Галина Крашенинникова
Духовно-нравственное воспитание дошкольников. Совместная работа ДОУ, родителей и православной церкви
▼ Скачать
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 «Жемчужинка»
Презентация
Духовно – нравственное воспитание дошкольников
Совместная работа ДОУ, родителей и православной церкви.
Воспитатель высшей кв. категории
Крашенинникова Г. Н
Введение
Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников, Совместная работа ДОУ, родителей и православной церкви» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Православие. Основы православной культуры, праздники
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Окружающая ребёнка среда перенасыщена цифровыми источниками информации и техническими приборами для общения. Дети видят, как родители проводят время у экрана компьютера, телефона или планшета. Гаджеты легко захватывают и детское внимание, поэтому время передачи культуры общения, традиций, моральных основ может быть упущено, и сформировать нравственные качества в будущем окажется сложной задачей.
Сегодня материальные ценности превозносят над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Воспитание у детей любви к Отчизне невозможно без привития интереса к своей малой Родине, её людям, их культуре, творчеству.
Актуальность
«Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и детском саду.»
Ребёнок должен обрести моральные ориентиры
в условиях технически и материально насыщенного окружения.
Нельзя прервать связь времён и поколений, чтобы не исчезла и не растворилась душа русского народа
«Духовно-нравственное воспитание, утверждение идеалов добра, милосердия и справедливости, - являются важнейшей миссией не только религиозной организации, но и общества в целом. Такие ценности во все времена скрепляли наше Отечество, формировали национальные традиции и моральные устои. Сегодня они позволяют России сохранить свои исторические корни и культурно-духовную самостоятельность
Содержание духовно – нравственного воспитания дошкольного образования
состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душах наших детей семена любви к родному дому, семье, городу, стране, природе, к истории, культуре и духовному богатству нашего народа.
Родина, Отечество, Единение, Духовность в этих словах близкие каждому человеку образы: мать и отец, те кто даёт жизнь новому существу, единение и духовная сущность каждой семьи.
Цель и задачи:
Цель: Создать условия для приобщения детей старшего дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям, воспитывать готовность следовать им.
Задачи:
• Знакомить детей с культурой и историей своего народа.
• Расширить представления о быте, православных традициях, декоративно-прикладном искусстве, устном народном творчестве (сказках).
• Развивать речь как средство и форму мыслительной деятельности.
• Воспитывать духовно-нравственную личность, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества, любовь к родному краю, городу,
вызывать чувство гордости за него и желание узнать новое.
• Повысить педагогическую компетентность родителей в духовно- нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты
В результате целенаправленной воспитательной, систематической работы будут сформированы у детей элементы патриотизма и гражданской ответственности.
Дети усвоят направленность и открытость к добру.
Сформируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям и самому себе, отношению со взрослыми и сверстниками.
Проявят потребность и готовность к состраданию и сорадованию, чувство патриотизма, потребность в самоотверженном служении на благо Отечества.
Познакомятся с православной культурой, формами традиционного семейного уклада, пониманием своего места в семье, будут принимать посильное участие в домашних делах.
Будут понимать ответственность за свои поступки и дела, деятельное отношение к труду.
От сюда складывается в идеале
Духовно – нравственный портрет ребёнка
Добрый, не причиняющий зла живому.
Честный и справедливый.
Любящий и заботливый.
Трудолюбивый и настойчивый.
Творящий и оберегающий красоту мира.
Стремящийся к знаниям и критично мыслящий.
Смелый и решительный.
Сводолюбивый и ответственный.
Самостоятельный и законопослушный.
Чувствующий свою связь с народом, страной, культурой.
Бережный относящийся к слову, к своим речевым поступкам.
Патриотичный (готовый поступиться своими интересами).
Толерантный (уважающих других, не похожих на него)
Нравственное воспитание является важнейшей стороной
формирования и развития личности ребёнка и предполагает становление его отношений
К родителям - Родине
Коллективу - Обществу
Окружающим - Труду
Самому себе - Своим обязанностям
Формы работы по духовно-нравственному воспитанию :
В своей работе с детьми я использую такие формы работы как :
- чтение народных и авторских сказок, сказки о материнской любви;
- серия занятий под названием «Дорогою добра», по воспитанию нравственных ценностей.
- знакомство с календарными православными и народными
праздниками (Рождественские Святки, Масленица, Пасха, Благовещение, Троица, День семьи, любви и верности, Яблочный спас
- тематические выставки детского творчества.
