Надежда Нейфельд
Использование современных методик в формировании речевого развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование современных методик в формировании речевого развития дошкольников».
Сегодня я предлагаю сценарий мастер – класса по теме «Эффективность использования современных методик в формировании речевого развития детей дошкольного возраста. Правила проведения мастер – класса:
- «Говори, что знаешь»
- «Делай, что умеешь»
- «Позитивно относись к мнениям других»
Публикация «Использование современных методик в формировании речевого развития дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
- «Уважай время»
- «Помни, что знать и уметь никому не вредно»
Вопрос ко всем участникам мастер – класса: «Чего вы ожидаете от сегодняшнего мастер – класса?» Или чтобы вы хотели услышать здесь? (высказывания участников).
Сегодня я предлагаю рассмотреть методики, применяемые в работе с детьми и которые способствуют формированию речевого развития.
Общение, являясь одним из первых видов деятельности, которым овладевает ребёнок, выступает универсальным условием развития его личности в период дошкольного детства. Изменения в российском обществе привели к серьёзным изменениям и в системе дошкольного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны образования. Наметился отказ от жёстко регламентированных форм обучения и принятия педагогической общественностью гуманистической педагогики. Внедрение федеральных государственных требований в воспитательно – образовательный процесс требует от воспитателя более глубокого продумывания методов и приёмов к организации непосредственно – образовательной деятельности, так как роль воспитателя становится направляющей, развивающей. Для организации НОД нужно продумывать приёмы, которые будут способствовать введению ребёнка в тему, в игровую ситуацию. Для этого эффективно используем пословицы, поговорки, стихотворения, дидактические и подвижные игры, загадки.
Загадки – особый, весёлый и загадочный мир. В древности они служили средством обучения молодёжи иносказательной речи, запоминания тайны слов. В древнерусском языке слово гадать означало думать, размышлять. Расширяя кругозор детей, знакомя их с окружающим миром и явлениями природы, загадки развивают и обогащают речь, стимулируя процессы анализа, синтеза, сравнения, сопоставления.
Загадки – описания помогают развивать понимание речи, активную подражательность речевой деятельности, внимание, память, например:
Кто на улице гуляет от ворот недалеко?
Лапкой землю загребает и кудахчет… (ко-ко-ко).
Каждый вечер так легко она даёт нам молоко.
Кто это? Не пойму. И мычит всё время (му – му – му).
Загадки: «Доскажи словечко» (для чёткого произношения звуков, например:
От избушки в лес ведёт вырытый подземный (ход).
Час обеденный пришёл - ждёт семью наш круглый (стол).
Загадки – ребусы:
«Расшифруйте слово» - ЛОКНУ (КЛОУН).
«Составь слово» - цепочка картинок (ЛИСТ, ИВА, СОБАКА, АРБУЗ, ответ ЛИСА
(РЫБА, УСЫ, КРЫЖОВНИК, АВТОБУС, ответ РУКА
Загадки – шарады, например:
Начало – голос птицы, конец на дне пруда,
А целое в музее найдёте без труда (КАР - ТИНА).
Метаграммы, загадки, в которых зашифрованы различные слова, разгадав одно из слов, нужно заменить в нём звук, чтобы получилось новое слово, например:
С «Ч» над морем я летаю, с «Г» в машинах я бываю,
С «М» тебя я одеваю, с «Л» собачкою зовусь….(чайка, гайка, майка, лайка).
Анаграммы – от перестановки звуков образуется новое слово, такой приём был открыт в 3 веке до нашей эры греческим грамматиком Ликофроном, например:
КРЫСА - РЫСАК, КОТ – ТОК, ЛИПА – ПИЛА, ГОРА – РОГА,
Я дерево в родной стране – найдёшь меня повсюду,
Но слоги переставь во мне и воду подавать я буду. (СОСНА – НАСОС).
Предлагаю в качестве разминки подобрать анаграммы к таким словам: норка, сетка.
Логогрифы (с греческого – «словесная загадка») – загадки со словами, которые решаются путём удаления, замены или добавления звуков, например:
Известное я блюдо, когда прибавишь «М»,
летать, жужжать я буду, надоедая всем. (УХА – МУХА).
