Анна Давыдова
Приемы мнемотехники для детей-дошкольников: игры для развития памяти и речи
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – особый период в развитии личности. В этот период память по скорости развития опережает другие способности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. Ребенку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания.
Публикация «Приемы мнемотехники для детей-дошкольников: игры для развития памяти и речи» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Память. Игры, дидактические пособия на развитие памяти
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция декабрь 2017
У детей отмечается недостаточность произвольной памяти, несформированность рациональных приемов запоминания. В это же время дети обладают достаточными потенциальными возможностями интеллектуального развития. Формирование логической памяти может способствовать нормализации мнемонической деятельности в целом.
Нередко приходиться слышать, что у ребенка плохая память (или даже ужасная). Но как часто тот же самый ребенок прекрасно запоминает стихи, считалки, загадки, сказки, мультфильмы. Дети запоминают все яркое, необычное, красивое, привлекающее внимание. Если ребенок может запомнить то, что ему интересно, значит, у него не такая уж плохая память. Прежде чем запоминать, необходимо захотеть запомнить …
На помощь могут прийти мнемотехнические приемы запоминания.
Мнемотехника - методы и приёмы, облегчающие процесс запоминания информации. Происходит это путем кодирования информации в зрительные, графические или слуховые образы.
Таким образом, при работе с мнемонемическими приёмами, улучшается память, включается ассоциативное мышление и, что касается детей, развивается речь.
Существует огромное количество мнемотехник, разработанных, в частности, и известными людьми. Например, метод Цицерона, направленный на пространственное воображение, или метод Айвазовского, основанный на тренировке зрительной памяти.
Каждый из нас, возможно сам того не зная, знаком с мнемотехническими приёмами. Вот, например, мнемонемические фразы.
Иван родил девчонку, велел тащить пеленку (на запоминание падежей русского языка)
Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан (на запоминание последовательности цветов спектра радуги). «Одеть Надежду, надеть одежду»
Ушинский, говорил: «Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками по двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету»
В дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) можно использовать мнемотаблицы для развития мышления и воображения. Начинать стоит с простых табличек, на которых изображены предметы, обозначаемые одним словом или словосочетанием. Всего 4 таблички. Дальше задание усложняется. Воспитатель должен расположить карточки в виде квадрата. Следуя по дорожке квадрата, дети должны составить небольшой рассказ из двух-трех предложений. На первых порах можно задавать детям наводящие вопросы. Дальше уже можно предложить мнемотаблицы, с помощью которых составляется целый рассказ. Также по этим таблицам можно упростить задачу запоминания рассказа или стихотворения.
Основные приемы мнемотехники
• Ребенку показывают карточку, на которой изображено несколько предметов и он должен придумать о них рассказ-этот способ используется для развития воображения.
• Для развития памяти детям предлагают выучить стихотворение по карточкам, на которых каждой строчке стиха соответствует свое изображение.
• Для тренировки логического мышления малышу дают карточки и предлагают распределить их по группам. К примеру, карточки с профессиями и предметами, которыми пользуются их представители, допустим, стопка-продавец, весы, касса.
Если ребенок хорошо работает по готовым карточкам, следует предложить позаниматься наоборот, дать рассказ и пусть ребенок сам нарисует для него картинки.
При работе с данной техникой необходимо соблюдать определенные правила.
Правила при работе с мнемотехникой
1. Занятия проводить по принципу — от простого к сложному начиная от мнемоквадратов и постепенно переходить к мнемоцепочкам.
2. Таблицы и схемы должны быть цветными, так ребенку будет веселее и легче.
3. На одной схеме или таблице число квадратов не должно превышать девять, так как это предельно допустимый объем для дошкольника.
4. Не использовать более двух мнемосхем в день, а повторное рассмотрение, должно быть, только по желанию ребенка
5. Необходимо, чтобы ежедневно таблицы и схемы были различны по тематике, в первый день на тему сказок, во второй на музыкальную тему, в третий на математическую и так далее.
1. Мнемостихи. Идея проста: на каждое слово или фразу рисуется картинка и весь текст записывается в виде иллюстрированной схемы (научным языком этот метод называется крокирование). Логопеды предлагают начинать мнемотехнические занятия с ребенком от простого к сложному.
2. Мнемоквадраты.
3. Мнемодорожки
4. Мнемотаблицы
На первых порах мнемотаблицы составляет воспитатель. Когда дети достаточно вникнут в суть мнемотехники, их можно начинать приобщать к процессу создания таблиц.
Младшая группа
В младшей группе можно использовать мнемотехнику для легкого запоминания последовательности разных процессов (здесь уже работает метод аудиализации, а не визуализации). Например: последовательность мытья рук. Открыть кран взять мыло намылить руки сполоснуть руки закрыть кран вытереть руки полотенцем.
Этот же метод можно использовать при обучении последовательности одевания, чистки зубов и т. д.
С помощью мнемосхем хорошо рассказывать детям о животных, насекомых, птицах. С помощью мнемотаблиц можно составить загадку. Нужно закрыть несколько карточек, чтобы дети догадались, что на них изображено. Например: На картинке изображен заяц. Воспитатель закрывает следующую картинку и спрашивает, где живет заяц (в лесу). Чем питается заяц? (травой, стеблями, корой деревьев). Какого цвета шубка у зайца? (серая, белая). После того как дети ответили на вопрос картинку нужно открыть. Если дети затрудняются ответить, воспитатель дает подсказки или отвечает сам.
Средняя группа
Все чаще в ДОУ этой техникой пользуются не только воспитатели и логопеды, но и другие специалисты: музыкальный руководитель, физработник, преподаватель ИЗО. Очень важно использование мнемотехники для дошкольников в работе дефектолога.
В средней группе мнемотехника может использоваться для развития внимания, фантазии, творческих способностей. Также, используя мнемотаблицы, детей можно учить запоминать стихи. С помощью мнемотехники у ребят развивается вкусовая, осязательная, зрительная, двигательная и слуховая память.
С каждым годом появляется все больше деток с ограниченным словарным запасом. Речь детей состоит из простых предложений с использованием нелитературных слов. Нередко бывает, что ребенок не может правильно сформулировать свой вопрос или ответ. Многие детки не способны пересказать даже небольшой текст. Использование мнемотехники для дошкольников помогает воспитателям решить эти проблемы.
Для мнемотехники в средней группе используют не только картинки, но и геометрические фигуры, условные обозначения, планы, силуэтные изображения. С помощью мнемотехники можно научить ребенка не только отгадывать, но и загадывать загадки, что тоже положительно скажется на развитии речи.
Старшая и подготовительная группа
В старшей и подготовительной к школе группах нужно продолжать использовать мнемотехнику для развития речи, легкого заучивания стихов и запоминания рассказов. Также эта техника может использоваться для изучения природных явлений, углубленных знаний о животных разных стран, изучения географии. Благодаря мнемотаблицам, детям не нужно будет специально что-то запоминать и заучивать. Когда нам говорят слово «стол», в нашем мышлении сразу же встает образ. Нам не приходится вспоминать, что это такое. Также и в изучении с помощью мнемотехники.
Во многих современных детских садах вводят изучение иностранных языков. Здесь мнемотехника тоже может помочь. Например, чтобы ребенок легче запомнил какое-то иностранное слово необходимо подобрать русское слово похожее по звучанию на то, которое ему нужно запомнить. Этот метод в последнее время широко используется и дает очень хорошие результаты.
Замечено, что детки, которые учились по мнемотаблицам и схемам, становятся более общительными, коммуникабельными. Они преодолевают застенчивость, свободно держатся перед аудиторией, что немаловажно для подготовки к школе. Ведь там ребенку придется отвечать у доски перед всем классом.
Литература:
1. Большой энциклопедический словарь/под ред. Прохорова А. М. –М., 1997.
2. Барсукова Е. Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек. // Логопед, 2009, №5.
3. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. —Т. 3.—М., 1983.
4. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. - М. 2004.
5. Зинченко Т. П. Когнитивная и прикладная психология. - Москва-Воронеж, 2000.
6. Клацки Р. Память человека. Структуры и процессы. - М. ,1978.
7. Когнитивная психология /Р. Солсо – СПб. :Питер, 2006.