена. Поэтому помощь в формировании вероятного прогнозирования оказываю, подталкивая к наибольшему количеству прогнозов при помощи аналитической беседы. Используя прием "диалог с текстом", обязательно следует найти подтверждение ответов на возникшие вопросы или предположения в самом тексте при помощи цитат и сопоставить свой вывод с авторским. При развитой смысловой догадке вывод сделанный учеником совпадает с авторским и когда ребенок это выясняет, подтверждает то возникает удовлетворение, радость, желание попробовать еще.
При изучении произведения Н. В. Гоголя "Нос" так проводила этап самоконтроля.
- чтение эпизода "Иван Яковлевич завтракает"
- что нашел Иван Яковлевич в хлебе?
- почему он испугался?
- что он решил предпринять?
Ребята строят догадки, предположения, опираясь на свое отношение к происходящему и свой личный опыт. Коррекция построения высказываний заключается в том, что я выполняя роль собеседника ненавязчиво подсказываю некоторые варианты таким образом: "А может быть. ", "Я думаю. ", "Я бы сделала так. " - А теперь давайте проверим, так ли поступил наш герой? Какой выход придумал наш герой? И сравниваем с текстом.
Чтение должно проходить на эмоционально окрашенном фоне. Это вызывает интерес к дальнейшим событиям, помогает пониманию прочитанного, вызывает заинтересованность незнакомыми словами, стимулирует речевую активность. Имея даже элементарные умения построения диалога, ребята включаются более активно в анализ текста, делают умозаключения, дают характеристику героям.
Для умственно отсталого ребенка умение строить диалог - это важная предпосылка развития монологической речи.