Татьяна Мовчан
«Зима-лето». Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе с использованием элементов ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Зима – Лето»
Цель:
1. Создать условия для психологического и эмоционального комфорта.
2. Систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе.
Задачи:
1. Обучать навыкам групповой работы в режиме «Мозгового штурма».
2. Развивать навык целенаправленного восприятия, словесно-логической памяти, мышления, воображение, творческую фантазию, в процессе решения творческих задач. Формировать навыки связно-речевых высказываний, умение выслушивать сверстников при обсуждении проблемных ситуаций.
3. Воспитывать дружелюбие, взаимопонимание.
Публикация «„Зима-лето“, Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе с использованием элементов ТРИЗ» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лето
- Лето. Конспекты занятий на тему Лета
- Лето. Конспекты занятий по развитию речи
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Обогащение словаря: гололед, морозно, ситуация.
Активизация словаря: белая, холодная, снежная, красочная.
Оборудование: Мультимедиа, подарочная коробка, мольберт, цветы из бумаги разного цвета (красный, желтый, синий).
Методы и приемы:
Противоречия : игра «Хорошо – плохо».
Ассоциация игра «Расскажи, что оно представляет».
Метод проблемной ситуации «мозговой штурм».
Предварительная работа:
Заучивание пальчиковых игр «Зима», «Снежинка», «Лето», «Бабочка», «Снеговик».
Рассматривание иллюстрации на темы: «Зима», «Лето»,
Наблюдение в природе, беседы о зиме, о лете.
Малоподвижные игры: «Снежинки», «Морозная зима», «Вот и лето наступило».
Дидактические игры с элементами ТРИЗ. «Узнавание», «Какое бывает», «Кто что делает», «Цепочка слов».
Работа с родителями:
Консультация : «Игра и речь».
Ознакомление с разными играми, памятка с играми по развитию речи с элементами ТРИЗ,
Использование картотек : пальчиковые игры.
Решение проблемных ситуаций.
Под музыку воспитатель с детьми заходит в зал. (Слайд 1)
Ведущий: (Дети и воспитатель становятся в круг).
- Ребята, давайте поприветствуем наших гостей (дети здороваются).
А теперь поздороваемся друг с другом и с тем, что нас окружает: Слайд 1
(Приветствие) :
Здравствуй, небо! (Руки вверх) Здравствуй, земля! (Приседают, ладоши на пол)
Здравствуйте, мои друзья! (Руками обводят всех)
1, 2, 3, 4, 5 (пальцы загибают)
Вместе мы в кругу опять (берутся за руки)
Будем вместе мы играть,
На вопросы отвечать.
Ребята, присаживаемся на стульчики.
Любит очень читать книжки,
Этот маленький умный мальчишка.
В Цветочном городе он живет,
И весь его там уважает народ. (Знайка)
(К детям под музыку приходит Знайка). Слайд 2
Знайка: Здравствуйте! Я, Знайка. Слайд 3
Как я люблю зиму! Ведь зимой мой самый любимый праздник. Новый год! И елку надо украшать, и Дед Мороз подарок дарит.
Ведущий: Знайка, не только ты любишь, это время года. Я думаю, нашим ребятам тоже нравится зима. А ты садись, Знайка и послушай, что дети расскажут о зиме.
- Ребята, за что вы любите зиму?
Дети: Можно на санках и на лыжах кататься. Слайд 4
И в снежки играть можно, крепость из снега строить. Лепить снежную бабу.
Наблюдать за снегопадом.
Можно проводить опыты.
Можно снег растопить в группе и талой водой поливать комнатные растения.
Ведущий: Неужели все хорошо зимой? А, что плохо зимой?
Дети: Плохо, когда сильные морозы, можно замерзнуть. Дуют ветер.
Когда гололед можно поскользнуться упасть. И повредить себе что-нибудь.
Очень опасно, когда сильные снегопады.
Ведущий: Значит выходит, что зимой тоже есть, и хорошее, и плохое.
Сейчас мы с вами поиграем, я буду говорить, что бывает летом, а вы ребята, что бывает зимой:
- Летом - жарко, а зимой Слайд 5
Д: - холодно.
- Летом на деревьях листья, а зимой – Слайд 6
Д: листьев нет (или лежит снег)
- Летом день длинный, а зимой –
Д: короткий.
- Зимой солнце низко, а летом -
Д: высоко.
- Летом гуляют на улице много, а зимой –
Д: мало.
- Зимой рябина сладкая, а летом – Слайд 7
Д: кислая.
- Зимой птицам голодно, а летом –
Д: сытно.
- Зимой земля покрыта снегом, а летом - Слайд 8
Д: песком, травой.
- Давайте вспомним зимующих птиц (воробей, голубь, ворона, сорока, синица, снегирь). Слайд 9 (6 картинок)
- Чем они питаются зимой: (находят кроши, на полях собирают зерно).
- Как мы можем помочь перезимовать птицам? (Сделать кормушки, и подкармливать их семечками, специальным кормом, пшеном, кусочками сала, мяса).
- Давайте вспомним диких животный, которые обитают в лесу (медведь, лиса, волк, заяц, белка). Слайд 10 (5 картинок)
- А что происходить зимой с медведем? (он ложится в спячку, а где он спит (в берлоге). Что делает медведь летом? (он бродит по лесу в поисках пищи).
Заяц и лиса зимой меняют свой окрас: заяц летом серый, а зимой белый.
Лисам зимой рыжая, пушистая, красивая. Летом она линяет.
Слайд 11 (2 картинки)
Ведущий: Молодцы, правильно. Ребята, а давайте встанем и отдохнем
«Морозная зима» 2 раза
Солнце землю греет слабо. (Руки вверх и вниз) Слайд 12 (5 картинок)
По ночам трещит мороз. (Руки на поясе, наклоны в стороны)
Во дворе у снежной бабы (Руки на поясе, поворот вокруг себя)
Побелел морковный нос. (Дети показывают нос)
В речке стала вдруг вода
Не подвижна и тверда. (Прыжки на месте)
Вьюга, злится, снег кружится (Дети кружатся)
Заметает все вокруг
Белоснежным серебром. (Имитируют движения руками)
Ведущий: Хорошо присаживайтесь.
Знайка: Ребята, а вы любите загадки? Сейчас я вам буду загадывать, а вы попробуете отгадать.
Хоть сама - и снег и лёд, А уходит - слезы льет. (Зима)
Из овечьей шерсти тонкой.
Как гулять - так надевать,
Чтоб не мёрзли пять да пять. (Рукавички)
Что за нелепый человек
Пробрался к нам
В двадцатый век?
Морковкой нос,
В руке метла,
Боится солнца
И тепла? (Снеговик)
Он слетает белой стаей и сверкает на лету. Он звездой прохладной тает на ладони и во рту. (Снег.)
С неба падают зимою
И кружатся над землёю
Лёгкие пушинки,
Белые. (Снежинки)
Белый дед, белее нет.
Старый, горбатый,
Лежит возле хаты.
Лежит всю зиму
- Никто не поднимет.
Весна придет
- Он сам уйдет. (Сугроб)
Ведущий: Молодцы все загадки отгадали, а сейчас давайте поиграем в игру «Заморозь ручки». Встаем вдыхаем через нос воздух, делаем губы трубочкой и с силой выдуваем воздух. 2 раза
А сейчас давайте ручки отогреем, набираем воздух через нос, открывает рот и медленно выдуваем воздух. 2 раза Слайд 13
Знайка: Конечно поиграем, вот видите, у меня воздушный шарик, я буду называть слово, а вы ребята, будите говорить, что представляет, когда его слышите.
Снег – зима, снеговик, снежки.
Новый год – елка, праздник подарки.
Рукавички – гулять, руки, тепло.
Лето – море, радуга, солнце.
Цветок – бабочка, трава солнце.
- Зима, какая?
Д: холодная, морозная, снежная, веселая.
- Лето, какое?
Д: жаркое солнечное, веселое, красочное.
- Снежинка, какая?
Д: Легкая, колючая, нежная холодная, красивая.
Знайка: Ребята, какие вы молодцы! Вы очень многое знаете о зиме и о лете. Но у меня сложилось такая ситуация я один не смогу помочь моим друзьям Тане и Ване.
Вы ребята, поможете мне?
Д: Да, поможем!
Знайка: Моя подруга Таня живет далеко на юге и никогда не видела снега, а друг Ваня живет на Крайнем Севере, там снег никогда не тает. Чтобы мне придумать, чтобы Таня смогла потрогать снег, а Ваня потрогать траву и деревья.
Д:
Знайка: Спасибо большое! Вы мне очень помогли! Я сейчас же напишу письмо и расскажу все, что вы придумали! Представляю, как обрадуются Ваня и Таня. Это для них будет сюрприз.
Знайка: ребята, за то, что вы сегодня хорошо отвечали, были активными и внимательными на занятии, дарю вам всем солнышко, чтобы оно вас согревало в зимнюю стужу.
Ведущий: Спасибо, большое Знайка. Ребята, мы сегодня с вами много играли, решали разные задачи, помогли Знайке решить проблему. А что вам больше всего понравилось на занятии?
Д: игра, гость Знайка, называть признаки замы, физминутка.
Ведущий: А вспомните, как мы помогли Знайке.
- Молодцы. Слайд 14
В: Ребята, если вам сегодня было интересно, и вам понравилось, то посадите на полянку красные цветочки. А если вам нравится и не нравится, то желтые цветочки.
Дети становятся в круг и произносят слова:
1, 2, 3, 4, 5, (дети загибают пальчики)
Вместе мы в кругу опять (берутся за руки)
Со всеми прощаемся, в группу возвращаемся!
(под музыку дети уходят в группу) Слайд 15