Ганиева
Экологическое воспитание детей посредством художественно-эстетической деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Экологическое воспитание детей через художественно – эстетическую деятельность».
Мир, окружающей ребенка, - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.
В. Сухомлинский.
Экология – это то, что окружает нас.
Публикация «Экологическое воспитание детей посредством художественно-эстетической деятельности» размещена в разделах
Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен, экологический подход.
Художественная деятельность – это деятельность, в процессе которой создается и воспринимается произведения искусства. (Философский словарь).
Дошкольный возраст – период, когда закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается его эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Поэтому именно в дошкольном возрасте возможно и необходимо формировать у детей основы экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.
Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, сострадание, сопереживание, помогающие ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский, почувствовать чужую боль как свою собственную, можно утверждать, что применение художественно-эстетических средств в формировании у детей гуманного отношения к природе особенно эффективно. Это связано с тем, что чувства сострадания, сопереживания, успешно стимулирующийся, проявляющиеся и развивающиеся в процессе различных видов художественно-эстетической деятельности, определяют действенное отношение детей к природе.
Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний с использованием различных видов художественно-эстетической деятельности наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое, что стимулируется и подкрепляется художественно-эстетическими средствами.
Дети жаждут ярких впечатлений. И если не учить их умению находить красоту в неярком луговом цветке, если в них не развивать способность изумляться величайшей целесообразностью муравейника, либо очарованием или мощью и величием разнообразных погодных явлений, то вырастут люди с обедненной душой. Именно этому способствуют произведения различных видов искусства о природе и собственная художественно-эстетическая деятельность детей по изображению и отражению природных объектов.
Эстетическому воспитанию и восприятию природы с древних времен уделяли особое внимание и философы, и педагоги, начиная с Платона и Аристотеля. Особое внимание эстетической ценности природы придавал Жан Жак Руссо, отмечая роль рисования в общем развитии ребенка. Он говорил: «Я хочу, чтобы у него не было другого учителя, кроме самой природы…».
Художественное творчество, со своей стороны, развивает в ребенке чувство гармонии, присущей всем природным объектам и явлениям. Произведения искусства, также, как и реальная природа в ее многообразных проявлениях красок, форм, звуков, ароматов, служат важным средством познания окружающего мира, источником знаний о природном окружении и нравственно-эстетических чувств. Поэтому занятия по художественному творчеству являются важной составляющей формирования экологической культуры дошкольников. Причем здесь важен не просто просмотр картин, репродукций, а непосредственное наблюдение за окружающей действительностью, которая дает возможность использовать по максимуму закономерности, явления, нужные для занятий рисованием, лепкой, аппликацией.
На занятиях по рисованию мы с детьми провели такие занятия: «Осенний лес», «Грузовая машина», «Природа Башкортостана», «Сосна», «Ветка с ягодами», «Синие и красные птицы», «Человек», «Снеговик», Зимующие птицы».
Взаимосвязь изобразительной деятельности и ознакомление детей с природой обогащает как знания о мире, так и изобразительное творчество детей. Стремление передать образы природы в изобразительной деятельности приводит к углублению и уточнению знаний, представлений о природных объектах и явлениях, а так же обогащается содержание детского рисунка образами природы.
На занятия по лепке мы с детьми провели такие занятия: «Осенний натюрморт», «Овощи на тарелке», «Осеннее дерево», «Дымковская утка», «Овечка» «Оденем мальчиков и девочек», «Красивые птички».
На занятиях по аппликации с детьми провели такие занятия: «Троллейбус», «Башкирский национальный ковер», «На лесной полянке выросли грибы», «В лесу» «Нарядное платье для Салимы», «Белые снежинки»
На занятиях по художественному труду мы с детьми провели такие занятия: «Сказочная осень», «Дорога и светофор», «Осенний урожай» (коллективная работа, «Золотые березы», «Ветка рябины» (оригами, «Кошки на окошке», «Человек», «Нарядное платье для Салимы», «Снеговики в шапочках и шарфиках», «Снегири и яблочки».
Во всех этих занятиях будь оно рисование, лепка, аппликация или художественный труд мы закрепляем внешние особенности строения того или иного объекта природы, особенности среды обитания, цвет, форму, величину и т. д.
Познакомились с пейзажем И. Левитана «Золотая осень»; с натюрмортом «Яблоки на красном фоне» К. С. Петрова-Водкина; с картиной И. Шишкина «Зима»; картиной А. Гуляева «Новый год».
В своих рисунках, лепке, аппликациях дети изображают родную природу в разные времена года, в разную погоду. Ребята вырезают и приклеивают цветы, составляют декоративные композиции из цветов, листьев, веточек; лепят рыбок, птиц, зверей. Красота любого природного явления вызывает восторженный отклик в душе ребенка.
Созерцание природы приводит к углублению, расширению и уточнению представлений детей о мире и способствует их интеллектуальному, эмоциональному, нравственному и эстетическому развитию.
Развитию творчества способствует организация наблюдений в природе. У детей развивается наблюдательность. Дети начинают замечать, что в природе цвета очень различные.
В процессе своей работы исключительно важное значение, я придаю творческому и эстетическому развитию детей. Но творить без определённых знаний детям не так то и легко. Поэтому с помощью игр, познавательных бесед, наблюдений, чтения художественной литературы и рассматривания к ней иллюстраций, я стараюсь донести до детей красоту окружающего мира, воспитываю эмоциональную отзывчивость к красоте природы.
Заключение
Таким образом, главная роль в процессе формирования экологической культуры через художественно – эстетическое развитие детей дошкольного возраста отводится педагогам. Педагог должен найти такие педагогические методы и приемы, которые способны пробудить у детей интерес, вызвать эмоциональное отношение к изображаемому, желание оценить свои работы, заметить в них разнообразие форм, яркость цветосочетаний, ритмический повтор, расположение в пространстве и многое другое, которые, несомненно, будут транслироваться с изображения на реальный образ живой природы, и, следовательно, на бережное отношение к нему.
Муниципальное автономное дошкольное образованное учреждение детский сад №26 «Золотая рыбка» комбинированного вида городского округа город Кумертау Республики Башкортостан
Сообщение на тему: «Экологическое воспитание детей
через художественно - эстетическую деятельность».
Подготовила: Ганиева Р. Р.
Кумертау 2020.