Александра Кузьмина
Проект мини-музея «Подводный мир»
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе, когда мир находится на грани экологической катастрофы, и под угрозой исчезновения находиться будущее всего человечества, ни один здравомыслящий человек не станет отрицать, что экологическое образование является одной из актуальных проблем современности. Разумное отношение к природе, окружающему миру должно стать одним из критериев оценки нравственности каждого человека.
Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического образования является дошкольный возраст. Поскольку в этот период происходит становление качеств человеческой личности, закладываются основы экологической культуры. Нужно закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологической чистоте окружающей среды. Поэтому важно научить детей беречь красоту природы, чтобы он достаточно рано понял, как ценно здоровье, и стремился к здоровому образу жизни. Немаловажным фактором в формировании экологического сознания детей является правильная организация эколого-развивающей среды в ДОУ.
Публикация «Проект мини-музея „Подводный мир“» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Подводный мир. Мини-музеи
- Проекты
- Темочки
Эколого-развивающая среда - важное условие экологического образования детей дошкольного возраста. Организованная в соответствии с педагогическими и санитарно-гигиеническими требованиями, такая среда выполняет множество функций (они представлены на слайде) (развивающая, адаптационная, оздоровительная, корректирующая, воспитательная, познавательная, практико-ориентировочная и др., она обеспечивает постоянное общение с природой, способствует воспитанию основ экологической культуры, формированию экологически целесообразного поведения, экологизации различных видов деятельности.
Природа с её необычным разнообразием явлений, животных и растений производит на детей сильное впечатление. Непосредственное общение с природой дает ребенку более яркие представления, чем книжки, картинки и рассказы взрослых. Разнообразие растительного и животного мира на участке детского сада, правильная с экологической точки зрения организация зоны природы в помещении дошкольного учреждения составляют развивающую экологическую среду, необходимую для воспитания детей, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.
Основными элементами эколого-развивающей среды в дошкольных учреждениях принято считать центр природы, зелёные зоны на участке,
центр экспериментирования.
В традиционные элементы природной среды входят: комната природы, зимний сад, живые уголки в группах, экологическая лаборатория. Однако каждая из этих форм должна соответствовать целям и задачам эколого-образовательной работы, способствовать реализации всех компонентов содержания экологического образования: познавательного, ценностного, деятельностного, нормативного. Более подробную информацию вы можете увидеть в таблице…
Заключение.
Говоря о специфике методики экологического воспитания дошкольников, следует отметить, что характерной чертой ее является непосредственный контакт ребенка с объектами природы, живое общение с растениями и животными, наблюдения и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения.
Итак, организация и оборудование зоны природы – это первый и чрезвычайно важный шаг на пути осуществления работы по экологическому воспитанию детей в детском саду: он позволяет осуществить содержательную работу по формированию начальной экологической культуры детей и взрослых.
Одним из средств экологического воспитания детей служит создание мини-музея в группе на экологическую тему.
И к вашему вниманию я хочу представить проект мини-музея в средней группе на тему «Подводный мир».
Вид проекта : фронтальный групповой исследовательский проект с заданным результатом и элементами творчества.
Планируемый результат:
- у детей расширяется представления об обитателях подводного мира, через музейную среду, будет развиваться уровень экологической культуры и бережное отношение к природе в целом.
- владеть понятиями «морские животные», «рыбы», «моллюски» и т. п. ;
- иметь простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения (плавает, ползает, способах маскировки, об уникальности каждого вида;
- знать о взаимосвязи с другими обитателями;
- иметь представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;
- сформировать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе;
- составлять описательный рассказ о морском обитателе с использованием опорной схемы
- реализация проекта через разные виды деятельности (дидактические игры, фотографии досугов, коллективная аппликация «В морских глубинах», поделки из природного материала (ракушки, камни, фотовыставка «Подружись с волной!»).
Цель: формирование знаний о животном мире, о мире морей, рек озер.
умение их различать и называть, формирование у детей целостного взгляда на природу, ответственного отношения к окружающей среде.
Для достижения цели мною были определены следующие задачи:
Образовательная:
- Познакомить с разнообразием подводного мира, с его значимостью для всего живого на планете.
- Познакомить со строением и жизнедеятельностью обитателей подводного мира.
- Учить детей взаимодействовать с природными объектами.
- Формировать навыки исследовательской деятельности.
- Развивать умения и навыки работы с природным материалом.
Развивающая:
- Развивать умение сравнивать и анализировать.
- Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.
- Обогащать словарный запас детей и их знания о подводном мире.
- Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках.
Воспитательная:
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
-принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
- принцип опоры на интересы ребенка;
-принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
-принцип наглядности;
-принцип последовательности;
-принцип сотрудничества и взаимоуважения.
Руководители мини-музея : - воспитатель средней группы.
Структура управления мини-музеем : Руководители мини-музея планируют, координируют, контролируют работу в мини-музее.
Аспекты музейной деятельности:
Мини-музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей, развития художественных, изобразительных навыков.
Формы деятельности:
Игра
Беседа
Проблемная ситуация
Проектная деятельность
Экспериментирование
Игра-драматизация
Оформление мини-музея.
Оформление мини-музея : музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции мини-музея располагаются в специально отведенном месте, где на полках располагаются доступные для детей экспонаты.
В мини-музей входят следующие разделы:
Полочка красоты
Умные книжки
Рукотворный мир
Игралочка
Сделай сам
Коллекция ракушек
Фотовыстовка
В гостях у сказки
Сборник видеоматериала.
В разделах представлены: детская литература, картинки о подводном мире; дидактические игры на тему «Подводный мир», картотека подвижных игр, картотека опытно-экспериментальной деятельности, детские творческие работы, фотоальбом «Я на море», театральные костюмы, великолепное разнообразие подводного мира : ракушки, медузы, морские звезды, морские камушки, разноцветные рыбки, черепашки, а также раскраски обитателей подводного царства. В музее имеется и макет морского дна, в котором отражена жизнь удивительного подводного царства.
Проект реализован в три этапа: подготовительный, практический и заключительный.
Содержание проекта
1-й этап – подготовительный (Выявление проблемы, определение цели и задач).
Проблема: создание мини – музея «Подводный мир»
Цель:
развитие экологического и эстетического воспитания детей.
Была проведена предварительная работа:
- поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Море»;
- знакомство с литературными произведениями: Г. Косова «Азбука подводного мира», С. Сахаринов «Кто в море живёт?», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Г. Х. Андерсен «Русалочка»;
-разучивание стихов В. Орлова «Для чего морю наряды?», «Я рисую море», Ю. Дулепины «Осьминог», С. Баранова «Дельфины», пословиц и поговорок, пальчиковой гимнастики «Чайка», загадывание загадок, словотворчество;
- рассматривание репродукций картин И. К. Айвазовский «Ночь. Голубая волна», «Девятый вал», «Чёрное море», «Ураган на море», А. Рылов «Море. Камни», «В голубом просторе», А. Боголюбов «Парусник в море»;
- прослушивание песен «Дельфины» на стихи С. Козлова из мультфильма «В порту»; Дебюсси К. «Море», эскиз для симфонического оркестра, «Разговор ветра с морем»; Равель М. «Игра воды»;
- просмотр мультфильмов «Разноцветная семейка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Русалочка», «В поисках Немо», «Подводная братва».
Содержание работы с детьми:
На первом этапе реализации проекта была выбрана тема совместно с детьми, определили место для музея, разработали модель мини-музея, подобрали оборудование, экспонаты совместно с детьми и родителями, провела устный опрос
знаний детей о музее, беседовали с детьми о музее, его значении, о роли людей в его создании, составили картотеки описания экспонатов, совместно изготовляли с детьми панно.
Содержание работы с родителями:
С родителями было проведено анкетирование с целью выявления знаний о музеях. Групповое родительское собрание на тему «Роль музея в развитии познавательной активности детей».
Привлекла внимание родителей в создании мини-музея в группе.
2-й этап – реализация.
Цель:
Разработка методических материалов
Содержание работы с детьми:
1. Совместная творческая и исследовательская деятельность: изготовление панно, коллажей, лепка и рисование экспонатов, эксперименты, исследования, театрализация.
