Екатерина Рыбина
Роль музыкальной сказки в познавательном и творческом развитии ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка – это мир фантазии, переплетенный с реальностью. Чтобы понять сказку, нужно уметь фантазировать, воображать. Чтобы понять музыку, тоже нужны фантазия и воображение. Таким образом, в какой-то степени сказка и музыка имеют точки соприкосновения в их восприятии. Поэтому сказка может помочь научить воспринимать музыку. Музыкальные сказки оказывают огромное воспитательное влияние на детей, они способствуют развитию художественного вкуса, певческих навыков, вызывают радостные эмоции. Дети лучше передают характер музыки в движениях, у них развивается речь, четкость дикции, речевые интонации.
Темочки:
- Музыкальные сказки. Сценарии
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Приобщение детей к музыкальному творчеству осуществляется путем создания музыкальной сказки, что дает возможность помочь детям раскрыть и развить творческие качества, столь важные для современного человека, освобождает ребенка от закомплексованности, дает ему ощущение своей особенности, приносит массу радостных минут. А также умение экспериментировать, свободно общаться со сверстниками и старшими товарищами, управлять эмоциями, самостоятельно принимать решения - эти качества очень пригодятся ребятам в дальнейшей жизни.
Основной целью создания музыкальной сказки с детьми является воспитание музыкально развитого слушателя и исполнителя, способного чутко, эмоционально воспринимать окружающий мир и выражать свое отношение ко всему происходящему.
Задачи:
- поддерживать желание и развивать умение слушать музыку, побуждать говорить о ее содержании, делиться своими впечатлениями;
- развивать музыкально-двигательное творчество, использовать средства выразительности в музыкальных играх;
- поддерживать проявления индивидуальности и элементы импровизации в ролевом поведении, музыкальном движении, речевом интонировании.
В музыкальных сказках духовно-нравственное содержание усиливается музыкальным сопровождением. Определенный настрой способствует пробуждению в слушателях сопереживания, соучастия, сотворчества.
Постановка сказки — это чудесный ключик, который открывает дверцу в волшебный мир образов, красок, звуков. Это творчество, импровизация, требующие от детей труда и фантазии, а от взрослых — выдумки и изобретательности в костюмах и декорациях.
Стихотворный текст запоминается детьми лучше, чем прозаический, поэтому многие сказки известных писателей переведены на стихотворный ритм, что значительно облегчает работу с текстом. В сюжет музыкальной сказки включена классическая и народная музыка. Можно использовать и современные эстрадные песни, доступные детям. В детском исполнении они звучат более эмоционально.
Сказка усваивается обычно в несколько этапов. На первом этапе нужно выразительно прочитать сказку детям, исполняя по ходу действия имеющиеся песни и музыку. После прослушивания дети делятся своими впечатлениями с воспитателями и друг с другом. Через некоторое время, примерно через неделю, слушание повторяется. Таким образом, дети слушают сказку 2—3 раза, постепенно усваивая и запоминая ее.
На втором этапе дети активно включаются в исполнение сказки. Освоение и запоминание текста и музыки может идти двумя путями: можно разучивать со всей группой или подгруппами. Обычно это происходит таким образом. Читается сказка, а дети — по своему желанию или по просьбе воспитателя — говорят слова и поют песню того или иного персонажа. Песни, которые встречаются в сказке, можно также выучить со всеми детьми, а затем для исполнения выделить тех, кому это лучше удается.
На третьем этапе дети усваивают текст сказки и мелодии песен и начинают исполнять их в игре. При разучивании сказки в игре не следует навязывать детям зафиксированных движений, позы, не надо давать готового образца. Необходимо поощрять самостоятельное выявление детьми образа, их творческие находки.
Если дети затрудняются изобразить тот или иной персонаж, можно напомнить его характерные особенности (например, зайчик пугливый, осторожный, прыгает, оглядывается; медведь косолапый, неуклюжий; петух ходит высоко поднимая ноги, горделиво держит голову и т. д.).
Каждый ребенок хочет превратиться в сказочного героя и изменить свою внешность. Но как это сделать без специального костюма. Зато есть большой красивый платок, который может быть фатой, вуалью для царевны, может быть плащом для царевича, волшебника, если завязать на голову можно стать бабушкой, если в виде чалмы, тогда магом, фокусником и т. д. Просто палочка с помощью “волшебных” слов может стать волшебной и она же может быть волшебной флейтой. Возьми в руки прозрачный шарфик, и ты уже ветерок, возьми белый шарфик и ты античная статуя.
Музыка может быть фоном, на котором развивается действие, музыка помогает войти в нужное эмоциональное состояние, музыка сопровождает все ритмические действия от простейшей игры до сюжетного постановочного танца и, конечно же, музыка помогает ярче представить сказочные персонажи.
Каждый персонаж обладает своей особенной творческой характеристикой. Яркость образа достигается разными способами, но более всего музыкальными. Какая же Красная Шапочка без песен? Или какие восточные гости без танца? Как обойдутся стражники без бравой песни и веселого марша? Как Золушка расскажет о своей беде? Конечно же песенкой. Чтобы исполнить все эти особенно интересные музыкальные номера, необходимо развивать музыкальные способности.
Весь музыкальный материал, с которым ребенок встречается, на протяжении спектакля развивает музыкальную память. Музыка для прослушивания и музыка для исполнения требуют запоминания, чтобы следить за ходом спектакля, взаимодействовать с партнерами, помнить свою музыкальную тему и исполнять ее.
Музыкальные сказки пользуются у детей неизменной любовью. Дети с большим удовольствием перевоплощаются в того или иного персонажа, переживают происходящие события, борются со злом и всегда готовы прийти на помощь слабому.