Наталья Анатольевна Смирнова
Приёмы и методы работы по повышению мотивации во внеурочной деятельности. Из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
Древняя мудрость гласит:
«Можно привести коня к водопою,
но заставить его напиться нельзя»
Как же пробудить у детей желание «напиться» из источника знаний? Как мотивировать познавательную, творческую деятельность обучающихся? Над этой проблемой я настойчиво работают в течении всего учебного года.
Сегодня мне хочется поделиться своим опытом по использую разнообразных приёмов и методов, способствующих повышению мотивации обучающихся во внеурочной деятельности.
Публикация «Приёмы и методы работы по повышению мотивации во внеурочной деятельности, Из опыта работы» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Опыт работы, практика
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
В сентябре мы с ребятами придумали деревья достижений и критерии оценивания. Суть этого приёма заключается в том, что каждый из воспитанников участвуя в той или иной деятельности получает звезду, которую прикрепляет к своему индивидуальному дереву. А в конце учебного года мы высадим сад наших достижений. Этот приём позволяет мне развивать разные виды мотивации в течении всего учебного года:
Ребята испытывают радость от того, что они узнали, поняли, чему-то научились, - значит, у них развивается положительная познавательная мотивация.
У большинства из ребят развита Компенсаторная мотивация
Это побочные по отношению к учебной деятельности мотивы, позволяющие утвердиться в другой области — в занятиях спортом, танцами, рисованием. Во внеурочной деятельности самым большим плюсом является свобода выбора. Мы не должны навязывать воспитанникам разные виды деятельности, а должны умело подвести обучающегося к той деятельности, которую ему необходимо выполнить, но так, чтобы он думал, что это его выбор. А если он это выбрал сам, то само собой разумеется, что он мотивирован на эту деятельность.
Приёмов деятельности педагога, способствующих формированию мотивации в целом очень много. Я использую такие, как:
• Создание ситуации творческого успеха. Чувство «Я могу!» сродни эйфории. Это чувство должен испытывать каждый воспитанник.
•
Опора на жизненный опыт обучающихся
• Включение в коллективные формы деятельности;
• Привлечение обучающихся к оценочной деятельности и формирование адекватной самооценки через организацию рефлексии;
• Сотрудничество воспитателя и воспитанника, совместная творческая деятельность;
• Занимательность изложения изучаемого материала (необычная форма преподнесения материала, эмоциональность речи воспитателя)
• Умелое применение поощрения (взглядом, жестом, словом) и наказания. Пореже кнут – почаще пряник.
• Наблюдение за чужой деятельностью.
• Приём «От противного»
Часто воспитанники отказываются что-то делать не потому, что им это сложно или неприятно, а лишь по той причине, что их заставляют это делать. Люди не любят давление и всячески сопротивляются ему.
Иногда, чтобы добиться желаемого, нужно «отпустить поводок», сказав, например: «Ребята, не мойте сегодня руки перед едой, пусть у вас поболят животы.» Уверена, что руки вымоют все.
• Создание ситуации взаимопомощи является также мощным мотиватором.
Назло неудачам, назло заварухам,
Чтоб ни было с Вами - не падайте духом.
Бывает, что носом, коленками, брюхом,
Что ж, падайте всем, но не падайте духом!