Приложение МААМ

Проект мини-музея «Подводный мир»

Александра Кузьмина
Проект мини-музея «Подводный мир»
▼ Скачать + Заказать документы

На современном этапе, когда мир находится на грани экологической катастрофы, и под угрозой исчезновения находиться будущее всего человечества, ни один здравомыслящий человек не станет отрицать, что экологическое образование является одной из актуальных проблем современности. Разумное отношение к природе, окружающему миру должно стать одним из критериев оценки нравственности каждого человека.

Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического образования является дошкольный возраст. Поскольку в этот период происходит становление качеств человеческой личности, закладываются основы экологической культуры. Нужно закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологической чистоте окружающей среды. Поэтому важно научить детей беречь красоту природы, чтобы он достаточно рано понял, как ценно здоровье, и стремился к здоровому образу жизни. Немаловажным фактором в формировании экологического сознания детей является правильная организация эколого-развивающей среды в ДОУ.

Публикация «Проект мини-музея „Подводный мир“» размещена в разделах

Эколого-развивающая среда - важное условие экологического образования детей дошкольного возраста. Организованная в соответствии с педагогическими и санитарно-гигиеническими требованиями, такая среда выполняет множество функций (они представлены на слайде) (развивающая, адаптационная, оздоровительная, корректирующая, воспитательная, познавательная, практико-ориентировочная и др., она обеспечивает постоянное общение с природой, способствует воспитанию основ экологической культуры, формированию экологически целесообразного поведения, экологизации различных видов деятельности.

Природа с её необычным разнообразием явлений, животных и растений производит на детей сильное впечатление. Непосредственное общение с природой дает ребенку более яркие представления, чем книжки, картинки и рассказы взрослых. Разнообразие растительного и животного мира на участке детского сада, правильная с экологической точки зрения организация зоны природы в помещении дошкольного учреждения составляют развивающую экологическую среду, необходимую для воспитания детей, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.

Основными элементами эколого-развивающей среды в дошкольных учреждениях принято считать центр природы, зелёные зоны на участке,

центр экспериментирования.

В традиционные элементы природной среды входят: комната природы, зимний сад, живые уголки в группах, экологическая лаборатория. Однако каждая из этих форм должна соответствовать целям и задачам эколого-образовательной работы, способствовать реализации всех компонентов содержания экологического образования: познавательного, ценностного, деятельностного, нормативного. Более подробную информацию вы можете увидеть в таблице…

Заключение.

Говоря о специфике методики экологического воспитания дошкольников, следует отметить, что характерной чертой ее является непосредственный контакт ребенка с объектами природы, живое общение с растениями и животными, наблюдения и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения.

Итак, организация и оборудование зоны природы – это первый и чрезвычайно важный шаг на пути осуществления работы по экологическому воспитанию детей в детском саду: он позволяет осуществить содержательную работу по формированию начальной экологической культуры детей и взрослых.

Одним из средств экологического воспитания детей служит создание мини-музея в группе на экологическую тему.

И к вашему вниманию я хочу представить проект мини-музея в средней группе на тему «Подводный мир».

Вид проекта : фронтальный групповой исследовательский проект с заданным результатом и элементами творчества.

Планируемый результат:

- у детей расширяется представления об обитателях подводного мира, через музейную среду, будет развиваться уровень экологической культуры и бережное отношение к природе в целом.

- владеть понятиями «морские животные», «рыбы», «моллюски» и т. п. ;

- иметь простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения (плавает, ползает, способах маскировки, об уникальности каждого вида;

- знать о взаимосвязи с другими обитателями;

- иметь представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;

- сформировать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе;

- составлять описательный рассказ о морском обитателе с использованием опорной схемы

- реализация проекта через разные виды деятельности (дидактические игры, фотографии досугов, коллективная аппликация «В морских глубинах», поделки из природного материала (ракушки, камни, фотовыставка «Подружись с волной!»).

Цель: формирование знаний о животном мире, о мире морей, рек озер.

умение их различать и называть, формирование у детей целостного взгляда на природу, ответственного отношения к окружающей среде.

Для достижения цели мною были определены следующие задачи:

Образовательная:

- Познакомить с разнообразием подводного мира, с его значимостью для всего живого на планете.

- Познакомить со строением и жизнедеятельностью обитателей подводного мира.

- Учить детей взаимодействовать с природными объектами.

- Формировать навыки исследовательской деятельности.

- Развивать умения и навыки работы с природным материалом.

Развивающая:

- Развивать умение сравнивать и анализировать.

- Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.

- Обогащать словарный запас детей и их знания о подводном мире.

- Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках.

Воспитательная:

- Воспитывать бережное отношение к природе.

- Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.

В основу решения этих задач положены следующие принципы:

-принцип учета возрастных особенностей дошкольников;

- принцип опоры на интересы ребенка;

-принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;

-принцип наглядности;

-принцип последовательности;

-принцип сотрудничества и взаимоуважения.

Руководители мини-музея : - воспитатель средней группы.

Структура управления мини-музеем : Руководители мини-музея планируют, координируют, контролируют работу в мини-музее.

Аспекты музейной деятельности:

Мини-музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей, развития художественных, изобразительных навыков.

Формы деятельности:

Игра

Беседа

Проблемная ситуация

Проектная деятельность

Экспериментирование

Игра-драматизация

Оформление мини-музея.

Оформление мини-музея : музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции мини-музея располагаются в специально отведенном месте, где на полках располагаются доступные для детей экспонаты.

В мини-музей входят следующие разделы:

Полочка красоты

Умные книжки

Рукотворный мир

Игралочка

Сделай сам

Коллекция ракушек

Фотовыстовка

В гостях у сказки

Сборник видеоматериала.

В разделах представлены: детская литература, картинки о подводном мире; дидактические игры на тему «Подводный мир», картотека подвижных игр, картотека опытно-экспериментальной деятельности, детские творческие работы, фотоальбом «Я на море», театральные костюмы, великолепное разнообразие подводного мира : ракушки, медузы, морские звезды, морские камушки, разноцветные рыбки, черепашки, а также раскраски обитателей подводного царства. В музее имеется и макет морского дна, в котором отражена жизнь удивительного подводного царства.

Проект реализован в три этапа: подготовительный, практический и заключительный.

Содержание проекта

1-й этап – подготовительный (Выявление проблемы, определение цели и задач).

Проблема: создание мини – музея «Подводный мир»

Цель:

развитие экологического и эстетического воспитания детей.

Была проведена предварительная работа:

- поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Море»;

- знакомство с литературными произведениями: Г. Косова «Азбука подводного мира», С. Сахаринов «Кто в море живёт?», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Г. Х. Андерсен «Русалочка»;

-разучивание стихов В. Орлова «Для чего морю наряды?», «Я рисую море», Ю. Дулепины «Осьминог», С. Баранова «Дельфины», пословиц и поговорок, пальчиковой гимнастики «Чайка», загадывание загадок, словотворчество;

- рассматривание репродукций картин И. К. Айвазовский «Ночь. Голубая волна», «Девятый вал», «Чёрное море», «Ураган на море», А. Рылов «Море. Камни», «В голубом просторе», А. Боголюбов «Парусник в море»;

- прослушивание песен «Дельфины» на стихи С. Козлова из мультфильма «В порту»; Дебюсси К. «Море», эскиз для симфонического оркестра, «Разговор ветра с морем»; Равель М. «Игра воды»;

- просмотр мультфильмов «Разноцветная семейка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Русалочка», «В поисках Немо», «Подводная братва».

Содержание работы с детьми:

На первом этапе реализации проекта была выбрана тема совместно с детьми, определили место для музея, разработали модель мини-музея, подобрали оборудование, экспонаты совместно с детьми и родителями, провела устный опрос

знаний детей о музее, беседовали с детьми о музее, его значении, о роли людей в его создании, составили картотеки описания экспонатов, совместно изготовляли с детьми панно.

Содержание работы с родителями:

С родителями было проведено анкетирование с целью выявления знаний о музеях. Групповое родительское собрание на тему «Роль музея в развитии познавательной активности детей».

Привлекла внимание родителей в создании мини-музея в группе.

2-й этап – реализация.

Цель:

Разработка методических материалов

Содержание работы с детьми:

1. Совместная творческая и исследовательская деятельность: изготовление панно, коллажей, лепка и рисование экспонатов, эксперименты, исследования, театрализация.

2. Экскурсии для детей других групп

3. Наблюдения за самостоятельной деятельностью в пространстве мини-музея.

Содержание работы с родителями:

Посещение мини-музея в группе

Конкурс совместных творческих работ с детьми на тему «Золотая рыбка»

Консультация «В жаркий день – на пляже, в бассейне».

Фотовыставка «Подружись с волной!».

Родители записывают, придуманный ребёнком, рассказ о морском обитателе, помогают оформить рисунками.

На заключительном этапе целью, которого являлась:

оценка и представление результатов реализации проекта, с детьми был проведён устный опрос знаний о музее, где дети показали более высокий уровень знаний. А также выявление уровня умений и навыков исследовательской деятельности. Оформили результаты в виде рисунков и рассказов о подводном мире

В содержании работы с родителями, также проходило анкетирование о роли мини-музея в развитии детей, выявление наиболее активных родителей-участников в создании мини-музея и анализ реализации проекта по созданию мини-музея.

