Авраменко Светлана Александровна
Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста
Презентация на тему
«Экологическое воспитание детей младшего
дошкольного возраста
«Ребенок и окружающий мир»
«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».
В. А. Сухомлинский.
Публикация «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Актуальность поднимаемой темы заключается в том, что экологическое воспитание и образование дошкольников – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас.
Цели:
Основные цели экологического воспитания - это развитие и становление экологической культуры личности и общества, экологического сознания и мышления, духовного опыта взаимодействия человека к природе, обеспечивающего его выживание и развитие
Задачи:
1. Формирование у детей элементов экологического сознания.
2. Формирование практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе.
3. Воспитание гуманного отношения к природе
В процессе экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста в детском саду используют различные методы: наглядные (наблюдение, демонстрация); практические (игра, труд); словесные (рассказы воспитателя, чтение художественных произведений, беседы) и экспериментальные (поисковые действия).
Важную роль в познании малышами объектов природы играет наблюдение, являющимся основным методом ознакомления детей с природой. Наблюдение это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности
Основным содержанием наблюдений детей младшего дошкольного возраста в уголке природы становятся рост и развитие растений, изменения, происходящие с ними в зависимости от сезона. Дети должны знать, что растения для своего роста нуждаются в свете, влаге, тепле, почвенном питании
Воспитатель для малышей может организовывать экскурсии по экологической тропе, находящейся на территории детского сада.
Прогулки и экскурсии обеспечивают непосредственное общение детей с природой в разные времена года.
Малыши наблюдают за предметами и явлениями природы в естественных условиях, во всем их многообразии и фиксируют это в календаре природы.
Важное место в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста принадлежит экологическим играм.
Игра - это ведущий вид деятельности ребенка, являющейся неотъемлемой частью образовательного процесса детского сада.
Дидактические игры экологического содержания помогают уточнять, закреплять, обобщать и систематизировать знания.
Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы.
В играх с использованием различных предметов природы (листья, семена, фрукты, овощи) уточняются, конкретизируются и обогащаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектов природы.
В играх типа лото, домино, разрезные и парные картинки уточняются, систематизируются знания детей о растениях, животных, явлениях живой и неживой природы («Четыре времени года», «Собери картинку»).
Основное требование заключается в том, чтобы предметы на картинках были знакомы малышам.
Для младших групп необходимо давать детям целую картинку для рассматривания, прежде чем будет дано задание — сложить целую картинку из ее частей.
Словесные игры проводятся для закрепления у детей знаний о свойствах и признаках тех или иных предметов («Когда это бывает?», «В воде, воздухе, на земле», «Съедобное – не съедобное»…
Особенно детям младшего дошкольного возраста нравятся подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни: «Наседка и цыплята», «Лохматый пёс», «Мыши и кот» и т. д.
Интересной и нетрадиционной формой работы является организация и проведение творческих игр «Путешествие в деревню», «Поход в лес» и т. д.
Работа в природе рассматривается как один из основных методов ознакомления дошкольников с природой.
Воспитатель учит детей осознавать, что уход направлен на удовлетворение потребностей растений и животных.
Постепенно малыши прослеживают и полностью начинают понимать зависимость жизни и состояния растений и животных от труда человека.
В словесном методе воспитатель может использовать советы Е. И. Тихеевой: прежде чем читать тот или иной стишок, надо обязательно познакомить малышей с живым объектом или его изображением на картинке, т. е. те образы, которые предлагает ребенку живое слово, должны быть ему знакомы, связаны с его личными воспоминаниями, переживаниями.
Сказка является, одним из способов донести до ребенка всю прелесть окружающего мира. Она не только развлекает, но и ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. Детям младшего дошкольного возраста наиболее интересны сказки о животных.
аким образом, в работе по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой.
Эффективность решения задач экологического воспитания зависит от многократного и вариативного их использования. Они способствуют формированию у дошкольников отчетливых знаний об окружающем мире.