Ольга Котова
Контрольная работа по развитию речи дошкольников «Малые жанры фольклора»
▼ Скачать + Заказать документы
Контрольная работа по развитию речи дошкольников.
Фольклор — это устное народное творчество, собранное из народных традиций, легенд и народных верований, выраженное в пословицах, сказках и песнях, передаваемых из поколения в поколение.
Британский антиквар и писатель Уильям Джон Томс (1803–1885) впервые использовал этот термин в 1846 году.
Публикация «Контрольная работа по развитию речи дошкольников „Малые жанры фольклора“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Отличительные черты фольклора : устная форма, народность, вариативность, анонимность, коллективность, историчность, кумулятивность, контакт между исполнителем и слушателем, повторяемость, фундамент — традиции.
Основные жанры фольклора :
1. Эпические произведения: былины; бывальщины; былички; небылицы; поговорки; сказки; исторические песни; предания; легенды; сказы; пословицы.
2. Лирические произведения: частушки, колыбельные, обрядовые, семейные и любовные песни, похоронные причитания.
3. Драматические произведения: народные драмы.
Виды малых жанров фольклора :
*колыбельная песня
Колыбельная песня — это песня, исполняемая матерью или нянькой при укачивании ребёнка; особый лирический жанр, популярный в народной поэзии. Один из древнейших жанров фольклора.
Спи, дитя мое, усни
Сладкий сон к себе мани.
В няньки я к тебе взяла
Ветер, солнце и орла.
Улетел орел давно;
Солнце скрылось за горой;
Ветер после трех ночей
Мчится к матери своей.
Ветра спрашивает мать:
"Где изволил пропадать?
Али в звёзды воевал?
Али волны всё гонял?"
"Не гонял я волн морских,
Звёзд не трогал золотых,
Я дитя оберегал,
Колыбелечку качал!"
*пестушка
Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребенка, которые он совершает в самом начале своей жизни.
Та-та-та, та-та-та,
Вышла кошка за кота;
Кот ходит по лавочке,
Водит кошку за лапочки,
Топы-топы по лавочке,
Цапы-цапы за лапочки
*потешка
Потешка (от слова потешаться беззлобно подсмеиваться, подшучивать над кем-либо, чем-либо) - это небольшие стихотворения, предназначенные для развлечения маленьких детей и одновременно обучения необходимым знаниям.
А коток, коток, коток,
Кучерявенький лобок,
Украл у бабушки клубок,
И запрятал в уголок,
А бабушка догнала
За чубочек подрала.
*прибаутка
Прибаутки – это небольшие рассказы юмористического характера, забавляющие малыша своим содержанием или ритмической организацией. Обладают довольно незамысловатым сюжетом, могут исполняться как в прозаической, так и поэтической форме.
- Федул, что губы надул?
- Кафтан прожёг.
- Можно зашить?
- Да иглы нет.
А велика дыра?
- Один ворот остался.
*пословицы
Пословица — изречение в виде грамматически законченного предложения, в котором выражена народная мудрость в поучительной форме. Может иметь повествовательный и побудительный характер.
«Ученье свет, а не ученье»
«Делу время, а потехе час»
«Сделал дело – гуляй смело»
«Дело скуки не любит»
*поговорки
Поговорка — краткое высказывание, имеющее буквальное или образное значение. Фольклористика относит поговорки к фразеологизмам.
«Верному другу цены нет»
«Друг спорит, а недруг поддакивает»
«Друзья познаются в беде»
«Голова без ума — что фонарь без свечи»
*игры
Игра — тип осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в её результате, а в самом процессе.
Горелки с платочком.
Все участники игры встают парами друг за другом, водящий стоит впереди колонны и держит в руке над головой платочек.
Играющие говорят хором:
Гори, гори, масло,
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо,
Птички летят!
После слов «Птички летят!» игроки последней пары стремительно бегут вперёд, и кто из них первый возьмёт платочек, тот встаёт с водящим впереди колонны, а опоздавший «горит».
*заклички
Заклички - это обрядовые песни заклинательного характера, сопровождающие обряд кликания и включавшие обязательное словесное обращение
к объекту клича.
Дождик, дождик, веселей
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи —
Брызни в поле пуще:
Станет травка гуще!
Дождик, дождик, пуще,
Будет травка гуще.
Дождик, дождик, посильней,
Огород ты наш полей!
*считалки
Считалки — это небольшие стихотворные тексты с чёткой рифмо-ритмической структурой в шутливой форме, предназначенные для случайного избрания (обычно одного) участника из множества.
Раз, два, три, четыре,
Жили мошки на квартире.
Тут повадился к ним вдруг
Крестовик — большой паук.
Пять, шесть, семь, восемь,
Паука давай попросим:
«Ты, обжора, не ходи».
Ну-ка, Машенька, води!
*скороговорки
Скороговорка – это сочетание слов с таким подбором звуков, что их трудно произнести быстрым темпом не запинаясь. Они выполняют важную функцию: помогают научить ребёнка быстро и отчётливо говорить.
На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.
*загадки
Загадка — метафорическое выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним какое-нибудь, хотя бы отдалённое сходство; на основании этого выражения человек и должен отгадать задуманный предмет.
Я родился в день дождливый
Под осиной молодой,
Круглый, гладенький, красивый,
С ножкой толстой и прямой.
Устное народное творчество существовало еще и в дописьменную эпоху. Произведения фольклора передавались устно. Запоминали их как правило со слуха. Малые жанры фольклора с самого рождения сопровождают нас, они способствуют развитию ребенка.