Мария Болотина
Специфика связного речевого высказывания дошкольников с III уровнем речевого развития
▼ Скачать + Заказать документы
В теории и практике логопедии под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом) понимается такая форма речевой патологии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы : словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения. При этом оказываются нарушены как звуковая, так и смысловая стороны речи.
Связная речь невозможна без развития :
1) всех трех компонентов речевой системы : словарного запаса, грамматического строя и звукопроизношения;
Публикация «Специфика связного речевого высказывания дошкольников с III уровнем речевого развития» размещена в разделах
2) произносительной (звуковой) и семантической (смысловой) сторон речи.
Таким образом, формирование связной речи у детей – это изначально сложный процесс, который протекает намного сложнее, если имеется общее недоразвитие речи, а сложности овладения навыками связной контекстной речи у детей с ОНР можно объяснить недоразвитием ключевых компонентов языковой системы, а также вторичными отклонениями в развитии ведущих психических процессов.
Третий уровень речевого развития характеризуется развернутой фразовой речью с явными элементами недоразвития лексики, грамматики, фонетики.
У детей с третьим уровнем речевого развития обиходная речь развернутая, без грубых лексико-грамматических и фонетических ошибок. Однако присутствует неточное знание и употребление множества слов и недостаточная сформированность ряда грамматических форм и категорий языка. Понимание обиходной речи достаточно высокое, в отличие от понимания читаемого текста. Оно оказывается снижено из-за отдельных пробелов в развитии фонетики, лексики и грамматики.
Речевые возможности этих детей становятся выше, чем у детей со II уровнем речевого развития. Они способны составлять рассказы и пересказывать тексты. В самостоятельной речи дети используют простые распространенные предложения, а иногда и сложные, способны передать основное содержание короткого текста. Однако, недостаточность связной речи отчетливо проявляется в диалогах и монологах.
Таким образом, детям с третьим уровнем речевого развития подсильна связная монологическая речь, однако, именно в монологической речи ошибки употребления лексики, грамматики и звукопроизношения заметны сильнее всего. Ограниченность словарного запаса, отставание в овладении грамматикой затрудняют процесс развития связной речи, переход от диалогической формы речи к контекстной.