Наталья Сыркина
Интегрированная образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию «Мы имеем право» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать основы правового сознания у старших дошкольников.
Задачи по реализации образовательных областей :
Область «Познание :
Продолжать знакомить детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав человека.
Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающим
Область «Коммуникация» :
Развивать правильное и точное построение высказывания, помогать детям более точно характеризовать объект, ситуацию.
Область «Безопасность» :
Закреплять умение называть свои фамилию, имя, отчество,
Публикация «Интегрированная образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию „Мы имеем право“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
Материал и оборудование: проектор, экран, коляска с куклой, колокольчик, мяч, мультимедийные презентации «Права сказочных героев», иллюстрации на каждого ребенка для игры «Ступеньки образования», атрибуты для театрализации отрывка из сказки «Приключения Буратино»
Ход.
Звучит музыка, на экране появляется картинка сказочной страны
Дети подходят к воспитателю.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите на экран, что вы видите?
Дети: - Это волшебная страна.
Воспитатель: - Правильно, и сегодня я приглашаю вас в путешествие по сказочной стране, которая называется «Наши права». Мы с вами вспомним сказочных героев, которые знакомы нам с детства, и посмотрим, не нарушаются ли их права.
Воспитатель: - А как вы думаете, у всех людей есть права? У детей есть права? Что такое права?
Дети: - Права, это то, что разрешено человеку обществом и государством. Это то, что человек может и хочет делать без вреда для себя и других людей.
Дети: - Это возможность пользоваться различными благами, пользоваться чем-то нужным и необходимым. (например бесплатной медицинской помощью).
Звучит звуковой сигнал.
Воспитатель: - Прозвучал сигнал, который означает, что мы начинаем наше путешествие.
Игра: «Право на имя»
Слышен плач младенца. Появляется коляска с ребенком.
Воспитатель: - Ребята, кто это?
Дети: - Младенец.
Воспитатель: - Как вы думаете, когда ребенок только-только появляется на свет, что дают ему родители?
Дети: - Имя.
Воспитатель: - Зачем человеку нужны имя, фамилия и отчество?
Дети: - Чтобы все знали, из какой семьи человек, кто его родители.
Воспитатель: - Наш малыш еще совсем маленький, но он, как и все имеет право на имя.
Ребенок:
Только ты на свет родился,
Право первое твое :
Получи, чтоб им гордиться –
Имя личное свое.
Воспитатель: - Давайте мы придумаем нашему малышу имя, и фамилию.
Дети предлагают разные имена, воспитатель выбирает ребенку имя, и фамилию.
Воспитатель: - Имя сопровождает человека всю жизнь, сейчас наш младенец маленький, и имя у него тоже маленькое, а когда он вырастет, как его будут звать?
Дети называют полное имя малыша.
Воспитатель: - Сейчас вы еще тоже маленькие, и имена у вас маленькие. Когда вы подрастете, то и имена ваши тоже подрастут. Давайте познакомимся с нашим малышом. Будем передавать его друг другу, называть ваше полное имя, фамилию и отчество. Только делать это надо осторожно, ведь малыш еще очень маленький, и необходимо заботится о его жизни и здоровье.
Игра: «Назови свое имя» (в кругу)
Дети по очереди передают младенца друг другу, называют свое имя, фамилию и отчество.
Игра: «Что означают наши имена» (на стульчиках)
Воспитатель: - Вот мы и познакомились с малышом, но посмотрите, ребенок уснул. Теперь мы его положим в коляску, путь немного отдохнет, а мы тихонечко пройдем на стульчики, чтоб его не разбудить.
Коляска отставляется в сторону. Дети проходят на стульчики.
Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, что имя человека пришло из далекого прошлого, и каждое имя, что то обозначает? Меня зовут Наталья Анатольевна, а когда я была маленькой, моя мама называла меня Наташа, и мое имя в переводе с греческого языка обозначает – родная. Кто-нибудь из вас знает, что означают ваши имена?
Дети называют значение своих имен (сидя)
Артём – невредимый, Даниил – прорицатель, Константин – постоянный, Максим – величайший, Алина - другая, чужая, Анастасия - возвращенная к жизни Мария - любимая, Савелий – стрелец, Ярослав – яростный, Ксения – гостья, Иван - бог даровал, Вадим - спорщик.
