Татьяна Актисова
Организация театрализованной деятельности как средства речевого развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Организация театрализованной деятельности как средство речевого развития дошкольников
Театр – это волшебный мир, в котором ребенок
радуется, а играя, познает окружающее…
О. П. Радынова
Актуальность
В последние годы, к сожалению, увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи. А ясная, правильная речь – это залог продуктивного общения, уверенности, успешности в жизни.
Публикация «Организация театрализованной деятельности как средства речевого развития дошкольников» размещена в разделах
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Театрализованная деятельность является огромным стимулом для развития и совершенствования речи. Актер театра должен уметь четко произносить текст, выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, силу голоса, темп речи).
Дети учатся владеть своим голосом, мимикой, жестами, а главное – четкой артикуляцией. Участие детей в театрализованных играх способствует развитию памяти и взаимодействию друг с другом.
Задачи речевого развития в театрализованной деятельности
1. Учить детей связно, последовательно излагать свои мысли.
2. Формировать грамматический и лексический строй речи.
3. Развивать навыки активной, разговорной речи, совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
4. Развивать выразительную, интонационную сторону речи.
5. Пополнять и активизировать словарь детей
6. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей в разных видах театрализованной деятельности.
7. Воспитывать культуру речевого общения, умение согласованно действовать в коллективе.
8. Совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность через театрализованные игры, развивающие творческие способности дошкольников.
На что направлена театрализованная деятельность?
На развитие у ее участников возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции;
На развитие мышления, воображения, внимания, памяти;
На развитие фантазии;
На формирование волевых качеств;
На развитие навыков и умений (коммуникативных, организаторских, двигательных)
Влияние театрализованной игры на развитие речи ребенка
Театрализованная деятельность – это не просто игра, а еще и прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, а также развития мышления, воображения, внимания и памяти, что является психологической основой правильной речи.
Она стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса;
ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства (динамику, темп, жест, интонацию и др.); Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко и понятно для окружающих
совершенствуется артикуляционный аппарат;
формируется диалогическая, эмоционально насыщенная, выразительная речь.
Содержание театрализованной деятельности
Артикуляционная гимнастика.
Чистоговорки и скороговорки. Загадки.
Упражнения на воображение.
Упражнения на напряжение и расслабление мышц.
Упражнения на имитацию движения.
Упражнения на активизацию словарного запаса.
Упражнения на формирование разговорной речи.
Игры со словами и без слов.
Хороводные игры. Подвижные игры с героями.
Обыгрывание эпизодов.
Инсценирование сказок, потешек, стихов.
Показ театрализованных представлений.
Методы и приемы
1. Чтение художественных произведений, сказок, стихов.
2. Беседы с детьми.
3. Обыгрывание этюдов, театрализованных игр; инсценировки, драматизации.
4. Рассматривание иллюстраций.
5. Моделирование.
6. Показ кукольных спектаклей.
7. Упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной речи).
Классификация театрализованных игр
Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.
Видами драматизации являются:
игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
ролевые диалоги на основе текста;
инсценировки произведений;
постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду.
Пальчиковый театр
Способствует развитию речи, внимания, памяти; формирует пространственные представления;
развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений; повышает работоспособность, тонус коры головного мозга. Стимулирование кончиков пальцев, движение кистями рук, игра с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного развития.
Театр кукол Би-ба-бо
Развивает моторно-двигательную, зрительную, слуховую координацию;
Формирует творческие способности, артистизм;
Обогащает пассивный и активный словарь.
Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя (свою руку) с куклой.
(Театр тростевых кукол - голова прикрепляется к палке, руки действуют с помощью тростей.)
Театр на фланелеграфе
Театр картинок на фланелеграфе способствует внесению разнообразия игры в группе, делает её более интересной. Такие игры развивают творческие способности детей и содействуют их эстетическому воспитанию.
Маленькие дети очень любят рассматривать картинки в книгах, но если картинки показать двигающими, действующими, они получат ещё больше удовольствия.
Конусный, настольный театр
учат сопровождать движения пальцев речью;
помогает учить детей координировать движения рук и глаз;
побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.
Вывод
Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе лежит игра. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром, учатся его понимать. Через театрализованные игры мы развиваем у детей речевые умения и навыки, обеспечиваем эмоциональное благополучие. У детей значительно активизируется словарный запас в повседневной жизни, речь становится более яркой, эмоциональной.
Ну, и конечно, занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями и радостью творчества. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление нести в жизнь прекрасное и доброе.