2. Экскурсии для детей других групп
3. Наблюдения за самостоятельной деятельностью в пространстве мини-музея.
Содержание работы с родителями:
Посещение мини-музея в группе
Конкурс совместных творческих работ с детьми на тему «Золотая рыбка»
Консультация «В жаркий день – на пляже, в бассейне».
Фотовыставка «Подружись с волной!».
Родители записывают, придуманный ребёнком, рассказ о морском обитателе, помогают оформить рисунками.
На заключительном этапе целью, которого являлась:
оценка и представление результатов реализации проекта, с детьми был проведён устный опрос знаний о музее, где дети показали более высокий уровень знаний. А также выявление уровня умений и навыков исследовательской деятельности. Оформили результаты в виде рисунков и рассказов о подводном мире
В содержании работы с родителями, также проходило анкетирование о роли мини-музея в развитии детей, выявление наиболее активных родителей-участников в создании мини-музея и анализ реализации проекта по созданию мини-музея.
Перспективы распространения проекта
Распространение результатов проекта предполагается в рамках ДОУ в форме:
- Презентация проекта, системы планирования познавательно-исследовательской деятельности в рамках мини-музея
- Показ открытых мероприятий по организации работы с детьми в мини-музее
- Самоанализ реализации проекта по созданию мини музея
План реализации проекта :
Виды деятельности:
1. Тематические занятия: «Медуза», «Катран», «Морской конёк», «Баклан», «Чайка», «Мидия», «Рапана», «Краб», «Дельфин», «Хамса»
Результаты: Знания о фауне моря, навыки поисковой деятельности, формирование экологически грамотного поведения в природе (Конспекты занятий)
4. Познавательные опыты с водой
Результаты: Формирование навыков поисковой деятельности (Картотека опытов и экспериментов)
5. Изобразительная деятельность: коллективная аппликация «В морских глубинах», роспись камней «Необыкновенные рыбки», украшения в морском стиле (кулоны и браслеты из ракушек)
Результаты: Творческий продукт изобразительной деятельности (Выставка)
6. Фотовыставка «Подружись с волной!»
Результаты: Творческий продукт (Выставка)
7. Собрание коллекции «Сокровища Чёрного моря» (ракушки)
Результаты: Формировать желание пользоваться специальной терминологией (Коллекция ракушек)
8. Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие на корабле», «Подводная экспедиция» Результаты: Формирование представлений о профессиях, связанных с морем (Фотографии)
9. Настольные игры: «Остров сокровищ», «Поймай рыбку», «Морское путешествие» Результаты: Представления детей об окружающем мире, развитие коммуникативных
навыков (Фотографии)
10. Подвижные игры : «Море волнуется», «Водяной», «Водолаз», «Рыбаки и рыбки» Результаты: Формирование двигательных навыков (Описание игр)
11. Театрализация "Под грибом", танец «маленьких лягушат».
12. Домашнее задание для детей и родителей - составление описательного рассказа о морском обитателе с детскими рисунками
Результаты: Содействие сотрудничеству детей и взрослых (Описательный рассказ о морском обитателе с рисунком)
На базе мини-музея или с использованием его коллекций можно проводить
занятия по разным видам деятельности.
В практической деятельности я убедилась, что дети в процессе правильно организованной проектной деятельности мини-музея учатся самостоятельно добывать знания, находить ответы на поставленные вопросы.
После завершения проекта дети достигли планируемого результата
- имеют представления об обитателях подводного мира, через музейную среду, будет развиваться уровень экологической культуры и бережное отношение к природе в целом.
- владеют понятиями «морские животные», «рыбы», «моллюски» и т. п. ;
- имеют простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения (плавает, ползает, способах маскировки, об уникальности каждого вида;
- знают о взаимосвязи с другими обитателями;
- имеют представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;
- сформированы первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе;
- составляю описательный рассказ о морском обитателе с использованием опорной схемы.
Наш мини-музей продолжает собирать новые экспозиции, фотографии, интересные идеи, встречает своих посетителей, а значит, продолжает жить.
Мини-музеи в группах позволили воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных видов занятий, развивают воображение, речь, интеллект, эмоциональную сферу ребенка. Мы считаем, что любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.