Ольга Королькова
«Формирование оценочно-контрольных действий у дошкольников с дизартрией на логопедических занятиях». (Краткое изложение)
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность исследования состоит в том, что теория и логопедическая практика показывают, что одно из ведущих направлений коррекционной работы – это применение детьми оценки и контроля за своими действиями и действиями товарищей.
Умение ребенка осознавать поставленную перед ним задачу, объективно оценивать результат, контролировать сам процесс ее выполнения, сопоставлять процесс и результат собственной деятельности с заданным образцом и на этой основе произвольно управлять своей деятельностью – важнейшая предпосылка не только успешной коррекционной работы, но предпосылки умственного развития и общей познавательной активности детей.
Публикация «„Формирование оценочно-контрольных действий у дошкольников с дизартрией на логопедических занятиях“, (Краткое изложение)» размещена в разделах
Проблема исследования:
Формирование оценочно – контрольных действий у дошкольников с дизартрией является одним из условий повышения эффективности коррекционной логопедической работы и подготовки детей к обучению в школе, но как таковая система работы по формированию оценочно – контрольных действий у детей данной категории остается недостаточно разработанной.
Объект исследования – речевая деятельность старших дошкольников с дизартрией, уровень сформированности оценочно – контрольных действий.
Предмет исследования – процесс формирования оценочно – контрольных действий у детей с дизартрией старшего дошкольного возраста в процессе логопедических занятий.
Принимая во внимание теоретическое и практическое значение проблемы подготовки детей с дизартрией к школе, я поставила перед собой ЦЕЛЬ:
Выявить пути формирования оценочно – контрольных действий в процессе логопедических занятий, изучить наиболее эффективные методы и приемы по формированию у детей с дизартрией оценочно – контрольных действий.
Задачи исследования:
1. Изучить реальные возможности и средства формирования осознанного отношения к речи у детей с дизартрией дошкольного возраста, а также возможности дошкольников оценивать и контролировать учебно – речевую деятельность;
2. Выявить критерии и мотивировки оценочно – контрольных действий дошкольников с дизартрией.
3. определить наиболее эффективные условия и способы формирования оценочно – контрольных действий на логопедических занятиях.
4. разработать систему работы формирования оценочно – контрольных действий в учебно – речевой деятельности дошкольников с дизартрией.
В соответствии с целью и задачами в течение трех лет с каждой новой группой детей проводился констатирующий эксперимент.
Целью констатирующего эксперимента явилось: проведение логопедического обследования и изучение оценочно –контрольных действий детей с дизартрией.
При составлении схемы логопедического обследования дошкольников я руководствовалась методами обследования детей с нарушениями речи, предложенными Р. Е. Левиной, Г. В. Чиркиной, Л. Ф. Спировой,
О. В. Правдиной, Р. Лурия, которые были систематизированы
Н. М. Трубниковой.
Оценочно – контрольные действия тестировались по методике тестирования речевого развития детей без патологии А. М. Богуш. Все критерии оценочно – контрольных действий были повзаимствованы у
А. М. Богуш и адаптированы для детей с речевой патологией.
Данные констатирующих экспериментов наглядно показали, что дети данных групп имели значительные речевые отклонения – ОНР 111 уровня, обусловленные псевдобульбарной дизартрией легкой степени.
Результаты обследования оценочно – контрольных действий показали, что у детей с дизартрией очень низкий уровень оценочно –контрольных действий – нулевой проявлялся у большинства детей данных групп (70 – 80% детей, а самых высоких уровней третьего и четвертого не достигал никто из детей.
Данные логопедического обследования и обследования оценочно – контрольных действий подтвердили необходимость проведения коррекционной работы с детьми с псевдобульбарной дизартрией легкой степени и формированию у этих детей оценочно – контрольных действий. Коррекционная работа должна проводиться в комплексе – коррекция звукопроизношения, фонематических процессов, мелкой и общей моторики, развития словаря, лексико – грамматических категорий, связной речи у детей с дизартрией и формирования у них оценочно – контрольных действий.
