МААМ-картинки

Презентация «Классификации нарушений речи»

Юлия Хасанова
Презентация «Классификации нарушений речи»
▼ Скачать + Заказать документы

Классификации нарушений речи

(по материалам «Как правильно писать логопедическое заключение. Методические рекомендации по логопедической диагностике» Р. И. Лалаева)

По мнению Р. И. Лалаевой, логопедические заключения по-разному определяются и формулируются в различных регионах, городах, районах. Так, имеются различия в подходе московской и петербургской логопедических школ к формулировке логопедических заключений. Отмечается также несовпадение заключений, соответствующих классификации нарушений речи, с требованиями педагогической администрации. В некоторых рекомендациях по формулировке логопедических заключений имеет место доминирование диагноза общего недоразвития речи (ОНР).

Публикация «Презентация „Классификации нарушений речи“» размещена в разделах

Проблема диагностики речевых расстройств имеет большое теоретическое и практическое значение. С теоретической точки зрения, вопрос диагностики речевых нарушений связан с проблемой нарушений речи. С точки зрения практической, обоснованное решение этого вопроса способствует более правильному комплектованию речевых групп, отбору и направлению детей в массовые и специальные школы, более целенаправленному и дифференци-рованному логопедическому воздействию.

В логопедии существуют две традиционные классификации нарушений речи : психолого-педагогическая и клинико-педагогическая. Указанные классификации рассматривают речевые расстройства в различных аспектах. Но вместе с тем данные той и другой классификации дополняют друг друга и служат общим задачам: комплектованию групп детей, с речевой патологией и осуществлению системного, дифференцированного логопедического воздействия с учетом симптоматики и механизмов нарушений речи.

Психолого-педагогическая классификация ориентирована на выявление прежде всего речевой симптоматики (симптомологический уровень) на основе психолого-лингвистических критериев. Симптомологический уровень анализа речевых нарушений позволяет описать внешние симптомы недоразвития языка (речи) у детей, выявить нарушенные компоненты речи (общее недоразвитие, фо-нетико-фонематическое недоразвитие и т. д., что служит основой для направления детей в соответствующие группы детского сада или в школу определенного вида.

Таким образом, определение симптомологического уровня нарушений речи решает прежде всего практические задачи комплектования групп и создает предпосылки для определения характера речевой патологии.

В логопедическом заключении рекомендуется указать характер нарушений речи на основе обеих классификаций.

1. Симптомологическая (психолого-педагогическая) классификация учитывает, какие компоненты речи нарушены и в какой степени. В данной классификации присутствуют следующие группы нарушений речи :

- Фонетическое нарушение речи (ФНР) или нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ)

При ФНР нарушены фонетическая сторона речи (звукопроизношение, звуко-слоговая структура слова, просодика) в комплексе или какие-либо отдельные компоненты фонетического строя речи (например, только звукопроизношение или звукопроизношение и звуко-слоговая структура слова).

- Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР)

При ФФНР наряду с нарушением фонетической стороны речи имеется и недоразвитие фонематических процессов: фонематического восприятия (слуховой дифференциации звуков, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений.

- Лексико-грамматическое недоразвитие речи (ЛГНР)

При ЛГНР у детей нормальное звукопроизношение, относительно сохранны фонематические процессы (чаще всего в результате логопедического воздействия, однако отмечаются ограниченный словарный запас, нарушение грамматического строя речи.

- Общее недоразвитие речи (ОНР I, II и III уровня, а также

нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НОНР).

При ОНР у детей нарушены все компоненты языковой (речевой) системы: фонетико-фонематическая сторона речи, лексика, грамматический строй.

2. Клинико-педагогическая классификация раскрывает механизмы, формы и виды речевых расстройств. При этом учитываются следующие формы речевых расстройств: дислалия, дизартрия или стертая форма дизартрии, ринолалия, расстройства голоса, моторная, сенсорная алалия, детская афазия, задержка речевого развития (ЗРР, общее недоразвитие речи при задержке психического развития (ЗПР, ОНР невыясненного патогенеза, заикание, тахилалия, спотыкание (полтерн).

Варианты пересечения двух классификаций.

• Фонетическое нарушение речи (ФНР) или нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ) :

- дислалия,

- дизартрия или стертая дизартрия,

- нарушения голоса,

- ринолалия.

• Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР) :

- дислалия,

- дизартрия или стертая дизартрия,

- ринолалия.

• Недоразвитие лексико-грамматического строя речи (ЛГНР) :

- выход из моторной (сенсорной) алалии,

- по типу задержки речевого развития,

- при ЗПР,

- невыясненного патогенеза.

• Общее недоразвитие речи (ОНР I, II, III уровня, НОНР) :

- моторная алалия,

- сенсорная алалия,

- сенсомоторная алалия,

- дизартрия или стертая дизартрия,

- по типу задержки речевого развития,

- при ЗПР,

- невыясненного патогенеза.

Нарушение темпа и ритма речи :

- заикание,

- тахилалия,

- брадилалия,

- спотыкание (полтерн).

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Аспекты классификации нарушений речи Медицинский аспект классификации предлагает учёт того, какой из речевых анализаторов нарушен (речедвигательный или речеслуховой), в каком.

Использование логосказок в коррекции нарушений речи у дошкольников С давних пор сказка является одним из самых любимых жанров устного художественного творчества. В. А. Сухомлинский писал: - «Сказка неотделима.

Презентация «Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию презентацию "Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста".] Данная презентация.

Конспект НОД в старшей группе по классификации «Времена года» Цель: Создать условия для формирования навыков самостоятельного проведения классификации. Задачи: Активизировать мышление путём разрешения.

Преодоление нарушений слоговой структуры речи у детей дошкольного возраста В соответствии с принципами психолого- педагогической классификации речевых нарушений выделена категория детей с такими нарушениями, как.

Презентация для семинара «Особенности речевых нарушений у детей с УО и ЗПР» «Особенности речевых нарушений у детей с УО и ЗПР». 1. Характеристика детей ЗПР и умственно отсталых детей. Что представляет собой задержка.

Приёмы коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений речи. Как известно, речь является важнейшей психической функцией человека, наряду с памятью, вниманием, мышлением, восприятием. Чем богаче и правильнее.

Профилактика оптической дисграфии у дошкольников как средство предупреждения нарушений письменной речи Трудности усвоения программы школьного обучения являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, низкой учебной мотивации. В большинстве.

Презентация «Театрализованная деятельность как средство коррекции эмоциональных нарушений дошкольников» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №6 - ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА» Доклад на педагогическом.

Виды речевых нарушений. Причины возникновения речевых нарушений. Задачи коррекционного обучения детей 5–6 лет В человеческой деятельности нет областей, где бы не употреблялась речь. Речевая функция – одна из важнейших психических функций человека.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Презентация «Классификации нарушений речи»
Опубликовано: 7 ноября 2018 в 22:28
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Презентация «Классификации нарушений речи»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Хасанова (УИ 1001326) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД