МААМ-картинки

«Формирование оценочно-контрольных действий у дошкольников с дизартрией на логопедических занятиях». (Краткое изложение)

Ольга Королькова
«Формирование оценочно-контрольных действий у дошкольников с дизартрией на логопедических занятиях». (Краткое изложение)
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность исследования состоит в том, что теория и логопедическая практика показывают, что одно из ведущих направлений коррекционной работы – это применение детьми оценки и контроля за своими действиями и действиями товарищей.

Умение ребенка осознавать поставленную перед ним задачу, объективно оценивать результат, контролировать сам процесс ее выполнения, сопоставлять процесс и результат собственной деятельности с заданным образцом и на этой основе произвольно управлять своей деятельностью – важнейшая предпосылка не только успешной коррекционной работы, но предпосылки умственного развития и общей познавательной активности детей.

Публикация «„Формирование оценочно-контрольных действий у дошкольников с дизартрией на логопедических занятиях“, (Краткое изложение)» размещена в разделах

Проблема исследования:

Формирование оценочно – контрольных действий у дошкольников с дизартрией является одним из условий повышения эффективности коррекционной логопедической работы и подготовки детей к обучению в школе, но как таковая система работы по формированию оценочно – контрольных действий у детей данной категории остается недостаточно разработанной.

Объект исследования – речевая деятельность старших дошкольников с дизартрией, уровень сформированности оценочно – контрольных действий.

Предмет исследования – процесс формирования оценочно – контрольных действий у детей с дизартрией старшего дошкольного возраста в процессе логопедических занятий.

Принимая во внимание теоретическое и практическое значение проблемы подготовки детей с дизартрией к школе, я поставила перед собой ЦЕЛЬ:

Выявить пути формирования оценочно – контрольных действий в процессе логопедических занятий, изучить наиболее эффективные методы и приемы по формированию у детей с дизартрией оценочно – контрольных действий.

Задачи исследования:

1. Изучить реальные возможности и средства формирования осознанного отношения к речи у детей с дизартрией дошкольного возраста, а также возможности дошкольников оценивать и контролировать учебно – речевую деятельность;

2. Выявить критерии и мотивировки оценочно – контрольных действий дошкольников с дизартрией.

3. определить наиболее эффективные условия и способы формирования оценочно – контрольных действий на логопедических занятиях.

4. разработать систему работы формирования оценочно – контрольных действий в учебно – речевой деятельности дошкольников с дизартрией.

В соответствии с целью и задачами в течение трех лет с каждой новой группой детей проводился констатирующий эксперимент.

Целью констатирующего эксперимента явилось: проведение логопедического обследования и изучение оценочно –контрольных действий детей с дизартрией.

При составлении схемы логопедического обследования дошкольников я руководствовалась методами обследования детей с нарушениями речи, предложенными Р. Е. Левиной, Г. В. Чиркиной, Л. Ф. Спировой,

О. В. Правдиной, Р. Лурия, которые были систематизированы

Н. М. Трубниковой.

Оценочно – контрольные действия тестировались по методике тестирования речевого развития детей без патологии А. М. Богуш. Все критерии оценочно – контрольных действий были повзаимствованы у

А. М. Богуш и адаптированы для детей с речевой патологией.

Данные констатирующих экспериментов наглядно показали, что дети данных групп имели значительные речевые отклонения – ОНР 111 уровня, обусловленные псевдобульбарной дизартрией легкой степени.

Результаты обследования оценочно – контрольных действий показали, что у детей с дизартрией очень низкий уровень оценочно –контрольных действий – нулевой проявлялся у большинства детей данных групп (70 – 80% детей, а самых высоких уровней третьего и четвертого не достигал никто из детей.

Данные логопедического обследования и обследования оценочно – контрольных действий подтвердили необходимость проведения коррекционной работы с детьми с псевдобульбарной дизартрией легкой степени и формированию у этих детей оценочно – контрольных действий. Коррекционная работа должна проводиться в комплексе – коррекция звукопроизношения, фонематических процессов, мелкой и общей моторики, развития словаря, лексико – грамматических категорий, связной речи у детей с дизартрией и формирования у них оценочно – контрольных действий.

Исходными теоретическими и методическими положениями при составлении системы работы по формированию оценочно – контрольных действий стали :

- во-первых, теория Петра Яковлевича Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, поскольку оценка и контроль, без сомнения, являются умственными действиями;

- во-вторых, положение о постепенном переходе от игровой деятельности старших дошкольников к учебной, поэтому включение оценки и контроля, как компонентов учебной деятельности велось на фоне ведущей для детей этого возраста – игровой.

- В третьих, формирование связной речи на логопедических занятиях по программе Филичевой, Чиркиной.

Обучающая система по формированию оценочно – контрольных действий включает 5 этапов :

На первом этапе дети получают ориентировочную основу действия оценки и контроля, образец действия, т. е. образец ответа, образец произношения, образец построения предложения, образец рассказа и правильный способ выполнения этого действия. Детей обучают звуковому анализу слов, анализу предложений по образцу педагога, учат составлять связные рассказы по готовому плану и сравнивать, соотносить результат с заданным планом.