Исходными теоретическими и методическими положениями при составлении системы работы по формированию оценочно – контрольных действий стали :
- во-первых, теория Петра Яковлевича Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, поскольку оценка и контроль, без сомнения, являются умственными действиями;
- во-вторых, положение о постепенном переходе от игровой деятельности старших дошкольников к учебной, поэтому включение оценки и контроля, как компонентов учебной деятельности велось на фоне ведущей для детей этого возраста – игровой.
- В третьих, формирование связной речи на логопедических занятиях по программе Филичевой, Чиркиной.
Обучающая система по формированию оценочно – контрольных действий включает 5 этапов :
На первом этапе дети получают ориентировочную основу действия оценки и контроля, образец действия, т. е. образец ответа, образец произношения, образец построения предложения, образец рассказа и правильный способ выполнения этого действия. Детей обучают звуковому анализу слов, анализу предложений по образцу педагога, учат составлять связные рассказы по готовому плану и сравнивать, соотносить результат с заданным планом.
На втором этапе детей обучают внешнему действию оценки и контроля. В основе – материализованное умственное действие в виде схем и фишек.
В системе игр и упражнений предусматривается намеренное допущение ошибок (в словах. Усвоенных на занятии) в речи нейтральных персонажей; услышав ошибку, ребенок отмечает на схеме предложения фишкой слово, в котором допущена ошибка, а затем исправляет его. Постепенно увеличивается количество ошибок. На этом этапе проводится работа и на усвоение правильного порядка слов в предложении. Также предлагается работа по формированию оценочно – контрольных действий при восприятии детьми связного текста с помощью наглядных опор.
На третьем этапе детей обучают формулировать словесно само- и взаимооценку выполненных действий. Схемы и фишки, помогающие фиксировать контроль и оценку заменяются проговариванием ошибки вслух и ее фиксированием черточкой на полоске бумаги. Затем анализируются слова, предложения и исправляются ошибки.
На четвертом этапе действия ребенка ограничиваются проговариванием ошибки вслух. Действия осуществляются в речевой форме. Эта форма еще остается внешней и доступна контролю.
На пятом этапе происходит превращение внешней речи во внутреннюю, речь «для себя», «действия по формуле». Это связано с быстрым сокращением речевой оболочки действия. Внешние опоры заменяются планом. План предстоящего рассказа служит одновременно средством и способом обучения дошкольников действиям оценки и контроля.
Проводимое в течение четырех лет исследование позволяет сделать вывод, что после экспериментального обучения значительно уменьшилось количество детей, достигавших всего лишь нулевого уровня (при взаимооценке примерно 20 – 30%, при самооценке примерно 20-30%) и первых уровней развития (взаимооценка примерно 20-30% детей, самооценка примерно 20-30% детей. При таком обучении дети могли достигать более высоких уровней развития оценочно –контрольных действий – второго (взаимооценка до 70% детей, самооценка до 60-70% детей, третьего уровня (взаимооценка до 20-40% детей, самооценка до 20-40% детей, четвертого самого высокого уровня оценочно-контрольных действий также достигали дети (взаимооценка – 10 – 20% детей, самооценка – 10 – 20% детей, в то время как до обучения самых высших уровней оценочно – контрольных действий – третьего и четвертого никто из детей не достигал.
По данным контрольных обследований, значительно уменьшалось количество грамматических ошибок в речи детей. Кроме того, в ходе обучения старшие дошкольники овладели сложными интеллектуальными умениями по составлению плана предстоящего рассказа, научились использовать план в качестве образца, средства для осуществления действий оценки и контроля в ходе речевой деятельности. Последнее играет существенную роль в плане реабилитации и речевой подготовки дошкольников с таким диагнозом как дизартрия к успешному обучению в школе.