Евгения Удовиченко
Роль различных видов гимнастики в здоровьесбережении детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из главных задач детского сада является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей и их физическое развитие. Это направление включает в себя не только обучение детей основным движениям и развитие физических качеств, но и овладение детьми элементарными нормами и правилами здорового образа жизни. Решение этой задачи требует взаимодействия воспитателей и родителей в разных видах деятельности.
Публикация «Роль различных видов гимнастики в здоровьесбережении детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
В работе с детьми используются такие формы физического развития и оздоровления детей в ДОУ, как физкультурные занятия, физкультминутки, прогулки, подвижные игры и различные виды гимнастики.
1. Утренняя гимнастика
Основная цель утренней гимнастики – разбудить детский организм от сна, повысить умственную и физическую работоспособность ребенка, улучшить его настроение и подготовить организм к нагрузкам предстоящего дня.
Существует несколько форм проведения утренней гимнастики :
• традиционная форма с использованием общеразвивающих упражнений с предметами или без них;
• сюжетная гимнастика, в которой упражнения связаны одним сюжетом;
• игровая гимнастика, состоящая из 3-4 подвижных игр;
• ритмическая гимнастика с использованием танцевальных движений и музыкального сопровождения.
2. Ритмическая гимнастика – физические упражнения, выполняемые под ритмичную музыку. Она похожа на танец и способствует формированию у детей чувства ритма, совершенствованию точности и быстроты движений.
3. Артикуляционная гимнастика.
Движения необходимы не только телу ребенка. Нужна хорошая подвижность органов артикуляции, которая помогает правильно произносить различные звуки. Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции.
Артикуляционная гимнастика нужна не только для преодоления речевых нарушений, она просто необходима и для профилактики. Ведь язык - это основная мышца органов речи (а все мышцы нуждаются в тренировке).
К примеру, небольшой комплекс упражнений.
1. УЛЫБОЧКА. Цель: научить ребенка удерживать губы в улыбке под счет до 10 раз, обнажая верхние и нижние зубы.
Выполнение: улыбнуться, показать зубы и удерживать губы в улыбке под счет от 5 до 10 раз.
2. ТРУБОЧКА. Цель: выработать движение губ вперед.
Выполнение: вытянуть сомкнутые губы вперед, удерживать под счет до 10 раз.
4. ЛОПАТКА. Цель: выработать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном состоянии.
Выполнение: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении под счет от 5 до 10 раз. Боковые края должны касаться углов рта, губы не растягивать сильно в улыбку, чтобы не было напряжения.
4. КАЧЕЛИ. Цель: выработать умение чередовать положение языка вверх-вниз.
Выполнение: улыбнуться, приоткрыть рот, выдвинуть язык, поднять его вверх за верхними зубами, затем опустить вниз за нижними зубами. Чередовать положение движения языка под счет от 10-15 раз.
4. Дыхательная гимнастика.
На физкультурных занятиях, занятиях по развитию речи, при проведении утренней гимнастики, в свободное от занятий время проводится дыхательная гимнастика с детьми с целью :
• обучения детей правильному дыханию, в том числе речевому;
• профилактики заболеваний верхних дыхательных путей;
• насыщения головного мозга кислородом и улучшения работоспособности;
• восстановления дыхания после физической нагрузки.
Дыхательная гимнастика – это очень простой и вместе с тем эффективный способ, не требующий особых затрат. Следует помнить лишь то, что дыхательная гимнастика проводится в хорошо проветренном помещении.
Дыхательные упражнения для дошкольников чаще всего проводятся со стихотворным сопровождением.
В домашних условиях можно проводить как игровые упражнения для младших детей, так и использовать различные предметы для детей постарше (трубочки для коктейля, через которые можно выдувать воздух, или комочки ваты, которые нужно сдуть).
5. Пальчиковая гимнастика.
Способствует развитию и совершенствованию мелкой моторики, развитию речи, подготовке кисти руки к письму, повышению работоспособности коры головного мозга.
Исследователями разных стран установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Была выявлена такая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
6. Гимнастика для глаз
Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная. Это и телевизор, и компьютер, и сотовый телефон, и другие занимательные технические игрушки, без которых не мыслит свою жизнь современный маленький человек. А отдыхают глаза ребенка только во время сна. Поэтому гимнастика для глаз полезна детям любого возраста в целях профилактики нарушений зрения. Кроме того, занимаясь с ребенком гимнастикой для глаз, вы сможете снять зрительное утомление.
7. Бодрящая гимнастики, или гимнастика пробуждения после дневного сна.
Это комплекс мероприятий, облегчающих переход детей от сна к бодрствованию. Бодрящая гимнастика помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус. В комплекс бодрящей гимнастики включаются дыхательные упражнения, выполнение простого самомассажа и упражнения для профилактики нарушений осанки и плоскостопия. Заканчивается ходьбой босиком по полу или массажным дорожкам.
8. Партерная гимнастика – это система специально подобранных физических упражнений, основной отличительной чертой является то, что они проводятся «на земле», то есть различные упражнения в положении сидя, лежа, на боку, из различных упоров.
9. Основная гимнастика направлена на укрепление здоровья, общей физической подготовленности, закаливание организма, воспитание правильной осанки, укрепление внутренних органов и их систем (сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной).
В содержание основной гимнастики входят строевые (упражнения в построении и перестроении, общеразвивающие и основные движения. Под влиянием основной гимнастики улучшается деятельность внутренних органов, усиливается обмен веществ, укрепляется нервно-мышечный аппарат.
10. Подвижные игры.
Являясь важным средством физического развития, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка.
В игре он упражняется в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазании, перелезании, бросании, ловле, увертывании и т. д.