Получи документы

Экологическое воспитание детей посредством художественно-эстетической деятельности

Ганиева
Экологическое воспитание детей посредством художественно-эстетической деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

«Экологическое воспитание детей через художественно – эстетическую деятельность».

Мир, окружающей ребенка, - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.

В. Сухомлинский.

Экология – это то, что окружает нас.

Публикация «Экологическое воспитание детей посредством художественно-эстетической деятельности» размещена в разделах

Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен, экологический подход.

Художественная деятельность – это деятельность, в процессе которой создается и воспринимается произведения искусства. (Философский словарь).

Дошкольный возраст – период, когда закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается его эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Поэтому именно в дошкольном возрасте возможно и необходимо формировать у детей основы экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, сострадание, сопереживание, помогающие ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский, почувствовать чужую боль как свою собственную, можно утверждать, что применение художественно-эстетических средств в формировании у детей гуманного отношения к природе особенно эффективно. Это связано с тем, что чувства сострадания, сопереживания, успешно стимулирующийся, проявляющиеся и развивающиеся в процессе различных видов художественно-эстетической деятельности, определяют действенное отношение детей к природе.

Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний с использованием различных видов художественно-эстетической деятельности наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое, что стимулируется и подкрепляется художественно-эстетическими средствами.

Дети жаждут ярких впечатлений. И если не учить их умению находить красоту в неярком луговом цветке, если в них не развивать способность изумляться величайшей целесообразностью муравейника, либо очарованием или мощью и величием разнообразных погодных явлений, то вырастут люди с обедненной душой. Именно этому способствуют произведения различных видов искусства о природе и собственная художественно-эстетическая деятельность детей по изображению и отражению природных объектов.

Эстетическому воспитанию и восприятию природы с древних времен уделяли особое внимание и философы, и педагоги, начиная с Платона и Аристотеля. Особое внимание эстетической ценности природы придавал Жан Жак Руссо, отмечая роль рисования в общем развитии ребенка. Он говорил: «Я хочу, чтобы у него не было другого учителя, кроме самой природы…».

Художественное творчество, со своей стороны, развивает в ребенке чувство гармонии, присущей всем природным объектам и явлениям. Произведения искусства, также, как и реальная природа в ее многообразных проявлениях красок, форм, звуков, ароматов, служат важным средством познания окружающего мира, источником знаний о природном окружении и нравственно-эстетических чувств. Поэтому занятия по художественному творчеству являются важной составляющей формирования экологической культуры дошкольников. Причем здесь важен не просто просмотр картин, репродукций, а непосредственное наблюдение за окружающей действительностью, которая дает возможность использовать по максимуму закономерности, явления, нужные для занятий рисованием, лепкой, аппликацией.

На занятиях по рисованию мы с детьми провели такие занятия: «Осенний лес», «Грузовая машина», «Природа Башкортостана», «Сосна», «Ветка с ягодами», «Синие и красные птицы», «Человек», «Снеговик», Зимующие птицы».

Взаимосвязь изобразительной деятельности и ознакомление детей с природой обогащает как знания о мире, так и изобразительное творчество детей. Стремление передать образы природы в изобразительной деятельности приводит к углублению и уточнению знаний, представлений о природных объектах и явлениях, а так же обогащается содержание детского рисунка образами природы.

На занятия по лепке мы с детьми провели такие занятия: «Осенний натюрморт», «Овощи на тарелке», «Осеннее дерево», «Дымковская утка», «Овечка» «Оденем мальчиков и девочек», «Красивые птички».

На занятиях по аппликации с детьми провели такие занятия: «Троллейбус», «Башкирский национальный ковер», «На лесной полянке выросли грибы», «В лесу» «Нарядное платье для Салимы», «Белые снежинки»

На занятиях по художественному труду мы с детьми провели такие занятия: «Сказочная осень», «Дорога и светофор», «Осенний урожай» (коллективная работа, «Золотые березы», «Ветка рябины» (оригами, «Кошки на окошке», «Человек», «Нарядное платье для Салимы», «Снеговики в шапочках и шарфиках», «Снегири и яблочки».

Во всех этих занятиях будь оно рисование, лепка, аппликация или художественный труд мы закрепляем внешние особенности строения того или иного объекта природы, особенности среды обитания, цвет, форму, величину и т. д.

Познакомились с пейзажем И. Левитана «Золотая осень»; с натюрмортом «Яблоки на красном фоне» К. С. Петрова-Водкина; с картиной И. Шишкина «Зима»; картиной А. Гуляева «Новый год».

В своих рисунках, лепке, аппликациях дети изображают родную природу в разные времена года, в разную погоду. Ребята вырезают и приклеивают цветы, составляют декоративные композиции из цветов, листьев, веточек; лепят рыбок, птиц, зверей. Красота любого природного явления вызывает восторженный отклик в душе ребенка.

Созерцание природы приводит к углублению, расширению и уточнению представлений детей о мире и способствует их интеллектуальному, эмоциональному, нравственному и эстетическому развитию.

Развитию творчества способствует организация наблюдений в природе. У детей развивается наблюдательность. Дети начинают замечать, что в природе цвета очень различные.

В процессе своей работы исключительно важное значение, я придаю творческому и эстетическому развитию детей. Но творить без определённых знаний детям не так то и легко. Поэтому с помощью игр, познавательных бесед, наблюдений, чтения художественной литературы и рассматривания к ней иллюстраций, я стараюсь донести до детей красоту окружающего мира, воспитываю эмоциональную отзывчивость к красоте природы.

Заключение

Таким образом, главная роль в процессе формирования экологической культуры через художественно – эстетическое развитие детей дошкольного возраста отводится педагогам. Педагог должен найти такие педагогические методы и приемы, которые способны пробудить у детей интерес, вызвать эмоциональное отношение к изображаемому, желание оценить свои работы, заметить в них разнообразие форм, яркость цветосочетаний, ритмический повтор, расположение в пространстве и многое другое, которые, несомненно, будут транслироваться с изображения на реальный образ живой природы, и, следовательно, на бережное отношение к нему.

Муниципальное автономное дошкольное образованное учреждение детский сад №26 «Золотая рыбка» комбинированного вида городского округа город Кумертау Республики Башкортостан

Сообщение на тему: «Экологическое воспитание детей

через художественно - эстетическую деятельность».

Подготовила: Ганиева Р. Р.

Кумертау 2020.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактической игры» Здравствуйте уважаемые коллеги! Всем доброго времени суток! Сегодня я хотела бы представить свой опыт работы по экологическому воспитанию.

Анализ художественно-эстетической деятельности. Рисование «Друзья для Колобка» Анализ художественно-эстетической деятельности (рисование)Возраст детей: младший дошкольный возраст 3 - 4 года Ф. И. наблюдателя Афанасьева.

Фотоотчёт о мастер-классе «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в художественно-эстетической деятельности»Фотоотчёт о мастер-классе «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в художественно-эстетической деятельности» Мастер-класс для родителей- "Изготовление объёмной поделки «Павлин» из цветной бумаги». Для развития мелкой моторики руки, важно, чтобы.

Мастер — класс по художественно — эстетической деятельности «Нетрадиционное рисование в жанре пуантилизм»Мастер — класс по художественно — эстетической деятельности «Нетрадиционное рисование в жанре пуантилизм» Уважаемые коллеги! В рамках образовательного педагогического форума на базе нашего детского сада провела мастер-класс для коллег из другого.

Проект «Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с сезонными изменениями в природе» Тема проекта: Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с сезонными изменениями в природе. Осень как время года. Актуальность.

Педсовет «Воспитание патриотических чувств к родному городу посредством художественно-творческой деятельности» Возраст: 5-6 лет. Образовательная область: "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие". Тема: "Воспитание патриотических.

Проект в старшей группе «Волшебница-вода». Экологическое воспитание детей средствами экспериментальной деятельностиПроект в старшей группе «Волшебница-вода». Экологическое воспитание детей средствами экспериментальной деятельности Проект в старшей группе «Волшебница – вода»Вид проекта: познавательно-исследовательский Срок реализации: краткосрочный (1 неделя) Участники.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности В связи с вступлением в силу приказа Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного.

Экологическое воспитание детей посредством театрализованной деятельностиЭкологическое воспитание детей посредством театрализованной деятельности Одна из острейших проблем современности – экологическая проблема. Будущее зависит от компетентного участия в их решении, от уровня экологической.

Экологическое воспитание старших дошкольников посредством информационно-познавательного проекта «В мире животных»Экологическое воспитание старших дошкольников посредством информационно-познавательного проекта «В мире животных» Экологический проект по теме "В мире животных". Актуальность темы: Дети имеют недостаточные представления о животных, и их детёнышах, особенностях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание детей посредством художественно-эстетической деятельности
Опубликовано: 23 января 2021 в 13:10
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологическое воспитание детей посредством художественно-эстетической деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Ганиева (УИ 1993589) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД