Получи документы

Использование логосказок в коррекции нарушений речи у дошкольников

Наталья Казова
Использование логосказок в коррекции нарушений речи у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

С давних пор сказка является одним из самых любимых жанров устного художественного творчества. В. А. Сухомлинский писал: - «Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». Действительно, в жизни ребёнка сказки имеют исключительное значение. Выполняя важные функции, сказки являются мощным комплексным средством воздействия на детей:

Публикация «Использование логосказок в коррекции нарушений речи у дошкольников» размещена в разделах

Познавательная функция. Через сказку ребенок знакомится с окружающим миром, познаёт его законы, веками впитанную человеческую мудрость, жизненный опыт многих поколений, их правила и обычаи.

Воспитательная функция. Сказка учит ребенка различать добро и зло, учит душевной чуткости, состраданию, сопереживанию, учит познавать мир «сердцем».

Языковая функция. Дети хорошо воспринимают и запоминают живой и выразительный язык сказки, особенно народной, содержащей меткие, остроумные эпитеты, образные сравнения, богатое идейное содержание и неизменную художественную выразительность.

Коммуникативная функция. Сказки развивают способность детей к общению, пониманию, диалогу, способствуют овладению «схемой беседы», усвоению способов невербального общения (использованию мимики и жестов, активизируют и развивают слухоречевую память ребенка.

Психотерапевтическая функция. Сказки учат детей верить в добро и справедливость, вносят в душу маленького слушателя покой и умиротворение, снимают напряжение и стресс.

Волшебную силу сказок успешно применяем и мы, учителя-логопеды, в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи. Мы используем специальные логосказки, способствующие не только обогащению знаний об окружающем мире и формированию правильных морально-нравственных ориентиров, но и эффективному развитию и коррекции всех компонентов речи и неречевых психических функций.

Основой для логосказок могут быть:

общеизвестные сюжеты, частично измененные или дополненные

игровые сюжеты, придуманные педагогом или совместно с детьми

различные имитационные игры с использованием стихов, песенок, потешек, считалок.

Для проведения логосказок требуется несложная атрибутика: игрушки, куклы, куклы – рукавички, картонажные персонажи, различные виды театров.

В зависимости от основной цели, которая решается посредством логосказки, их можно условно разделить на:

Артикуляционные

Пальчиковые

Фонетические

Фонематические

Лексико – грамматические

Сказки, способствующие развитию связной речи

Логосказки могут представлять собой как целое занятие, так и его часть. Например, артикуляционные и пальчиковые логосказки, будут лишь частью занятия. А комплексная работа по коррекции фонетико – фонематической и лексико-грамматической сторон речи может осуществляться в рамках единого сказочного или игрового сюжета на протяжении целого занятия.

В специальной литературе представлены самые разнообразные лосказки о Веселом язычке для развития артикуляционной моторики, много весёлых стихов и игровых упражнений по развитию мелкой моторики. На интернет сайтах и в специальной литературе можно найти логосказки, которые хорошо использовать при знакомстве со звуками, при автоматизации звуков и для формирования лексико-грамматической стороны речи. Я использую в своей работе логосказки, предлагаемые коллегами: О. И. Крупенчук (Артикуляционная сказка в стихах «У бабушки с дедушкой», Натальей Скорняковой (Артикуляционная сказка о Весёлом язычке для коррекции свистящих звуков, М. А. Поваляевой (Артикуляционную сказку о Весёлом язычке для коррекции звука Р, Т. В. Александровой (Фонетические сказки из книги «Живые звуки или фонетика для школьников», Т. А. Куликовской (Сказки для развития связной речи по книге «Тренинги по сказкам для формирования связной речи детей»).

Логопеды - практики, владеющие воображением и фантазией, сами активно сочиняют логосказки для развития и коррекции всех компонентов речи и используют их в своей работе. Хочу предложить своим коллегам несколько логосказок, которые придумала автор этой статьи. Они на протяжении многих лет помогают мне с успехом решать различные коррекционные задачи.

Что бы детям было легче усвоить грамматические термины

«звук и буква» и не путать их в дальнейшем использую логосказку

«Как звук превратился в букву»

.

Жил был звук А. Он очень гордился собой, потому что все его любили и часто произносили. Язычок тоже любил звук А, потому что, когда его произносил, не надо было двигаться. Знай себе лежи - полёживай. Нужно было только широко открыть рот, выдохнуть и подать голос. Даже воздух при выдохе не встречал преграды. Ушки тоже любили слушать звук А. Он был ясный, чёткий, с другими звуками его не перепутаешь. Но однажды звук А загрустил, ведь он был невидимым. Пошел тогда звук А к доброй волшебнице. «Пожалуйста, помоги мне. Сделай так, чтобы меня увидели». «Не печалься», - сказала добрая волшебница. Я подарю тебе волшебный мешочек, спрячься в него и скажи волшебные слова «абра-кодабра-фрекс». Звук А так и сделал. (В этом месте дети произносят звук А, а логопед «ловит» его мешочком, и предлагает детям произнести волшебные слова.) После этого логопед объясняет детям, что с помощью волшебных слов в волшебном мешочке со звуком А случилось чудо: он надел на себя черную одежду и превратился в букву А, которую можно увидеть, прочитать и даже написать. После этого логопед достаёт из волшебного мешочка букву А, показывает её детям, предлагает запомнить и прочитать.

При знакомстве с другими звуками и буквами сказку не рассказываю, а провожу лишь манипуляцию с волшебным мешочком, в котором звук превращается в букву.

Для коррекции грамматического строя речи использую логосказки «Про гномика Ик и великана ИЩ» и «Про числа 1, 2 и 5». Они привлекают внимание детей к словообразованию, словоизменению и различным видам согласования и помогают детям осознанно усваивать грамматические категории.

«Сказка про гномика Ик и великана ИЩ»

В некотором царстве, в некотором государстве жили - были гномик Ик и велика Ищ. Их дома стояли рядом. Всё, что было в домике гнома Ик, было маленьким, как он сам. А в домище великана Ищ всё было огромным. Хоть и были гном и великан разными, не похожими друг на друга, но жили они дружно, никогда не ссорились и во всём друг другу помогали. Узнал об этом злой Ветродуй и решил разрушить их дружбу. Подул он сильным ветром, закружил и перепутал всё, что принадлежало гномику и великану. Ребята, давайте поможем гномику Ик и великану Ищ разобраться, что кому принадлежит.

Логопед даёт образец ответа: «Этот домик принадлежит гномику. Он маленький, в конце слова «домик» слышится имя гномика – ИК. Домище принадлежит великану. Он огромный, в конце слова «домище» слышится имя великана - ИЩ».

(Примерные картинки: домик – домище, столик – столище, котик – котище, пёсик – пёсище, фонарик – фонарище, самокатик - самокатище, беретик – беретище, блокнотик – блокнотище, карандашик – карандашище, кексик – кексище).

«Сказка про числа 1, 2, 5»

Встретились как – то раз числа 1, 2 и 5 и поспорили, кто из них важней и главней. «Я самое главное число» - сказало число 1. «Меня всегда называют первым, когда что-то считают». «Нет, я» - сказало число 2. «Посмотрите на людей. У них два глаза, два уха, две ноги и две руки. В детском саду дети ходят парами, а в школе вдвоём сидят за партой». «Ну, уж нет» - сказало число 5. «Пять – самая хорошая отметка в школе, а единица и двойка самые плохие. Да к тому же на руках и ногах по 5 пальцев». Долго они спорили, но так и не смогли выяснить, кто из них важней. Услышала их спор умная ворона и сказала: «Зря спорите. Вы все главные и важные. Без вас ни один предмет нельзя правильно пересчитать. Вот послушайте, как красиво получается. Ворона стала считать своих сестёр: «Одна ворона, две вороны, пять ворон». «И правда» - обрадовались числа 1, 2 и 5. С тех пор они подружились. Им понравилось правильно пересчитывать разные предметы. И нас с вами они хотят этому научить.

Логопед предлагает детям посчитать предметы на картинках соответствующих лексической теме с числами 1, 2, 5 (поставить соответствующие цифры).

Логосказки «Как буквы Ж и Ш поссорились с буквой Ы» и

«Как буквы Ч и Щ подружились с буквами А и У»

способствуют лучшему запоминанию правил правописания и профилактике дизорфографии в школе.

«Как буквы Ж и Ш поссорились с буквой Ы»

(во время рассказа использую картонажные персонажи)

Жили-были буквы Ш и Ж. Были они сердитыми, шипящими, неуступчивыми, всегда твёрдыми в своих убеждениях. Решили они как – то раз пойти погулять. Еле – еле идут: дорожка узкая, а буквы широкие, того и гляди, в канаву свалятся. Вдруг видят, навстречу идет буква Ы с толстым животом и с палочкой. Попросила буква Ы уступить ей дорогу. Да где там! Не захотели буквы Ш и Ж потесниться, не уступили ей дорогу. Оступилась буква Ы, упала в канаву и сломала себе палочку. А буквы Ш и Ж даже не оглянулись. Хорошо, что следом шла добрая улыбчивая буква И, которая всегда и всем помогала. Она помогла букве Ы подняться и нашла ей новую крепкую палочку, ведь с толстым животом без палочки ходить трудно. А буква Ы обиделась на буквы Ш и Ж и решила: «Не буду больше с ними дружить». Потребовалось как-то раз букве Ш написать слово ШИНА, а букве Ж слово ЖИВОТ. Зовут они букву Ы, а та не идёт. Тогда на помощь буквам Ш и Ж пришла добрая и улыбчивая буква И. С тех пор слова ШИНА, ЖИВОТ и другие слова, в которых слышится ШИ и ЖИ пишутся с буквой И.

«Как буквы Ч и Щ подружились с буквами А и У»

Жили – были две гласные буквы, две подружки А и У. Летом они часто ходили в лес за грибами и за ягодами. В лесу они любили разговаривать с эхом. «Ау», - громко кричали буквы А и У. Эхо им тихо отвечало «Ау». Как- то раз буквы А и У потеряли друг друга из виду и заблудились. «А», - кричала буква А. «У», - кричала буква У. Но они не слышали друг друга, даже эхо им не откликалось. В это время по лесу гуляли две согласные буквы Ч и Щ. Они были одеты в зелёную одежду, ведь любимый зелёный цвет говорил об их мягкости и доброте. Они приходили в лес, чтобы любоваться зелёным цветом леса: деревьями, травой, кузнечиками. Услышали буквы Ч и Щ, как кричат буквы А и У и побежали к ним на помощь. Ведь они всегда были готовы помочь другим. Когда Ч и Щ отыскали буквы А и У, все обрадовались и решили подружиться. С тех пор как только услышат буквы А и У в словах ЧА – ЩА или ЧУ - ЩУ сразу же бегут и встают рядом с друзьями. Такая между ними теперь крепкая дружба.

Многолетний опыт работы с детьми с общим недоразвитием речи показывает, что использование логосказок в коррекции речи способствует:

развитию всех компонентов речи

активизации неречевых психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения

развитию интонационной выразительности речи

воспитанию и совершенствованию личностных качеств: активности, самостоятельности, трудолюбия, настойчивости, умения преодолевать преграды и трудности

формированию нравственно – этических ориентиров: взаимопомощи, доброты, сопереживания, соучастия

повышению интереса дошкольников к логопедическим занятиям, что, в свою очередь, значительно повышает их эффективность.

Интернет сайты и используемая литература:

http://ped-kopilka.ru/blogs/vera-nikolaevna-napolova/material-s-prezentaciei-iz-opyta-raboty-uchitelja-logopeda-dou-ispolzovanie-logoskazki-v-rabote-logope

https://znanio.ru/media/ispolzovanie_logoskazok_v_korrektsionnoj_rabote_s_detmi-30228

http://io.nios.ru/articles2/85/10/logoskazki-kak-sposob-korrekcii-i-razvitiya-rechi-u-doshkolnikov

https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2013/03/04/logoskazki-kak-vid-korrektsii-rechevykh-narusheniy-u

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/logopediya/2017/03/05/master-klass-na-temu-ispolzovanie-logoskazki-v

• М. Е. Косинова «Азбука правильного произношения» ЭКСМО 2005

• О. И. Крупенчук, Т. А. Воробьёва «Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика для детей 4 – 6 лет» СПб Издательский дом «Литера» 2004

• О. И. Крупенчук «Стихи для развития речи для детей 4 – 6 лет» СПб Издательский дом «Литера» 2007

• М. А. Поваляева «Дидактический материал по логопедии. Сказки о весёлом язычке» Ростов- на- Дону «Феникс» 2002

• Т. А. Александрова «Живые звуки или Фонетика для дошкольников» СПб «Детство- Пресс» 2005

• Г. А. Османова «Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики» СПб «Каро» 2010

• Н. В. Нищева «Развитие связной речи детей дошкольного возраста с 2 до 7 лет» ДЕТСТВО-ПРЕСС 2017

• Т. А. Куликовская «Тренинги по сказкам для формирования связной речи детей 5-7 лет»

ДЕТСТВО-ПРЕСС 2018

Публикации по теме:

Использование нетрадиционных методов работы в коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗИспользование нетрадиционных методов работы в коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ 1 слайд. Ни для кого не секрет, что в настоящее время растёт количество детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей,.

«Использование приемов мнемотехники в коррекции лексико-грамматической стороны речи дошкольников с ЗПР» Дети с задержкой психического развития испытывают особые трудности в усвоении лексико-грамматической стороны речи: они отличаются скудным.

Игровые технологии в коррекции нарушений речи В настоящее время отмечается стремительный рост числа детей дошкольного возраста с недостатками речевого развития. В середине 70-х годов.

Использование психотехнических игр при коррекции фонетического нарушения речи у старших дошкольников с дизартрией Использование психотехнических игр при коррекции фонетического нарушения речи у старших дошкольников с дизартрией Тезисы: комплекс игр для.

Использование тактильно-кинестетической стимуляции в коррекции речи дошкольников в условиях логопунктаИспользование тактильно-кинестетической стимуляции в коррекции речи дошкольников в условиях логопункта Васильева Ирина Николаевна Учитель- логопед МБДОУ «ДС № 8 КВ» г. Пикалево «Движение может по своему действию заменить любое лекарство,.

Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста 2-слайд Своей целью я, поставила познакомить детей с народным языком, литературным наследием и включить его во все направления работы, в.

Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений у дошкольников Суть логоритмики и ее польза для детей имеющих речевые нарушения. [/b] Особая методика логоритмических упражнений включает в себя воздействие.

Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольниковПластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Рассматривая методы работы с детьми,.

Применение социо-игровой технологии в коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речиПрименение социо-игровой технологии в коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи Социо-игровая технология – это сотрудничество и игра, эта технология сочетает в себе «деловое» и «игровое», способствует освоению культуры.

«Использование подвижных игр в коррекции поведения дошкольников». Рекомендации воспитателям ДОУ«Использование подвижных игр в коррекции поведения дошкольников». Рекомендации воспитателям ДОУ «Использование подвижных игр в коррекции поведения дошкольников» Чаще всего вызывают беспокойство воспитателя так называемые шустрики –.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование логосказок в коррекции нарушений речи у дошкольников
Опубликовано: 17 июня 2018 в 11:07
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование логосказок в коррекции нарушений речи у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Казова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД