Малмыгина Мария Алексеевна
Конспект опытной деятельности с детьми старшей группы по познавательному развитию «Волшебно-чудесная соль»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект опытной деятельности с детьми старшей группы по познавательному развитию
Конспект опытной деятельности с детьми старшей группы по познавательному развитию: "Волшебно – чудесная соль"
Воспитатель: Малмыгина Мария Алексеевна
Задачи: Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом. Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности. Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования. Воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом.
Публикация «Конспект опытной деятельности с детьми старшей группы по познавательному развитию „Волшебно-чудесная соль“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Предварительная работа: рассматривание картинок и фотографий. Беседа о добычи соли, чтение художественной литературы о соли, загадывание загадок.
Оборудование: разеточки с солью, тарелочки, увеличительные стекла, ложечки, салфетки. мерный стаканчик с водой.
Ребята, когда я шла на работу, на пороге группы я увидела посылку и флешкарта. Наверное это для Вас. Может быть посмотрим флешкарту и узнаем что в посылке?. Присаживайтесь.
«Здравствуйте дорогие дети, я хозяйка медной горы и слышала, что вы много знаете о природе. Вот и решила отправить вам письмо-загадку. А что в ней находится вы отгадайте!
Хозяйка медной горы («владелицу земных богатств, хранительницу тайн прекрасного и секретов) высокого мастерства»
Мы приправляем ею щи и кашу,
Да и почти любую пищу нашу.
Что говорить, большую роль
Играет в нашей жизни …(Соль)
Воспитатель: ребята, а вы догадались, о чём идет речь? (Ответы детей)
Воспитатель открывает посылку и достаёт несколько пачек соли. –Правильно, это соль. А зачем нужна соль человеку? (Ответы детей)
Воспитатель: соль – это единственное минеральное вещество, которое люди употребляют в чистом виде. Соль-это пищевой продукт. А кто из вас знает, где и как добывают соль? (Ответы детей)
II. А вот сегодня вы и узнаете, где и как добывают соль. Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Много лет тому назад соли добывали мало и вручную, и она была дороже золота. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. Подавали её только знатным людям, остальные уходили «несолно-хлебавши». К соли относились уважительно, отсюда и народная примета – соль рассыпал - к ссоре. Поэтому люди придумали пословицы о соли. Какие из них вы знаете?
Ответы детей:
-Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
Без соли и хлеба не естся, без соли и стол кривой.
Без соли, без хлеба худо беседа.
Пуд соли вместе съесть.
Без воли – силы нет, без соли – вкуса нет.
Без денег торговать, как без соли хлебать.
Без соли – что без воли: жизнь не проживешь.
Без соли, без хлеба – половина обеда.
Без соли, без хлеба за стол не садятся.
Воспитатель: На севере нашей страны расположено красивое и загадочное озеро Баскунчак, в Астраханской области. Оно продолговатое по форме, небольших размеров. Тысячи ручейков несут в него солёную воду. Вода испаряется, а соль оседает и настолько вода в озере соленая, что человек не сможет утонуть, даже, если не умеет плавать, вода просто его выталкивает. Озеро это называется «Всероссийской солонкой», т. к. соль из этого озера красиво упаковывается и поставляется по всей стране.
Воспитатель: Ребята, виды соли различают по способу их добычи:
1. карьерным или шахтным способом.
2. солеварен путём выпаривания.
3. добыча соли открытым видом.
Соль полезное ископаемое, в молотом виде она представляет собой мелкие кристаллы белого цвета.
Динамическая пауза
Воспитатель: А теперь предлагаю вам, ребята, встать в круг и повторять весело за мной:
Две лягушки:
Видим, скачут по опушке (Руки на поясе, полуприседая с поворотом вправо и влево.)
Две зелёные лягушки.
Прыг-скок, прыг-скок (Прыжки.)
Прыгать с пятки на носок. (Переступание с носка на пятку.)
На болоте две подружки, (Руки на поясе, полуприседая с поворотом вправо и влево.)
Две зелёные лягушки,
Утром рано умывались, (Движения по тексту.)
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо наклонялись,
Влево наклонялись.
Вот здоровья в чём секрет, (Ходьба на месте.)
Всем друзьям физкультпривет!
В: К
Начнем наши эксперименты?
1. опыт: Возьмите разеточку с солью, давайте определим, есть ли у соли запах? Понюхайте её (без запаха). Какая она на вкус? (соленая). 2. опыт: Насыпьте немного соли в тарелочку. Подскажите коллеги, вы соль насыпали или налили? (насыпали). Значит соль какая (сыпучая, рассыпчатая).
3 опыт: Рассмотрите соль, на что похожа соль? (зернышки, кристаллы, крупинки). Возьмите ложечки и капните на соль. Что произошло? (соль впитала воду). А как вы думаете, почему соль не растворилась от воды, а впитала её? (соли много, воды мало)
4. опыт: Предлагаю взять воду и налить в тарелочки с солью, размешайте, что произошло с солью? (растворилась). Изменился ли цвет воды? (нет). А как вы думаете какой стал вкус у воды? (солёная).
5. Опыт «Эффект моря».
- А теперь нам понадобятся два больших стакана с водой и два сырых яйца. - Попробуем узнать, что будет с яйцом, если его положить в воду. В один стакан положим яйцо в несолёную воду. Что произошло с яйцом? (оно опустилось на дно.)
- Во второй стакан добавим соль и размешаем. Опустим в этот стакан яйцо. Что произошло с яйцом? (оно плавает на поверхности). Соль повышает плотность воды и поэтому в солёной воде многие предметы не тонут. (зарисовывают)
Дети делают вывод: соленая вода удерживает предметы на поверхности.
Молодцы, мне очень понравилось, как вы сегодня поработали и поэтому я хочу показать вам один фокус. Беру два стакана с одинаковым количеством воды и развожу в первом стакане две ложки соли, а во втором пять (количество соли зависит от объема воды в стаканах) добавляю в стаканы краску (желательно в один тёмный цвет, а в другой светлый) и аккуратно переливаю стакан с малым количеством соли, в стакан с большим количеством соли. Более крутой раствор останется внизу, а слабый раствор останется сверху. Самое главное не перемешать краски.
Воспитатель: Понравилось ли вам в лаборатории? Про что вы сегодня говорили в лаборатории? Что нового узнали про соль? Что именно вам запомнилось? Рассказы детей по мнемотаблице.
Воспитатель: Спасибо, вам ребята! Я думаю, наша работа была плодотворной!
Приглашаю всех учёных на коллективное фото! Я так рада, что у нас все получилось! Молодцы!