Беседа право на семью.
Воспитатель: - Видите, ребята, какие красивые у вас имена. А кто дал вам эти имена?
Дети: - Имена нам дали наши родители – мама и папа.
Воспитатель:- Кто входит в состав семьи?
Воспитатель:- Как относятся члены семьи друг к другу? Что почувствует человек, если он лишится семьи? У всех ли есть семья? Любите ли вы свою семью?
Воспитатель: - В нашей волшебной стране есть необычная картинная галерея. Любовь к своим родителям наши юные художники выразили в рисунках. Сейчас они немного расскажут о своих семьях.
Алина. Я нарисовала бабочку. У нее два крылышка. Одно крылышко – это я, а другое – моя мама. Папа – это тело бабочки, которое нас держит, и мы папу крепко любим.
Ульяна. Это мой дом. Если заглянуть в окошко, там можно увидеть моих родных, которые ждут меня и любят, а я берегу их и помогаю им.
Ксюша. Когда я думаю о том, как можно изобразить нашу семью, то представляю сердечко, солнышко или цветок. Все это вызывает улыбку и напоминает о любимой семье.
Артем. Для меня семья – это крепкий орешек: мама и папа – две скорлупки, которые обнимают и оберегают самое главное для них – меня!
Даниил Н. А я нарисовал светофор. Папа – красный свет, он строгий, мама – желтый, она оберегает и предупреждает, а я – зеленый, мне почти все можно. Без этих трех цветов светофор не сможет руководить нашей жизнью.
Воспитатель: - Как вы думаете, каким правом пользуются дети, когда они живут со своей семьей?
Дети: - Право детей на семью, заботу со стороны взрослых.
Очень трудно самому
Жить на свете одному.
Правом с Мамой жить и с Папой
Пользуйтесь везде, ребята.
Воспитатель: - Сейчас я приглашаю вас в кинотеатр. Чтобы на экране появилось изображение, необходимо отгадать загадку.
Он, конечно, самый главный
Озорник-шалун забавный.
Он в огромной синей шляпе
Неумеха и растяпа.
На экране появляется Незнайка.
Воспитатель: - Что обозначает его имя? У Незнайки было много друзей, давайте вспомним, как их звали, и почему им дали такие имена?
Показ на экране друзей Незнайки.
На экране появляется герой из сказки, дети по одному называют имена и объясняют их значение. (Пончик, Сиропчик, Винтик, Шпунтик, Тюбик, Знайка, Доктор Пилюлькин, Синеглазка).
Воспитатель: - У Незнайки так много друзей. А у вас есть в группе друзья? (Да). Для чего нужны друзья?
Дети: - Без друзей на свете очень трудно, друг всегда придет на помощь, подскажет, поможет в трудную минуту, из беды выручит, с другом интересно играть, общаться.
Игра: «Карусель дружбы»
Воспитатель: - Мы с вами отправляемся дальше в наше путешествие, и для этого я вас приглашаю на волшебную карусель. Чтобы она заработала, нам надо вспомнить, какие пословицы и поговорки о дружбе вы знаете?
У воспитателя в руках палочка, к которой привязаны ниточки по количеству детей. Дети по очереди берут ниточку и называют пословицы о дружбе, так получается «карусель». После чего дети бегут «Круг дружбы»
1. Дружба - великая сила. (Уля)
2. Дружба крепка не лестью, а правдой и честью. (Ярослав)
3. Без беды друга не узнаешь. (Ксюша)
4. Маленькая дружба лучше большой ссоры. (Даниил Н)
5. Друга на деньги не купишь. (Макс)
6. Для дорогого друга - ворота настежь. (Елисей)
7. Дерево держится корнями, а человек друзьями. (Алина)
8. Лучше друг верный, чем камень драгоценный. (Костя)
9. Не бросай друга в беде. (Саша)
10. Нет друга - ищи, нашёл - береги. (Настя Б)
Игра: «Право на жильё и его неприкосновенность».
