Наталья Зорихина
Формирование речевой деятельности дошкольников на логопедических занятиях с помощью современных ТСО
▼ Скачать + Заказать документы
Процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей, что обусловлено исключительной ролью речи в жизни человека.
К сожалению, число детей, имеющих нарушения различных компонентов языковой системы не сокращается. Поэтому особую актуальность приобретает создание системы комплексной помощи детям с различными речевыми отклонениями в освоении основной образовательной программы дошкольного образования и положительной социальной адаптации к следующей возрастной ступени – школе.
Публикация «Формирование речевой деятельности дошкольников на логопедических занятиях с помощью современных ТСО» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Новизна опыта. Неотъемлемым компонентом профессиональной компетентности современного педагога является умение использовать новейшие технические средства в обучении ребенка. Одним из таких средств обучения для автора стали информационно-компьютерные технологии, как дополнительный набор возможностей для коррекции отклонений в развитии детей.
Для оптимизации коррекционно-образовательного процесса с помощью современных информационных технологий были успешно решены следующие группы задач:
Задачи ознакомительно-адаптивной направленности, предполагающие знакомство детей с компьютером (далее ПК) как современным инструментом обработки информации, с правилами безопасной работы за ПК, формирование начальных навыков работы за компьютером и т. п.
Задачи коррекционно-образовательной направленности, включающие изучение различных методических рекомендаций для дефектологов и логопедов дошкольных образовательных учреждений по использованию ПК на коррекционных занятиях, поиска программно-методических пособий, игровых программ на CD, обеспечивающих формирование, корригирование и развитие речи детей, навыков учебной деятельности, сенсорных возможностей и эмоционально-волевой сферы.
Задачи творческой направленности, нацеленные на развитие конструктивных возможностей, творческого, понятийно-образного и логического мышления, памяти, внимания и познавательных потребностей ребенка.
Информационные компьютерные программы авторские и личные мультимедийные пособия направлены на создание системы по преодолению недостатков устной речи и комплексной подготовки данной категории детей к обучению в школе.
Созданная автором медиатека, позволила осуществить системный подход к формированию речемыслительной деятельности с активным вовлечением родителей в этот процесс. Для логопеда важно приобщить родителей к коррекционной работе, ознакомить с приемами обучения и развития речи. Помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка. Наиболее интересные и эффективные игровые программы, помогающие достичь наилучших результатов, представлены ниже в таблице.
Комплексная система формирования речемыслительной деятельности
с применением компьютерных развивающих и обучающих программ
Программы,задачи, программное содержание:
«Скоро в школу. Развитие речи»
«Скоро в школу. Учимся говорить»(IDCOMPANI,2009г.)
«В помощь логопеду. Логопедические упражнения»(Учитель, 2012г., авторы – Зубович Е. В., Жуковская Л. Е.)
«Ваш домашний логопед. Учим ребенка говорить правильно»(Равновесие ИД, 2011г.) -развитие правильного произношения звуков;
-развитие мелкой моторики руки;
-расширение словарного запаса;
-развитие навыка самоконтроля;
-поддержание интереса к логопедическим занятиям;
-концентрация внимания и тренировка памяти. Развивающие пособия содержат рекомендации для родителей и логопедов, разработки и конспекты практических занятий, комплексы артикуляционной и пальчиковой гимнастики, игровые упражнения и приемы развития различных языковых структур; а также критерии, по которым можно определить правильно ли ребенок произносит звуки. Представлен «Мастер-класс» для родителей по развитию всех речевых компонентов у детей старшего дошкольного возраста.
«Логопедия для малышей. Уроки Феи правильных звуков. Сонорные звуки»(ЧП Креминский Д. В., 1С, 2011г.)
«Музыкальные обучалочки. Веселая логоритмика»(Железнова Е. С., Весть ТДА, 2007г.)
«Веселые игры для развития речевого слуха» (IDCOMPANI,2009г.)
-закрепление правильного произношения звуков;
-выработка отчетливой и внятной речи;
-совершенствование работы голосового аппарата
-развитие памяти, внимания;
-развитие фонематического слуха.
Предложенный комплект программ содержит презентационные материалы, руководствуясь которыми родители, логопеды, воспитатели речевых групп без труда грамотно смогут выработать систему занятий (правила проведения артикуляционной и пальчиковой гимнастики, игровые упражнения на развитие навыков звукопроизношения, фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи) с данной категорией детей.
«В помощь логопеду. Общее речевое развитие»(Романович О. А., Учитель, 2011г.)
«Оскар-путешественник»(Tivola, Акела, 2008г.)
«Маша и медведь. Развивающие задания»(PIPE Studio, 1С, 2010г.)
-развитие всех компонентов языковой системы;
-совершенствование активного словаря;
развитие лексико-грамматического строя речи
Речевой материал основан на рифмованных миниатюрах. Упражнения направлены на концентрацию внимания, тренировку памяти. Ребенок выбирает для себя определенный блок заданий на одну лексическую тему: «Обитатели леса» (жилье, голоса, детеныши, «День за днем» (времена года, календарь, сутки).
