Татьяна Шигабутдинова
Из опыта работы «Дидактические игры и упражнения по экологии с детьми раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №35 "БЕРЕЗКА" ЗЕЛЕНОДОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН"
Презентация из опыта работы.
«Дидактические игры и упражнения по экологии с детьми раннего возраста»
Подготовила воспитатель
Первой младшей группы
МБДОУ №35 «Березка»
Темочки:
- Дидактические игры
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Шигабутдинова Т. Н.
2016
Экологическое воспитание детей— предполагает воспитание гуманного отношения к природе, к живым организмам, к природным материалам. Формирование экологической культуры ребёнка — непростой и длительный процесс. Ребёнок с самого рождения не отделяет себя от окружающего мира и жадно тянется ко всему живому, и мышление разрушителя экосистемы у него абсолютно отсутствует. Крайне необходимо не разрушить это хрупкое сознание единства с природой. Как более эффективно воспитать экологическую культуру детей, чтобы в будущем из них выросли полноценные члены общества, мотивами поведения которых были бы высоконравственные побуждения. Как научить детей любить и беречь природу? Научить правильным способам взаимодействия с растениями и животными: рассматривать растения, не нанося им вред; наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда. В этом возрасте детям интересно все окружающее вокруг, они внимательно слушают наблюдают, и запоминают переданную информацию. Детям необходимо дать понятие о том, что и растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Малыши все понимают буквально и ощущения свои сохраняют надолго, а если они эмоционально окрашены, то и на всю жизнь.
Работу по экологическому образованию я осуществляю в двух направлениях: на играх-занятиях и в повседневной жизни. Знания, умения и навыки, полученные детьми на занятиях, закрепляю в повседневной жизни.
Слайд 1. Наблюдая за комнатными растениями, у детей закрепляются имеющиеся у них представления о растениях, части растений (листья, стебель, цветок). Первоначальное представление о потребностях растения в воде, свете, тепле. Об уходе – создании необходимых условий. Делается вывод, что листья у всех растений разные: есть большие, длинные, есть маленькие, короткие Дети знакомятся с приемами полива растений. Учатся протирать листья влажной тряпочкой. У детей появляется желание ухаживать за ними.
Слайд 2. Наблюдая за процессом посадки лука, дети учится сажать луковицы в землю. Расширяется представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растений. Знакомятся со свойствами лука, круглый, горький, но он очень полезный, в нем много витаминов.
Слайд 3. Играя в дидактическую игру «Во саду, ли в огороде» Дети учатся различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь) и фрукты (яблоко, груша и т. д.)
Слайд 4. Рассматривая картинки, иллюстрации дети узнают и называют диких и домашних животных. Выделяют наиболее характерные особенности животных.
Слайд 5. Использую самодельные пазлы, (разрезные картинки) - это увлекательная игра для детей. С помощью этой игры ребенок учиться осознавать целостность чего-либо, складывать из частей что-то единое. В данном случае птиц, закрепляет умение узнавать и называть птиц по внешнему виду.
Слайд 6. В своей работе я использую дидактические игры экологического содержания. Например, «Животные и их детеныши»
Дети учатся различать взрослых животных и их детенышей.
Слайд 7. Играя в дидактическая игру «Кто живет у Маши, кто живет в лесу?»
Дети учатся узнавать в игрушках домашних и диких животных.
Слайд 8. Закрепляя знания о зимних явлениях природы показываю детям кормушку для птиц. Рассказываю детям что к нам «прилетели птицы» (сорока, синица, воробей). У детей расширяется представление о зимующих птицах. Формируется желание помогать птицам в зимний период. Закрепляются знание названий птиц, формируется умение различать птиц по внешнему виду. Закрепляются представления о том, чем живые птицы отличаются от игрушечных.
Дети могут взять игрушечных птиц и «покормить», насыпав в кормушке зерна.
Слайд 9. Знакомясь со свойствами снега дети узнают, что снег холодный, белый, тает от тепла превращаясь в воду.
Слайд 10. Пуская кораблики, плавающие игрушки, купая кукол дети познают свойства воды и ее применение: вода имеет разную температуру, льется, водой умываются, поливают растения.
Слайд 11. Играя в подвижные игры экологического содержания дети раннего возраста подражают повадкам животных, имитируют движения известных им животных, в некоторых отражаются явления неживой природы. Это такие игры, как «Воробушки и автомобиль», «Солнышко и дождик», «Воробышки и кот». «Птички летают», «Цыплята и кот», «Кошка и мышки», «Зайка серый» и т. д.
Дети, подражая действиям, имитируя звуки, в таких играх глубже усваивают знания, а эмоционально положительный настрой способствует углублению у них интереса к природе.
Слайд 12. Ветку сирени мы принесли с улицы в теплую группу. Поставили в вазу с водой, чтобы понаблюдать, как будут набухать почки на веточках. Дети узнали, что почка – это домик для листочка, что в группе теплее, чем на улице. Поэтому почки набухают быстрее в помещении, чем на улице на дереве.
Слайд 13. Вместе с детьми мы радуемся наступлению весны. Беседуем и наблюдаем за сезонными явлениями (светит солнце, идет дождь, дует ветер). Дети учится различать и называть признаки весны, а затем рисуем солнышко и дождик.
Слайд 14. Рассматривание иллюстраций с изображением времен года. Помогает детям замечать красоту природы в разное время года.
Слайд 15. Предлагаю вашему вниманию сюжетный макет, игру с экологической направленностью «Круглый год» который я изготовила для своих воспитанников.
Это многофункциональная дидактическая игра, знакомит детей с временами года, учит сравнивать предметы, анализировать информацию, устанавливать закономерности, развивает наблюдательность, интерес к окружающему миру, учит детей ориентироваться в сезонных изменениях. Развивает мелкую моторику рук.
В дидактической игре «Круглый год», дети могут создать модель определенного времени года.
Основная цель –Знакомить детей с доступными явлениями природы.
Показать особенности строения деревьев (ствол, ветки, листья).
Показать изменения, происходящие в разные времена года.
Формировать понятия о том, что для жизни на Земле нужно Солнце, показать, что солнце светит во все времена года,
Продолжать знакомить с природными явлениями.
Расширять представления о насекомых, птицах,
Дети, например, для картины «Лето», выкладывают из разноцветных крышечек солнце, цветы, объёмных бабочек. Для картины «Осень» капельки дождя, для «Зимы» объёмные снежинки, выкладывают из разноцветных крышечек солнце, снеговика. Для картины «Весна» скворечник. Используют раздаточные картинки с изображением признаков времён года, зимующих и перелетных птиц.
Закрепляют знания о цветах, формах, размерах, развивают воображение, мелкую моторику рук. Как говорил М. А. Сухомлинский,
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»
Таким образом, используя макет «Круглый год» Помогаю детям замечать красоту природы в разное время года. Воспитываю бережное отношение к природе, к растениям и животным. Игру можно усложнять по мере взросления детей.
Но все наши усилия по воспитанию у детей экологического сознания будет тщетны, если самые родные и близкие люди, которым они верят и подражают, будут жечь костры, разбрасывают мусор, уничтожать редкие растения. Поэтому с родителями мы проводим работу по экологическому воспитанию детей в виде, консультаций, бесед, развлечений и т. д.
Дети подражают поведению родителей. поэтому главной задачей каждого взрослого должен стать личный пример бережного отношения к природе.
И тогда наши дети не сломают ветку и не пнут щенка, не раздавят жука и не сорвут цветок, не выбросят мусор мимо урны. Прививая ребенку моральные нормы экологического воспитания, мы можете быть уверены, что маленький человек и большая природа будут нам благодарны за свое здоровое будущее.