На втором этапе детей обучают внешнему действию оценки и контроля. В основе – материализованное умственное действие в виде схем и фишек.

В системе игр и упражнений предусматривается намеренное допущение ошибок (в словах. Усвоенных на занятии) в речи нейтральных персонажей; услышав ошибку, ребенок отмечает на схеме предложения фишкой слово, в котором допущена ошибка, а затем исправляет его. Постепенно увеличивается количество ошибок. На этом этапе проводится работа и на усвоение правильного порядка слов в предложении. Также предлагается работа по формированию оценочно – контрольных действий при восприятии детьми связного текста с помощью наглядных опор.

На третьем этапе детей обучают формулировать словесно само- и взаимооценку выполненных действий. Схемы и фишки, помогающие фиксировать контроль и оценку заменяются проговариванием ошибки вслух и ее фиксированием черточкой на полоске бумаги. Затем анализируются слова, предложения и исправляются ошибки.

На четвертом этапе действия ребенка ограничиваются проговариванием ошибки вслух. Действия осуществляются в речевой форме. Эта форма еще остается внешней и доступна контролю.

На пятом этапе происходит превращение внешней речи во внутреннюю, речь «для себя», «действия по формуле». Это связано с быстрым сокращением речевой оболочки действия. Внешние опоры заменяются планом. План предстоящего рассказа служит одновременно средством и способом обучения дошкольников действиям оценки и контроля.

Проводимое в течение четырех лет исследование позволяет сделать вывод, что после экспериментального обучения значительно уменьшилось количество детей, достигавших всего лишь нулевого уровня (при взаимооценке примерно 20 – 30%, при самооценке примерно 20-30%) и первых уровней развития (взаимооценка примерно 20-30% детей, самооценка примерно 20-30% детей. При таком обучении дети могли достигать более высоких уровней развития оценочно –контрольных действий – второго (взаимооценка до 70% детей, самооценка до 60-70% детей, третьего уровня (взаимооценка до 20-40% детей, самооценка до 20-40% детей, четвертого самого высокого уровня оценочно-контрольных действий также достигали дети (взаимооценка – 10 – 20% детей, самооценка – 10 – 20% детей, в то время как до обучения самых высших уровней оценочно – контрольных действий – третьего и четвертого никто из детей не достигал.

По данным контрольных обследований, значительно уменьшалось количество грамматических ошибок в речи детей. Кроме того, в ходе обучения старшие дошкольники овладели сложными интеллектуальными умениями по составлению плана предстоящего рассказа, научились использовать план в качестве образца, средства для осуществления действий оценки и контроля в ходе речевой деятельности. Последнее играет существенную роль в плане реабилитации и речевой подготовки дошкольников с таким диагнозом как дизартрия к успешному обучению в школе.

Публикации по теме:

Оригинальное пособие «Колодец» для организации игр и упражнений на логопедических занятияхОригинальное пособие «Колодец» для организации игр и упражнений на логопедических занятиях Игра: «Буква за буквой» Цель: Закрепление навыка чтения коротких слов. Описание игры: По краям бревнышек колодца в кармашках расставлены.

Использование дидактических подвижных игр на логопедических занятиях В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир. Происходит интенсивное развитие всех психических процессов. Малыши находятся.

Использование дыхательных упражнений на логопедических занятияхИспользование дыхательных упражнений на логопедических занятиях Для формирования правильной речи важное значение играет развитие речевого дыхания. На своих занятиях я использую дыхательные упражнения.

Использование элементов Лего-конструирования на логопедических занятиях Экспериментально доказано, что при тренировке тонких движений пальцев рук речь не только развивается более интенсивно, но и оказывается.

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами.

«Логоритмика, или Как можно играть в подвижные игры на логопедических занятиях»«Логоритмика, или Как можно играть в подвижные игры на логопедических занятиях» Речь– такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков. Для.

Мастер-класс «Вибрационный и гигиенический самомассажи на логопедических занятиях» Вибрационный и гигиенический самомассажи на логопедических занятиях. Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребенком. Целью логопедического.

Применение пластических этюдов на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР Пластический этюд – это вид движений, при помощи которых передаётся образ объекта, характер задуманного. Пластические этюды используются.

Развитие навыков самоконтроля на логопедических занятиях План-конспект методической работы на тему: Развитие навыков самоконтроля на логопедических занятиях. СЛАЙД № 1 Развитие навыков самоконтроля.

Формирование предпосылок познавательных универсальных учебных действий у детей 6–7 лет на занятиях по математике Тема: Формирование предпосылок познавательных универсальных учебных действий у детей 6-7 лет на занятиях по формированию элементарных математический.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Формирование оценочно-контрольных действий у дошкольников с дизартрией на логопедических занятиях». (Краткое изложение)
Опубликовано: 24 сентября 2015 в 08:47
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Формирование оценочно-контрольных действий у дошкольников с дизартрией на логопедических занятиях». (Краткое изложение)» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Королькова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД