Галина Покусай
Семинар «Организация мини-музея в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
«Организация музейной экспозиции как одна из форм освоения основных направлений ФГОС»
Цель: познакомить воспитателей с технологией организации мини-музея в дошкольном образовательном учреждении.
Задачи:
• познакомить с понятиями музей, мини-музей
• закрепить знание основных положений ФГОС
• формировать умение организовывать мини-музей в ДОУ
• способствовать развитию интереса к организации мини-музеев
Публикация «Семинар „Организация мини-музея в ДОУ“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
• формировать эстетическое восприятие окружающего мира
Ход семинара.
1. Вводная часть
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Всем нам известно, что в дошкольной педагогике в последнее время происходит ряд изменений. Одно из важных изменений – это внедрение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Новый стандарт диктует нам новые формы работы, новые приемы и методы, новые технологии и подходы к организации работы с детьми и родителями. Давайте вспомним, какие образовательные области предлагает нам федеральный государственный образовательный стандарт? Какие формы, виды деятельности Вы используете в работе с детьми? К какой из областей можно отнести названные Вами формы и виды деятельности?
Сегодня мы с Вами познакомимся поближе с таким видом организации работы, как организация мини-музея в дошкольном образовательном учреждении.
Теоретическая часть.
Давайте обратимся к теории: заглянув в «Энциклопедический словарь», мы узнаем, что «музей» - это научно-исследовательское учреждение, осуществляющее хранение, изучение и популяризацию памятников истории, материальной и духовной культуры.
Как мы знаем в нашей стране, в нашем городе много музеев, но зачастую нам некогда их посещать. А с детьми тем более. К тому же тематика музеев зачастую не понятна и не доступна детям дошкольного возраста.
Именно поэтому в детских садах создаются свои музеи, пусть и маленькие. Сегодня мини-музей – это неотъемлемая часть предметно-развивающей среды многих дошкольных образовательных учреждений.
Что же такое мини-музей и как его правильно организовать?
Во-первых, «мини» - напоминает нам о том, что музей занимает небольшое пространство. Это может быть часть группового пространства, холла, спальни, раздевалки.
Во-вторых, он создан для самых маленьких и открыт для них постоянно.
В-третьих, мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям.
Организация мини-музея в дошкольном образовательном учреждении решает ряд задач:
• знакомит детей с тем, что им действительно интересно;
• дает возможность познакомить дошкольников с историей разных предметов и вещей, которые их окружают;
• развивают способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;
• формирует способность к художественному восприятию действительности;
• учит создавать своими руками выставки, экспозиции, подбирать экспонаты для музея, проводить экскурсии.
Создание мини-музея – это трудоемкая работа, которая состоит из нескольких этапов.
Первый этап – подготовительный. В начале работы коллектив группы (воспитатели, дети, родители) определяют тему и название мини-музея, разрабатывают его модель, выбирают место для размещения. Тематика мини-музея может быть разнообразна: «Мой родной город», «День Победы», мини-музей кукол, мини-музей камня, мини-музей измерительных приборов, мини-музей пряника, мини-музей шкатулок, мини-музей часов, мини-музей колокольчиков и т. д.
Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы, учитывать их индивидуальные потребности и интересы. Также нужно определиться к какой из образовательных областей будет относиться мини-музей.
Второй этап – практический.
На данном этапе взрослые и дети, следуя своим моделям, создают мини-музей в группе : подбирают экспонаты; расставляют их; делают надписи; развешивают печатные материалы, соответствующие тематике мини-музея; разрабатывают содержание экскурсий по своему музею.
Третий этап – проведение экскурсий.
Провести экскурсию в мини-музее может как воспитатель, так и сам ребенок. Экскурсионная работа с детьми решает такие задачи, как: выявление творческих способностей детей; расширение представлений о понятии «музей»; развитие монологической речи дошкольников; создание условий для общения и сотрудничества.
Таким образом, мини-музей в дошкольном образовательном учреждении позволяет воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Различная тематика мини-музеев поможет в освоении образовательных областей федерального государственного образовательного стандарта. Дошкольникам данный вид работы позволяет развивать и совершенствовать речь, воображение, интеллект, эмоциональную сферу. Организация мини-музеев помогает налаживать контакт с родителями, привлекать их к совместной работе. Мини-музеи могут и должны стать неотъемлемой частью развивающей предметно-пространственной среды.
Практическая часть.
Ну а сейчас мы с Вами перейдем от теории к практике. Я предлагаю Вам разделиться на группы организовать свой небольшой мини-музей и рассказать о созданных мини-музеях.
Подведение итогов.
Итак, сегодня мы с Вами познакомились с организацией мини-музеев в дошкольном образовательном учреждении, научились их создавать. Надеюсь, что полученные знания Вы будете использовать при организации работы по образовательным областям. А закончить наш семинар хочется словами Пабло Пикассо: «Дайте мне музей, и я заполню его».
Желаю удачи в заполнении Ваших мини-музеев!