Перспективы распространения проекта

Распространение результатов проекта предполагается в рамках ДОУ в форме:

- Презентация проекта, системы планирования познавательно-исследовательской деятельности в рамках мини-музея

- Показ открытых мероприятий по организации работы с детьми в мини-музее

- Самоанализ реализации проекта по созданию мини музея

План реализации проекта :

Виды деятельности:

1. Тематические занятия: «Медуза», «Катран», «Морской конёк», «Баклан», «Чайка», «Мидия», «Рапана», «Краб», «Дельфин», «Хамса»

Результаты: Знания о фауне моря, навыки поисковой деятельности, формирование экологически грамотного поведения в природе (Конспекты занятий)

4. Познавательные опыты с водой

Результаты: Формирование навыков поисковой деятельности (Картотека опытов и экспериментов)

5. Изобразительная деятельность: коллективная аппликация «В морских глубинах», роспись камней «Необыкновенные рыбки», украшения в морском стиле (кулоны и браслеты из ракушек)

Результаты: Творческий продукт изобразительной деятельности (Выставка)

6. Фотовыставка «Подружись с волной!»

Результаты: Творческий продукт (Выставка)

7. Собрание коллекции «Сокровища Чёрного моря» (ракушки)

Результаты: Формировать желание пользоваться специальной терминологией (Коллекция ракушек)

8. Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие на корабле», «Подводная экспедиция» Результаты: Формирование представлений о профессиях, связанных с морем (Фотографии)

9. Настольные игры: «Остров сокровищ», «Поймай рыбку», «Морское путешествие» Результаты: Представления детей об окружающем мире, развитие коммуникативных

навыков (Фотографии)

10. Подвижные игры : «Море волнуется», «Водяной», «Водолаз», «Рыбаки и рыбки» Результаты: Формирование двигательных навыков (Описание игр)

11. Театрализация "Под грибом", танец «маленьких лягушат».

12. Домашнее задание для детей и родителей - составление описательного рассказа о морском обитателе с детскими рисунками

Результаты: Содействие сотрудничеству детей и взрослых (Описательный рассказ о морском обитателе с рисунком)

На базе мини-музея или с использованием его коллекций можно проводить

занятия по разным видам деятельности.

В практической деятельности я убедилась, что дети в процессе правильно организованной проектной деятельности мини-музея учатся самостоятельно добывать знания, находить ответы на поставленные вопросы.

После завершения проекта дети достигли планируемого результата

- имеют представления об обитателях подводного мира, через музейную среду, будет развиваться уровень экологической культуры и бережное отношение к природе в целом.

- владеют понятиями «морские животные», «рыбы», «моллюски» и т. п. ;

- имеют простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения (плавает, ползает, способах маскировки, об уникальности каждого вида;

- знают о взаимосвязи с другими обитателями;

- имеют представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;

- сформированы первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе;

- составляю описательный рассказ о морском обитателе с использованием опорной схемы.

Наш мини-музей продолжает собирать новые экспозиции, фотографии, интересные идеи, встречает своих посетителей, а значит, продолжает жить.

Мини-музеи в группах позволили воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных видов занятий, развивают воображение, речь, интеллект, эмоциональную сферу ребенка. Мы считаем, что любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.

Публикации по теме:

Организация мини-музея в детском саду Создание мини-музеев в детском саду на сегодняшний день очень актуально. Это связано, во-первых, с тем, что мы живем в регионе, удаленном.

Паспорт мини-музея «Почтовая открытка» Мини – музей «Почтовая открытка» Создан под руководством воспитателя: Мелехиной М. С. Характеристика помещения: Музей размещается в холле.

Паспорт мини-музея «Русская матрешка» Паспорт мини - музея "Русская матрешка" Раздел: «Паспортные данные» Профиль: познавательно-исследовательский, творческий. Форма музея: мини.

План мини-музея «Цветок» Мини-музей «Цветок» Актуальность: По мнению ученых на земле насчитывается более чем 270 000 разновидностей цветов. И каждый цветок по-своему.

Презентация мини-музея «Горница» Презентация мини музей "Горница" Цель создания мини-музея «Горница" желание познакомить дошкольников с традициями, историей и культурой русского.

Презентация мини-музея «В гостях у сказки» Презентация мини музея. Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие.

Проект мини-музея «Почтовая открытка»Проект мини-музея «Почтовая открытка» Краткое описание проекта В нашем детском саду мы успешно используем метод проектов. Один из наших проектов — «Мини-музеи в детском саду».

Проект мини-музея «Чудеса из дерева» «Велика наша Россия И талантлив наш народ. О Руси родной умельцах На весь мир молва идет" Проблема. Катастрофическое ухудшение экологической.

Проект мини-музея «Юбилей Победы» Проект мини-музея "Юбилей Победы" "Земной поклон, солдат России, за ратный подвиг на земле". Цель проекта: воспитание гражданско-патриотических.

Проект «Организация мини-музея «Дружба народов» Проект «Организация мини-музея «Дружба народов» Афанасьева Ольга Викторовна Резюме-анонс проекта Данный проект был задуман и реализован.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект мини-музея «Подводный мир»
Опубликовано: 15 октября 2019 в 21:05
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект мини-музея «Подводный мир»» (включая файлы) размещена пользователем Александра Кузьмина (УИ 448480) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД