Чулпана Мироманова
Правовое воспитание дошкольников (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Данная презентация может быть использована для организации занятий по правовому воспитанию детей подготовительной к школе группе, для ознакомления педагогов и родителей с правами ребенка.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида №10
Выступление на педсовете
от 30.11.2015г.
(с использованием
мультимедийной
презентации)
Публикация «Правовое воспитание дошкольников (из опыта работы)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
Правовое воспитание дошкольников
Воспитатель
Мироманова Ч. Р.
г. Подольск
СЛАЙД 1
Сегодняшние дети – будущее нашей страны. Понимая, что дети - самое дорогое, что есть в любом обществе, взрослые стоят перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребенка, спасти поколение, которое должно нас сменить?
СЛАЙД 2
Институт семьи и права становится все менее популярен. Растет число неполных семей. Снижается воспитательный потенциал семей. Наблюдается тенденция к увеличению числа детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Растет число безнадзорных детей, детей улиц, «социальных сирот»- то есть сирот при живых родителях.
СЛАЙД 3
Кроме того, сейчас активно обсуждается проблема домашнего насилия. Приводятся страшные факты жестокого обращения с детьми. Родители нередко используют методы физического воздействия и психологического давления.
СЛАЙД 4
Социальные, экономические и идеологические изменения, происходящие в России в настоящее время, не могут оставить без изменения систему дошкольного воспитания и образования. И вопрос об обязательном обеспечении интересов и прав детей, создание необходимых условий для их развития, вышел здесь на первое место.
СЛАЙД 5
«Права ребенка надо знать! Не только знать, но и соблюдать!» - таков девиз муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида № 10 «Сказка».
СЛАЙД 6
Я начала строить свою работу по правовому воспитанию дошкольников с изучения документа высокого международного стандарта и педагогического значения - Конвенции о правах ребенка.
СЛАЙД 7
Данный документ провозглашает ребенка полноценной личностью и призывает строить отношения родителей с детьми на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм и бережное отношение к ребенку.
СЛАЙД 8
Доктор педагогических наук С. Козлова отмечает, что нужно сформировать у ребенка представление о самом себе, о его правах и обязанностях, оценивать отношение к социальным явлениям, фактам, событиям, уметь применять полученную информацию в разнообразных формах собственной деятельности.
СЛАЙД 9
Моя воспитательная работа строится таким образом, чтобы все идеи и принципы Конвенции усваивались не только в их правовом содержании, но и становились нравственной основой непосредственного общения с другими людьми, регулятором жизнедеятельности. Ребёнок, приученный в дошкольные годы искать и находить взаимоприемлемые решения в согласии с другими людьми, в своей уже взрослой жизни не будет прибегать к ущемлению прав других людей.
Таким образом, цель моего исследования заключается в формировании правового самосознания дошкольника и в обеспечении на этой основе сознательного и активного поведения, соответствующего правам и обязанностям каждого члена общества.
СЛАЙД 10
С целью выявления уровня правовой культуры, мною был проведен анализ сформированности данных интегративных качеств у детей старшего дошкольного возраста, где были использованы инновационные методики.
СЛАЙД 11
Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения.
СЛАЙД 12
Организуя работу по данному направлению, я опиралась на ведущие для дошкольников виды деятельности : игровую и художественно-продуктивную.
СЛАЙД 13
Проводились:
• ролевые, театрализованные и дидактические игры;
• игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных навыков и умений.
Однако знакомство детей с правами человека на материале сказок нужно проводить очень осторожно - ведь в сказках существует совсем иная оценка действий героев. Использование правовой системы оценок может привести к искажению детского восприятия мира сказок, к осуждению положительных героев и оправданию злодеев.
СЛАЙД 14
Учитывались физиологические, психологические особенности детей группы, в которой проводилась данная работа. Использовались такие формы и приемы, как встреча со знакомыми сказочными героями, тематические праздники, концерты, минутки вхождения в день, досуги («Правознай-ка», «Копилка умных слов», беседа «В зеркале детского восприятия»,
СЛАЙД 15
Параллельно проводилась работа с родителями, она строилась на основе взаимодоверия, доброжелательного отношения друг к другу. Использовала такие формы работы, как:
анкетирование
родительская гостиная «Имею право»
дни открытых дверей
«Правовой калейдоскоп»
выставка совместных работ «Мой мир на голубой планете»
создание альбома «Семейные традиции»
проект «Генеалогическое древо»
СЛАЙД 16
Подготовка проекта «Генеалогическое древо», по словам родителей, подарило много радости и удовольствия от общения со своими детьми и другими членами семьи. «Верим, что именно наш ребенок станет веточкой, которая будет развиваться, укрепляться, неся мир, добро и процветание нашему семейному древу. Ведь народная мудрость гласит: «Без прошлого нет будущего».
СЛАЙД 17
Результатами работы стали позитивные сдвиги в поведении как взрослых, так и детей, в том числе осознание своих прав, развитие самооценки. В ходе обучения дети приобрели устойчивые представления о своих правах :
СЛАЙД 18
на любовь, заботу и внимание со стороны взрослых,
СЛАЙД 19
на приемлемый уровень жизни, на отдых, на защиту от всех форм насилия.
СЛАЙД 20
Дети научились относить свои поступки и поступки других людей к хорошим или плохим, усвоили оценки поступков, которые дают взрослые, и сами начали правильно оценивать их и правильно поступать.
СЛАЙД 21
Дети переживают случаи нарушения прав героев сказок, помнят о них, стремятся сами быть лучше.
СЛАЙД 22
Совместная работа педагогического коллектива и семьи по проблеме правового воспитания дошкольников помогла взрослым и детям стать ближе, научила прислушиваться друг к другу и понимать друг друга.
СЛАЙД 23
Мои дальнейшие планы:
пополнять свои знания, изучая материалы и работы своих коллег, а также новинки методической и научно-исследовательской литературы по данной проблеме;
совершенствовать умения и навыки в работе с детьми по воспитанию правовой культуры, также разрабатывать инновационные технологии, необходимые для наиболее успешной работы по данной области на основе региональной культуры.
СЛАЙД 24
Благодарю за внимание!