Лариса Абзалова
Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении
(к презентации)
Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми, находящимися под их опекой. Это касается и детского здоровья. Именно в детском саду, под «присмотром» воспитателей дети проводят значительную часть времени, и не помогать им сохранить здоровье было бы проявлением бездушия и непрофессионализма.
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении» размещена в разделах
Оздоровительная программа «Зеленый огонек здоровья» направлена на профилактику нарушений опорно- двигательного аппарата, снижения зрения у детей и повышение сопротивляемости организма различным повреждающим факторам внешней среды. В ней содержится описание различных видов самомассажа, комплексных общеразвивающих упражнений и корригирующей гимнастики, физкультминуток, пальчикового игротренинга, специально подобранный песенный репертуар, ритмические танцы, подвижные игры.
Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» авторов Авдеевой Н. Н., Князевой Н. Л., Стёркиной Р. Б. разработана на основе проекта ФГОС ДО. Программа содержит как традиционные темы (знакомство со съедобными и несъедобными грибами и растениями, так совершенно новые темы и методы (тренинги поведения в опасных ситуациях, психотерапия детских страхов). Впервые достаточно подробно описано строение тела человека, функции его органов и систем. Важно побудить ребёнка задуматься о работе своего организма, прочувствовать и лучше понять его устройство, осознать значение правильного питания, активного образа жизни, личной гигиены.
М. Л. Лазарев – действительный член Академии педагогических и социальных наук, доктор медицинских наук, профессор и автор программ «Здравствуй» - для дошкольного возраста, «Цветок здоровья» - для начальной школы, «Юные учителя здоровья» - для средней школы и др.
Ценность здоровьесберегающей технологии М. Л. Лазарева прежде всего в том, что она направлена на формирование позитивной установки ребенка на здоровую и радостную жизнь. Технология М. Лазарева является здоровьесберегающей уже потому, что в ней учтены главные потребности детства, создается особый микромир дошкольного детства (сказки, песни, рисунки, ритуалы, игры)
«Развивающая педагогика оздоровления» Кудрявцева В. Т. Егорова Б. Б. В этом пособии выделены черты, которые характеризуют это направление в общем и целом:
• В его центре лежат представления о здоровом ребенке, понимаемом как идеальный эталон и практически достижимая норма детского развития.
• Оздоровление трактуется не как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей.
• Ключевым принципом оздоровительно-развивающей работы с детьми является индивидуально-дифференцированный подход. Основным направлением развивающей педагогики оздоровления является формирование двигательного воображения и осмысленной моторики.
Программа «Предшкольная пора», созданная под руководством Н. Ф. Виноградова предназначена для развития и обучения детей шестого года жизни в условиях подготовительных групп (классов) образовательных учреждений (детских садов, школ). Работа по данной программе обеспечивает общее психическое развитие детей, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, при которых происходит формирование у детей предпосылок к учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школьному обучению, а также успешному обучению в дальнейшем.
Если вы длительное время работаете с бумагами или за компьютером, вы можете делать паузы, чтобы поработать с тренажером В. Ф. Базарного для уменьшения зрительного утомления.
Важное замечание: упражнения с тренажером Базарного выполняются только стоя.
«Обход» взглядом фигур на тренажере можно производить в двух режимах:
1) только глазами при неподвижной голове и туловище;
2) с помощью движений головы и туловища в нужном направлении, когда глаза неподвижно зафиксированы в глазницах.
Рекомендуется делать до 10-12 движений по каждой траектории. Частота таких глазных тренингов зависит от интенсивности зрительной работы. Эффект снятия зрительного напряжения при занятиях на описанном зрительном тренажере объясняется тем, что хаотичная напряженная высокочастотная моторика глаз переводится в успокаивающий режим при плавном перемещении взгляда вдоль зрительных траекторий.
Основная задача утренней гимнастики - перевести ребенка в бодрое состояние, активизировать и содействовать переходу к более интенсивной деятельности. Утренняя гимнастика создает организованное начало, ровное, бодрое настроение у занимающихся: сильно возбужденных детей успокаивают действия в заданном темпе, а малокровные дети втягиваются в определенный ритм работы.
Гимнастика после дневного сна – это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию, имеющая при правильном руководстве оздоровительный характер.
Переход от состояния сна к состоянию бодрствования происходит постепенно. Наиболее эффективно ускоряют этот процесс те воздействия, которые стимулируют процессы возбуждения в нервной системе:
звуковые сигналы (например, музыка)
зрительные сигналы (например, яркий свет, особенно солнечный)
импульсация от различных органов организма (например, при выполнении физических упражнений, при массаже или при воздействии на кожу холодом).
Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Информационно-просветительская деятельность выражается в формировании у родителей здорового образа жизни как ценности, а также в знакомстве родителей с различными формами работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении, информировании о состоянии здоровья и физическом развитии, об уровне двигательной подготовленности их ребёнка; привлечении родителей к участию в различных совместных физкультурных досугах и праздниках.