Воспитатель: - Мы прокатились на «Карусели дружбы», теперь снова проходим в кинотеатр.
В сказочной стране встречает нас много героев из разных сказок, сейчас дети будут загадывать загадки, и если ответ будет правильным, сказка появится на экране.
Дети загадывают друг другу загадки
На мультимедиа появляются иллюстрации из сказок
1. Три братца дружно строят дом,
Тепло, уютно будет в нём.
В работе братцы знают толк,
Не сможет в дом пробраться волк.
(Три поросёнка)
2. Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кто же были эти Маленькие дети?
(Семеро козлят)
3. Домик в поле появился,
Он в жилище превратился
Для мышонка и синицы,
Зайца, волка и лисицы.
(Теремок)
4. На маленькой лесной опушке
Стоят две сказочных избушки.
У зайчонка тёплый дом,
У лисы покрыт он льдом.
(Заюшкина избушка)
Воспитатель: - Ребята, во всех этих сказках у героев нарушены какие-то права. Внимательно посмотрите на экран, подумайте, и скажите, какие права нарушены?
Дети: - Право на неприкосновенность жилья.
Воспитатель: - Ребята, скажите, как нужно оберегать свое жильё?
Дети: - Не пускать в дом посторонних, не открывать двери незнакомым людям, смотреть в глазок, прежде чем открыть дверь, не говорить свой домашний адрес.
Воспитатель: - Правильно, ребята, законы надо соблюдать, а для чего это надо делать, давайте вспомним.
Физминутка.
Закон пошел бродить по свету. У него особые приметы:
Кодекс, Декларация и право, Конституция и разные уставы.
Их знать должны все дети, учителя, студенты и даже президенты.
Все должны их исполнять, и прав друг друга не лишать.
Как хорошо, что есть права! Закон нас строго защищает.
И в нем важны нам все слова, они великой силой обладают.
Игра: «Право на образование».
Воспитатель: - Ребята, в нашей сказочной стране есть еще один славный герой, послушайте про него загадку.
Воспитатель загадывает загадку.
Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Воспитатель: Вспомните, чего хотел от Буратино папа Карло? И каким правом не захотел воспользовался Буратино?
Дети: - Папа Карло хотел, чтоб Буратино пошел в школу, но он не воспользовался правом на образование.
Воспитатель: - Давайте посмотрим, что же из этого получилось?
Отрывок из сказки «Приключение Буратино».
Входят Мальвина и Буратино
Мальвина: - Теперь я займусь вашим воспитанием и образованием. У вас в кармане два яблока.
Буратино: - Врете, ни одного. Мальвина: - Я говорю, предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько яблок у вас осталось?
Буратино: - Два.
Мальвина: - Почему?
Буратино: - Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись!
Мальвина: - У вас нет никаких способностей! Посмотрите, какие в этом саду дети образованные!
Буратино: - Давай, проверим!
Воспитатель: - Ребята, поиграем в игру «Подскажи словечко». Но будьте внимательны!
Если знаний полна голова,
Значит в школе получишь ты (пять)
Не умеешь читать и писать,
Значит, в школе получишь ты. (два)
Ты на друга посмотри,
Сколько глаз у друга (два)
Кто в малине знает толк?
Косолапый, бурый (медведь)
Буратино: - Я вам завидую, вы так много знаете. Пора и мне в школу!
Воспитатель: - Для чего нужно учиться?
Дети: - Получая образование человек становится умным, много знает затем он может найти себе хорошую работу.
Воспитатель: - Как вы думаете, когда и где человек начинает учиться?
Дети: - Дома, в детском саду, в школе, в институте.
Воспитатель: - Ребята, мы сегодня с вами путешествовали по волшебной стране, которая называется «Наши права». Все эти права для вас записаны на страницах мудрой книги для детей, которую составили для них взрослые люди. Называется эта книга «Конвенция о правах ребенка». Конвенция появляется на экране. Знайте свои права и никому не давайте их нарушать.
Мы имеем право играть и учиться!
Ты имеешь право отдыхать и трудиться!
Мы имеем право быть черным и белым.
Я имею право быть ловким и смелым.
Ты имеешь право иметь свое имя.
Ты имеешь право быть просто любимым!