Людмила Яруллина
Развитие творческого мышления и потенциала детей старшего дошкольного возраста посредством различных видов театра
Развитие творческого мышления и потенциала детей старшего дошкольного возраста посредством различных видов театра.
Каждый ребенок – актер от природы, причем хороший актер, который живет эмоциями, еще не ограниченными взрослением. Какой малыш не мечтал хотя бы однажды, чтобы его любимые игрушки, ставшие лучшими друзьями, ожили и заговорили? Чтобы они смогли рассказать о себе, стать настоящими партнерами по играм. Но, оказывается, чудо "живой" игрушки все-таки возможно! Играя, ребенок бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», а при умелом подходе взрослого, где воспитательные возможности театрализованной деятельности широки, знакомит детей с окружающим миром через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Но не менее важно, развитие эмоциональной сферы ребенка, сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события, являются источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театральная деятельность.
Публикация «Развитие творческого мышления и потенциала детей старшего дошкольного возраста посредством различных видов театра» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
И именно в логопедической группе часто оказываются дети эмоционально зажатые, неуверенные в себе, стесняющиеся своего дефекта речи, требующие индивидуального подхода, но в которых часто скрыт творческий потенциал. В нашей работе были поставлены следующие цели и задачи:(слайд 2)
Цель: способствовать творческому развитию детей, раскрывать их творческий потенциал и прививать любовь к театрализованным играм.
Задачи:
1. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.
2. Познакомить детей с различными видами театра.
3. Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной деятельности с другими видами совместной деятельности, свободной деятельности педагога и детей в едином педагогическом процессе.
4. Способствовать самореализации каждого ребенка через театральные представления.
5. Совершенствовать интонационную сторону речи, развивать диалогическую и монологическую речь.
Работая уже несколько лет по теме «Театрализованная деятельность в детском саду» мы собрали в нашем уголке различные виды театра. (3 слайд) (Некоторые из них создаются мною, некоторые с помощью родителей. У нас представлены:
-театр мелких игрушек (4 слайд)
-конусный театр (5 слайд)
-театр картинок (6 слайд)
-настольный театр (7 слайд)
-кукольный театр (8 слайд)
-фартучный театр (9 слайд)
-театр би-ба-бо (10 слайд)
-магнитный театр (11 слайд)
-пальчиковый бумажный театр «Птичий двор» (12 слайд)
-пальчиковый вязанный театр (13 слайд)
-театр масок (14 слайд)
-театр из папье-маше (15 слайд)
-уголок ряженья (16 слайд)
-дидактические театрализованные игры (17 слайд)
В этом году был составлен план работы по театрализованной деятельности с новыми детьми нашей логопедической группы. (18 слайд)
Месяц Тема Приложение
Сентябрь 1. Знакомство с театральным уголком.
2. Сказка «Красная шапочка». (19 слайд)
3. Д/И «Угадай кто», «Назови недостающего героя».
Беседа о бережном отношении к театральным атрибутам и куклам.
Знакомство с видами театра.
Слушание сказки, пересказ, обсуждение. Просмотр мультфильма. Подготовка театрального представления воспитателем совместно с детьми с помощью фартучного театра.
Цель: закрепление знаний детей по ранее прочитанным сказкам.
Октябрь 1. Конусный театр «Муха Цокотуха». (20 слайд)
2. Д/И «Изобрази эмоцию» (21 слайд) Подготовка к представлению (чтение, обсуждение и просмотр сказки Муха Цокотуха)
Распределение ролей между детьми, которые при каждом проигрывании сказки меняются.
Обсуждение того, как ещё могла закончится эта сказка, или что бы они хотели поменять ( Цель: развивать воображение, фантазию детей; готовить их к действиям с воображаемыми предметами; развивать дикцию).
Цель: учить детей с помощью мимики и жестов изображать различные эмоции.
Ноябрь 1. Изготовление конусного театра «Репка». (22 слайд)
2. Консультация для родителей: «Театр - как средство развития творческого мышления ребёнка» (23 слайд) Создание с детьми из бумаги и клея конусного театра «Репка».
Разыгрывание известной сказки с помощью самодельного театра.
Цель: показать детям, что играть в театр можно где угодно и также, что они сами могут изготовить необходимые атрибуты с помощью воспитателя или родителей.
Цель: объяснить родителям необходимость и пользу театрализованных игр в жизни ребёнка дошкольного возраста.
Декабрь 1. Знакомство с театром ног. (24 слайд)
2. Сказка «Царевна лягушка». Цель: познакомить детей с новым для них видом театра и практиковаться в игре в нём.
Слушание, обсуждение, просмотр и постановка сказки «Царевна лягушка»
Хотелось бы более подробно остановиться на театре ног. Он был создан совместно с родителями в прошлом году. Сразу стало понятно, что он нравится детям и наверное не зря, ведь даже основатель Московского кукольного театра С. В. Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актёрству.
Театр – всегда игра, всегда сказка, чудо… А необычный театр ног – чудо вдвойне.
Всем известна важность развития мелкой моторики детей, поэтому разработано огромное количество приемов и способов совершенствования детских пальчиков. В тоже время нельзя забывать о крупной, мышечной моторике. В основном считается достаточным регулярного использования утренней гимнастики, физкультурных занятий, подвижных игр и самостоятельной двигательной активности детей в целом. Но, как показывает практика, у большинства детей наблюдаются сложности с координацией движений, с ловкостью и подвижностью, для некоторых же характерна моторная неловкость в целом. Поэтому в группе был создан театр ног, который позволяет решать актуальные и сопутствующие проблемы воспитания детей нашей группы, проблему гиподинамии, координации движений и ориентировки в пространстве.
Видео театрализованного представления с помощью театра ног по сказке «Царевна-лягушка» вы можете посмотреть отдельным файлом.
В данный момент мы можем подвести промежуточный итог нашей работы. (25 слайд) Видимые результаты таковы:
-дети с удовольствием играют в театрализованные игры;
-навыки приобретённые в театрализованных играх дети начали переносить и на другую игровую деятельность, например в сюжетно-ролевые игры;
- дети бережно обращаются с театральными атрибутами;
-начинают проявлять инициативу в играх-театрализациях все дети, включая тех, кто раньше был пассивным и эмоционально зажатым.
-дети самостоятельно начинают предлагать сказки, которые хотели бы сыграть.
-театрализованные игры повышают настроение у детей и развивают их уверенность в себе.
В дальнейшем планируем продолжить свою работу в этом направлении:
-создать в группе теневой театр и театр песка
- разнообразить дидактические театрализованные игры
-побуждать детей обыгрывать известные сказки, используя различные виды театра
- учить самостоятельно сочинять сказки или фрагменты сказок на новый лад.
Используемая в работе литература представлена на экране (26 слайд)
Спасибо за внимание! (27 слайд)