Марина Малюгина
Опыт работы «Формирование этнической идентичности посредством сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
1-слайд
Уважаемые коллеги. Вашему вниманию предлагается презентация на тему: «Формирование этнической идентичности посредством сказки».
2-слайд
Введение
Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения.
Публикация «Опыт работы „Формирование этнической идентичности посредством сказки“» размещена в разделах
Одними из важнейших факторов, определяющих процесс формирования этнической идентичности, являются сохранность и полноценность существования этнических традиций в окружающем социуме.
3-слайд
Известный исследователь Лев Николаевич Гумилев отмечал, что «отсутствия традиции не достиг ни один этнос, ибо тогда бы он просто перестал существовать, растворившись среди соседей».
4-слайд
Актуальность проблемы формирования этнической идентичности дошкольников заключается в том, что современные дети мало знают о родной стране, особенностях народных традиций, особенности жизни, быта, передающиеся из поколения в поколение.
5-слайд
Цель данной темы. Восприятие интереса и любви к художественной литературе и фольклора.
Перед собой ставлю следующие задачи:
-Использовать художественную литературу как источник расширения и культурного обогащения мира ребёнка;
-Заинтересовывать детей слушать произведения разных жанров и тематики (сказка, рассказ, стихотворение, формы поэтического фольклора).
-Привлекать детей к совместному пересказу знакомых произведений, полной или частичной драматизации.
-Способствовать вовлечению родителей в систематическое чтение детских книг в семье.
6-слайд
Очень важно обращать внимание родителей к совместному сотрудничеству по приобщению детей к чтению художественной литературы.
7-слайд
Продолжаю работу по формированию интереса к книге. Предлагаю вниманию детей иллюстрированные издания знакомых произведений.
Объясняю, как важны в книге рисунки, показываю, как много интересного можно узнать, внимательно рассмотреть книжные иллюстрации.
Очень важно после рассказывания сказок учить детей отвечать на вопросы, связанные с содержанием, а так же на самые простые вопросы по художественной форме.
8,9-слайд
Для расширения знания дошкольников о книгах мы с детьми посещаем детскую городскую библиотеку. Ребята с большим интересом слушали рассказ библиотекаря. Она познакомила всех с разнообразием книг, журналов, по какому принципу они располагаются, рассказала о правильном обращении с книгами, как выбирать их и как вести себя в библиотеке.
10-слайд
С целью обучения, дошкольников по восприятию художественной литературы использую следующие методы и приёмы работы.
Словесный:
1. Выразительное чтение;
2. Повторное прочтение;
3. Беседа по произведению;
4. Вопросы к детям по содержанию произведения;
5. Прослушивание аудиозаписи.
Наглядный:
1. Показ иллюстраций, картинок, игрушек;
2. Элементы инсценировки.
Практический:
1. Сюжетно-ролевые игры;
2. Театрализованные игры;
3. Настольные игры
4. Пальчиковые игры;
11-слайд
Сказки занимают особое место в огромном многообразии жанров народного творчества. Все этнические сказки богаты неиссякаемой любовью к своему миру, своему народу, семье. Они учат ребенка добру, справедливости, честности, уважительному отношению к старшим.
12-слайд
В работе со сказкой нужно делать акцент не на приобретение необходимых знаний, умений. А на развитие личности, творческой сущности ребёнка.
13-слайд
Сказочный мир замечательно приспособлен для игр. Композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и очень определённые по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, причинно-следственные связи, явления, доступные пониманию дошкольника, результаты разных поступков-всё это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей.
14-слайд
Сказка заставляет ребенка сопереживать и внутренне содействовать персонажам. В результате этого сопереживания у ребенка появляются не только новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, но и самое главное – новое эмоциональное отношение к ним. Используя сказочные предметы, мотивации в разных видах деятельности, можно, как показывает опыт, успешно развивать творческий потенциал детей.
15-слайд
Сказочные образы дают определенные сведения об окружающем мире, формируют первые ступени этнической идентичности. Очень важно, чтобы сказка оставалась такой, какая она есть: доброй и строгой, справедливой и умной.
16-слайд
Таким образом, анализируя поставленные цели и задачи невозможно представить подрастающее поколение без русской традиции и культуры.
17-слайд
Спасибо за внимание.