Загадки – путаницы, помогают закрепить навыки послогового чтения, способствуют профилактике дизграфии в школе, например:
Был Алёша очень рад –
Слишком вкусный был…халат (САЛАТ).
Загадки показывают взаимосвязь между содержательной, смысловой стороной речи и средством её выражения, учат лучше ориентироваться в звукобуквенном составе слова, развивая тем самым способности для успешной подготовки к грамоте.
Ещё одним из эффективных методов является СИНКВЕЙН (от французского слова «пять») – это приём технологии развития критического мышления, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определённую тему. Это специфическое стихотворение без рифмы, состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме. Эта технология универсальна. Синквейн – это не способ проверки знаний детей, это способ на любом этапе изучения темы проверить, что находится у воспитанников на уровне ассоциаций. Метод синквейна включается в работу с детьми, не нарушая структуры НОД, может легко интегрироваться с образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.
Знакомя с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», мы готовим детей для последующей работы над предложением. Детям нужно помочь осознать, что в предложении есть главные слова, без которых оно не состоит.
Работа строится по определё нной схеме:
1 строчка (Кто? Что) – существительное – одно ключевое слово, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т. д.)
2 строчка (Какой? Какая? Какое) – два прилагательных, характеризующих первую строчку
3 строчка (Что делает) – три глагола, обозначающие действие, относящееся к теме
4 строчка – четыре слова – ключевая фраза, которая показывает отношение автора к теме
5 строчка – одно слово – резюме (существительное) или словосочетание – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в первой строчке.
Возможны варианты использования и других частей речи. С точки зрения педагогики, составление синквейна является формой свободного творчества, требующей от детей умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Его используют как заключительное задание по пройденному материалу. Для воспитателя синквейн – это:
• Средство творческого самовыражения ребёнка;
• Способ обогащения словарного запаса;
• Подготовка к краткому пересказу;
• И просто увлекательное занятие, благодаря которому каждый дошкольник может почувствовать себя гением – творцом.
Например:
1 - «РОССИЯ»
2 - Какая она для вас? (великая, прекрасная, единственная, удивительная, любимая, могучая, многострадальная, богатая)
3 – Что она делает для вас и других людей? (гордится, заботится, надеется, придаёт силы)
4 – Афоризм, пословица или поговорка о России? (Лучше нет родного края)
5 – Синоним или как по-другому можно назвать Россию? (Отчизна, страна, Отечество) Россия – родина моя!
Разделить зал на две группы, предлагаются темы для синквейна:
«ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ» «НОВЫЙ ГОД»
Яркое, незабываемое Радостный, долгожданный
Поздравляют, дарят, любят Приходит, веселит, радует
Счастливое торжество раз в году Я радуюсь новому году
Праздник Праздник, подарки
Синквейны очень удобно использовать для самоконтроля. Если вы легко можете составить такое стихотворение, то будьте уверены: тема хорошо усвоена. Кроме того, в синквейне содержится ваше эмоциональное восприятие темы.
Мини - викторина «Про лягушку – квакушку»
Лягушке нравятся слова, в которых есть три буквы – КВА.
• Назовите любимые напитки лягушки Квакушки? (квас и простокваша)
• Какие овощи больше всего любит лягушка Квакушка? (тыква, брюква, квашеная капуста)
• А какая её любимая ягода? (клюква)
• Назовите её любимое мясное блюдо? (шкварки)
• Какая любимая книжка? (букварь)
• В каком ансамбле очень любит петь Квакушка? (квартет)
• Назовите её любимый город (Москва)
• А какая её любимая страна? (Эквадор)
• Какую геометрическую фигуру предпочитает она? (квадрат)
• Чем она любит рисовать? (акварелью)
• В каком жилище она мечтает жить? (в квартире)
• Какую мебель предпочитает лягушка Квакушка? (антикварную)
• Какая её любимая птица? (кваква)
Итоги мастер – класса:
Предлагается ответить на вопрос «Получили ли Вы то, чего ожидали от сегодняшнего мастер – класса? (высказывания участников)