«Веселая читай-ка»(Exm Studio, Sky Media2007г.)
«Поиграй-ка. Как мышонок буквы ловил. Как мышонок буквы учил»(БАЮН, IDDK 201г.) -развитие зрительного образа буквы;
-обучение чтению.
-развитие всех компонентов языковой системы;
Данные медиапособия направлены на обучение детей чтению и письму, развитию звукового анализа и синтеза.
Во время игры ребенок путешествует вместе с черепашкой или мышонком и помогает им выполнить разнообразные задания, связанные обучением грамоте.
Для решения локальных коррекционных задач в работе с конкретными воспитанниками ДОУ автором было разработано с использованием программ Power Point и Macromedia Flash 25 игровых учебно-дидактических пособий, которые позволяют смоделировать серию разнообразных заданий. Представим некоторые из них:
«Зашифрованное слово», «Веселая игротека» и др., направлено на закрепление понятий «Звук», «Буква» и представлений об отличии звука от буквы; на развитие звукобуквенного анализа и навыка чтения слияний гласных, открытых и закрытых слогов, слов и др.
«Заколдованные картинки» и «Звуковые елочки», «Звуковое лото», «Составь слово», «Определи звук и место звука в слове» и др. способствуют развитию фонематических процессов; автоматизации звуков в словах, умения выделять нужный звук, правильно определять его позицию и графически обозначать местоположение в слове, закреплению образа буквы и т. п.
«Слоговая играй-ка», «Звуковые дорожки», «Развиваемся, играя» и др. ориентирует детей на освоение слогового и звукового анализа слов, формирование навыков правильного звукопроизношения, умение составлять графическую схему слов.
«Домашние животные» и «Дикие животные», «Времена года» и др., предполагающие расширение, уточнение и пополнение активного словаря на основе систематизации и обобщения знаний о животных, птицах, насекомых, временах года в рамках изучаемых лексических тем; совершенствование грамматического строя и связной речи.
Анализ логопедической практики свидетельствует, что через игру у детей дошкольного возраста развитие речи происходит быстрее, потому что в дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности. С помощью представленных ниже учебно-дидактических игр передаются определенные знания, совершенствуются представления об окружающем мире, развивается речь, формируются навыки учебной деятельности, развивается логическое мышление, тренируется память, внимание, воспитывается самостоятельность, сосредоточенность, усидчивость.
Остановимся на некоторых особенностях организации коррекционного процесса. Компьютерно-опосредованное логопедическое воздействие осуществлялось поэтапно:
I этап. «Мотивационно-ознакомительный», обеспечивающий формирование мотивационной готовности ребенка с речевыми нарушениями к участию в коррекционно-воспитательном процессе с использованием ТСО.
Основные направления работы
Создание установки на активное, сознательное участие ребенка в этом процессе. Преодоление психологического барьера между ребенком и компьютером с помощью создания ситуации успеха. Ознакомление детей с внутренними правилами, по которым работает компьютерная программа. Повышение мотивации детей к занятиям с логопедом, развитие более высокой мотивационной готовности к обучению.
II этап. «Содержательно-формирующий», направленный на коррекцию недостатков устной речи дошкольников
Основные направления работы:
Пошаговое, вариативное использование игровых компьютерных заданий с постепенным усложнением, направленных на коррекцию и развитие:
Речевого дыхания;
Фонации;
Артикуляционного праксиса;
Звукового анализа и синтеза;
Словарного запаса;
Связной речи.
Формирование сотруднических взаимоотношений между ребенком и логопедом.
III этап. «Саморазвивающий», формирующий самоконтроль за просодической и произносительной сторонами речи.
Основные направления работы
Автоматизация поставленных звуков. Обогащение лексического запаса и развитие связной речи. Адекватная оценка ребенком своих действий. Творческое выполнение заданий.
IV этап. «Аналитико-диагностический», предназначенный для сбора необходимой информации о состоянии динамики и результатах процесса развития речи. Вследствие чего были разработаны рекомендации для воспитателей и других специалистов ДОУ для того, чтобы наметить дальнейший план коррекционно-образовательной деятельности с целью достижения наибольшей эффективности в речевом развитии каждого воспитанника. На данном этапе были выявлены так же наиболее результативные программы, пособия, приемы, способы, формы взаимодействия с родителями по вопросам исправления недостатков в речевом развитии.
Проведенная работа по использованию информационно-компьютерных технологий на логопедических занятиях, позволила автору сделать следующие заключения:
Целенаправленное применение компьютерных программ в процессе обследования детей с речевыми нарушениями позволяет более объективно и дифференцированно оценить возможности их устной речи.
Компьютерные технологии ускоряют процесс исправления речевых недостатков на 30%-40%, о чем свидетельствуют промежуточные диагностические данные (у 67% детей навыки звукопроизношения находятся на стадии автоматизации, большинство из которых имели грубые нарушения фонетической стороны речи, у 3-х детей к концу обучения снят диагноз ОНР).