Приложение МААМ

Использование современных методик в формировании речевого развития дошкольников

Надежда Нейфельд
Использование современных методик в формировании речевого развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

«Использование современных методик в формировании речевого развития дошкольников».

Сегодня я предлагаю сценарий мастер – класса по теме «Эффективность использования современных методик в формировании речевого развития детей дошкольного возраста. Правила проведения мастер – класса:

- «Говори, что знаешь»

- «Делай, что умеешь»

- «Позитивно относись к мнениям других»

Публикация «Использование современных методик в формировании речевого развития дошкольников» размещена в разделах

- «Уважай время»

- «Помни, что знать и уметь никому не вредно»

Вопрос ко всем участникам мастер – класса: «Чего вы ожидаете от сегодняшнего мастер – класса?» Или чтобы вы хотели услышать здесь? (высказывания участников).

Сегодня я предлагаю рассмотреть методики, применяемые в работе с детьми и которые способствуют формированию речевого развития.

Общение, являясь одним из первых видов деятельности, которым овладевает ребёнок, выступает универсальным условием развития его личности в период дошкольного детства. Изменения в российском обществе привели к серьёзным изменениям и в системе дошкольного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны образования. Наметился отказ от жёстко регламентированных форм обучения и принятия педагогической общественностью гуманистической педагогики. Внедрение федеральных государственных требований в воспитательно – образовательный процесс требует от воспитателя более глубокого продумывания методов и приёмов к организации непосредственно – образовательной деятельности, так как роль воспитателя становится направляющей, развивающей. Для организации НОД нужно продумывать приёмы, которые будут способствовать введению ребёнка в тему, в игровую ситуацию. Для этого эффективно используем пословицы, поговорки, стихотворения, дидактические и подвижные игры, загадки.

Загадки – особый, весёлый и загадочный мир. В древности они служили средством обучения молодёжи иносказательной речи, запоминания тайны слов. В древнерусском языке слово гадать означало думать, размышлять. Расширяя кругозор детей, знакомя их с окружающим миром и явлениями природы, загадки развивают и обогащают речь, стимулируя процессы анализа, синтеза, сравнения, сопоставления.

Загадки – описания помогают развивать понимание речи, активную подражательность речевой деятельности, внимание, память, например:

Кто на улице гуляет от ворот недалеко?

Лапкой землю загребает и кудахчет… (ко-ко-ко).

Каждый вечер так легко она даёт нам молоко.

Кто это? Не пойму. И мычит всё время (му – му – му).

Загадки: «Доскажи словечко» (для чёткого произношения звуков, например:

От избушки в лес ведёт вырытый подземный (ход).

Час обеденный пришёл - ждёт семью наш круглый (стол).

Загадки – ребусы:

«Расшифруйте слово» - ЛОКНУ (КЛОУН).

«Составь слово» - цепочка картинок (ЛИСТ, ИВА, СОБАКА, АРБУЗ, ответ ЛИСА

(РЫБА, УСЫ, КРЫЖОВНИК, АВТОБУС, ответ РУКА

Загадки – шарады, например:

Начало – голос птицы, конец на дне пруда,

А целое в музее найдёте без труда (КАР - ТИНА).

Метаграммы, загадки, в которых зашифрованы различные слова, разгадав одно из слов, нужно заменить в нём звук, чтобы получилось новое слово, например:

С «Ч» над морем я летаю, с «Г» в машинах я бываю,

С «М» тебя я одеваю, с «Л» собачкою зовусь….(чайка, гайка, майка, лайка).

Анаграммы – от перестановки звуков образуется новое слово, такой приём был открыт в 3 веке до нашей эры греческим грамматиком Ликофроном, например:

КРЫСА - РЫСАК, КОТ – ТОК, ЛИПА – ПИЛА, ГОРА – РОГА,

Я дерево в родной стране – найдёшь меня повсюду,

Но слоги переставь во мне и воду подавать я буду. (СОСНА – НАСОС).

Предлагаю в качестве разминки подобрать анаграммы к таким словам: норка, сетка.

Логогрифы (с греческого – «словесная загадка») – загадки со словами, которые решаются путём удаления, замены или добавления звуков, например:

Известное я блюдо, когда прибавишь «М»,

летать, жужжать я буду, надоедая всем. (УХА – МУХА).

Загадки – путаницы, помогают закрепить навыки послогового чтения, способствуют профилактике дизграфии в школе, например:

Был Алёша очень рад –

Слишком вкусный был…халат (САЛАТ).

Загадки показывают взаимосвязь между содержательной, смысловой стороной речи и средством её выражения, учат лучше ориентироваться в звукобуквенном составе слова, развивая тем самым способности для успешной подготовки к грамоте.

Ещё одним из эффективных методов является СИНКВЕЙН (от французского слова «пять») – это приём технологии развития критического мышления, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определённую тему. Это специфическое стихотворение без рифмы, состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме. Эта технология универсальна. Синквейн – это не способ проверки знаний детей, это способ на любом этапе изучения темы проверить, что находится у воспитанников на уровне ассоциаций. Метод синквейна включается в работу с детьми, не нарушая структуры НОД, может легко интегрироваться с образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.

Знакомя с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», мы готовим детей для последующей работы над предложением. Детям нужно помочь осознать, что в предложении есть главные слова, без которых оно не состоит.

Работа строится по определё нной схеме:

1 строчка (Кто? Что) – существительное – одно ключевое слово, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т. д.)

2 строчка (Какой? Какая? Какое) – два прилагательных, характеризующих первую строчку

3 строчка (Что делает) – три глагола, обозначающие действие, относящееся к теме

4 строчка – четыре слова – ключевая фраза, которая показывает отношение автора к теме

5 строчка – одно слово – резюме (существительное) или словосочетание – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в первой строчке.

Возможны варианты использования и других частей речи. С точки зрения педагогики, составление синквейна является формой свободного творчества, требующей от детей умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Его используют как заключительное задание по пройденному материалу. Для воспитателя синквейн – это:

• Средство творческого самовыражения ребёнка;

• Способ обогащения словарного запаса;

• Подготовка к краткому пересказу;

• И просто увлекательное занятие, благодаря которому каждый дошкольник может почувствовать себя гением – творцом.

Например:

1 - «РОССИЯ»

2 - Какая она для вас? (великая, прекрасная, единственная, удивительная, любимая, могучая, многострадальная, богатая)

3 – Что она делает для вас и других людей? (гордится, заботится, надеется, придаёт силы)

4 – Афоризм, пословица или поговорка о России? (Лучше нет родного края)

5 – Синоним или как по-другому можно назвать Россию? (Отчизна, страна, Отечество) Россия – родина моя!

Разделить зал на две группы, предлагаются темы для синквейна:

«ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ» «НОВЫЙ ГОД»

Яркое, незабываемое Радостный, долгожданный

Поздравляют, дарят, любят Приходит, веселит, радует

Счастливое торжество раз в году Я радуюсь новому году

Праздник Праздник, подарки

Синквейны очень удобно использовать для самоконтроля. Если вы легко можете составить такое стихотворение, то будьте уверены: тема хорошо усвоена. Кроме того, в синквейне содержится ваше эмоциональное восприятие темы.

Мини - викторина «Про лягушку – квакушку»

Лягушке нравятся слова, в которых есть три буквы – КВА.

• Назовите любимые напитки лягушки Квакушки? (квас и простокваша)

• Какие овощи больше всего любит лягушка Квакушка? (тыква, брюква, квашеная капуста)

• А какая её любимая ягода? (клюква)

• Назовите её любимое мясное блюдо? (шкварки)

• Какая любимая книжка? (букварь)

• В каком ансамбле очень любит петь Квакушка? (квартет)

• Назовите её любимый город (Москва)

• А какая её любимая страна? (Эквадор)

• Какую геометрическую фигуру предпочитает она? (квадрат)

• Чем она любит рисовать? (акварелью)

• В каком жилище она мечтает жить? (в квартире)

• Какую мебель предпочитает лягушка Квакушка? (антикварную)

• Какая её любимая птица? (кваква)

Итоги мастер – класса:

Предлагается ответить на вопрос «Получили ли Вы то, чего ожидали от сегодняшнего мастер – класса? (высказывания участников)

Публикации по теме:

Методические рекомендации по использованию технологий http://www.maam.ru/users/files/download322.htmlМетодические рекомендациипо оценке профессиональной деятельности педагогического работника.

Презентация для учителей-логопедов «Использование технологий в работе учителя-логопеда» В настоящее время одной из актуальных задач коррекционной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование современных методик в формировании речевого развития дошкольников
Опубликовано: 24 марта 2015 в 12:19
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование современных методик в формировании речевого развития дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Нейфельд (УИ 326128) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД