Татьяна Грязнова
Приемы обучения рассказыванию «Составление описательных рассказов дошкольниками»
Сообщение на тему: «Приемы обучения рассказыванию. Составление описательных рассказов дошкольниками.
г. Дзержинск 2020 г.
Среди многих умений и навыков, которые необходимо сформировать у детей дошкольного возраста, особого внимания заслуживают умения и навыки связной речи. Они имеют определяющее значение, так как от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие ребенка и приобретение им учебных знаний в школе. Это объясняется тем, что речь является способом формирования и формулирования мысли, средством общения и воздействия на окружающих. Для ребенка это овладение является также средством познания, средством проверки своих знаний, представлений, оценок.
Публикация «Приемы обучения рассказыванию „Составление описательных рассказов дошкольниками“» размещена в разделах
Существует следующие приемы обучения :
1. обучению рассказыванию;
2. совместное рассказывания;
3. образец рассказывания;
4. частичный образец;
5. анализ образца рассказа;
6. план рассказа;
7. коллективное составление рассказа;
Методика использования приемов обучения детей рассказыванию изменяется на разных этапах обучения и зависит от вида рассказывания, от стоящих задач, от уровня умений детей, от их активности, самостоятельности. Обучая ребенка рассказыванию, воспитатель совершенствует все стороны речи ребенка: лексическую, грамматическую, фонетическую.
Пред педагогом существую следующие задачи:
-учить детей связно рассказывать об увиденном и услышанном,
-правильно отражать в речи воспринятое,
-рассказывать последовательно, с достаточной полнотой и законченностью, не отвлекаясь от темы,
-приучать дошкольников рассказывать не торопясь;
-помогать им находить нужные слова, выражения,
-поощрять использование точных названий предметов, действий, качеств;
-развивать образную речь,
-учить рассказывать живо, выразительно.
Описательный рассказ может быть составлен и по предметным картинкам. На занятиях необходимо учить ребенка выделять существенные признаки, качества предметов или явлений, существующие между ними связи и отношения и придерживаться определенной последовательности при описании их; использовать точные обозначения, эмоционально окрашенные слова и словосочетания.
Чаще всего дети описывают то, что видят перед собой. Однако описательный рассказ может быть развернут и на материале образов памяти — ребенок припоминает то, что наблюдал раньше, и по воспоминаниям дает описание вещи, игрушки и т. д.
При составлении сюжетных рассказов у детей формируют умение передавать события, происшествия, приключения во временной последовательности: в простейшей форме передают завязку, развитие действия и его кульминацию, развязку. В сюжетном рассказе обязательны действующие лица, в него могут входить также элементы описания, рассуждения.