- экскурсии в храм с целью ознакомления с особенностями архитектуры, внутренним устройством, иконографией;
- экскурсии на природу (красота Божьего мира);
- театрализованные представления на нравственные темы
- серия встреч с иереем Андреем Макеевым. (настоятелем храма в честь «Воскресения Христова», духовником воскресной школы, где я являюсь директором и преподавателем.
- Участие в социальных акциях
-Трудовая деятельность важная форма работы с детьми, которая не заслуженно была забыта, убрана из работы ОУ, «Что посеешь, то и пожнёшь».
Хочу отдельно выделить о совместной работе детского сада и вш. Дети посещающие наш детский сад, «Жемчужинка», «Рукавичка», «Берёзка» с 4 лет посещают вш. И таких детей много. Всего детей в вш на сегодняшний день 53 человека.
Дети участвуют в Епархиальных, благочинных конкурсах, фестивалях совместно с детьми вш. Проводятся общие праздники, театральные постановки. В этом году две девочки старшей группы принимали участие в конкурсе видео роликов «Мой приход» Марьина Кристина, Осипова Мария. Два года подряд участвуют дети в фестивале «Пасха Красная».
Многие выпускники нашего детского сада приходят в вш, посещают занятия, участвуют в богослужениях.
В детском саду дети рассказывают о мероприятиях вш, делятся впечатлениями со сверстниками. Появляется интерес у детей группы к той или иной теме, возникают вопросы, которые мы разбираем. Дома дети делятся услышанным и у родителей есть тема беседы с детьми.
Возникает цепочка информации и общения.
Приобщение детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям, формирование любви к Родине и русскому народу, развивать чувство патриотизма, гордости за свою страну, лучше на примерах, подвигах героев и святых. В православной России их было много, они есть и сейчас, в современном мире (Александр Невский, Илья Муромец, Пётр и Феврония, Евгений Родионов, Сергий Радонежский, Козьма Минин и Дмитрий Пожарский, Дмитрий Донской, герои защитники отечества и веры православной участники СВО …
Очень дети любят беседовать на темы «История православных праздников», «Житие святых», «Богатыри и их подвиги» «Что такое христианское поведение» - это особенно актуально в современном мире. Использую серию занятий под названием «Дорогою добра», по воспитанию нравственных ценностей.
Это сборник методических разработок занятий, развлечений, праздников, театральных постановок.
Использую в своей работе по духовно нравственному воспитанию мультфильмы, я их называю нравственными. Это из серии советской мультипликации, серия православных мультфильмов. По окончании просмотра мультфильма делимся впечатлениями, рассуждаем по теме.
Использую художественную литературу, сказки, сказания, поучительные рассказы из православных календарей, книг. Сказка-это воспитание души ребёнка, свежий ветер, раздувающий огонёк детской мысли и речи. Именно поэтому, читая сказки детям- мы закладываем духовно-нравственное начало.
Тесная связь у нас с Неклюдовской библиотекой №1. Сотрудники библиотеки помогают с материалом, проводят мероприятия, занятия, знакомят с русскими писателями их произведениями.
Провожу беседы на тему «Красота Божьего мира», о бережном отношении к окружающему миру. К природе.
Участвуем с детьми в акциях: «Чистый участок – чистая совесть»
Мини- огород на окне - это возможность видеть результаты своей работы, а самое главное - это хороший способ употреблять в пищу собственные экологически чистые продукты.
«Аленький цветочек» - высадка цветов на клумбу.
Участвуем в социальных акциях
«День памяти героев Отечества». 9 мая- День Победы
«Окна Победы», «Чтение стихов ко Дню Победы» - видео ролики.
«Своих не бросаем» - сбор посылок, письма, открытки своими руками участникам СВО.
Такие акции закладывают ростки милосердия и благодарности старшему поколению за мир и безопасность для нынешнего поколения, воспитывают гражданско –патриотические чувства и гордость за свою Родину.
Проводилась серия встреч с иереем Андреем Макеевым. (настоятелем храма в честь «Воскресения Христова», духовником воскресной школы, где я являюсь директором и преподавателем).
Экскурсии в храм с целью ознакомления с особенностями архитектуры, внутренним устройством, иконографией;
Посещение воскресной школы, встреча с о. Андреем.
Открытое комплексное занятие на тему «Рождество в каждый дом», «Вербное воскресение». Беседа с о. Андреем.
Знакомимся с календарными православными и народными праздниками (Рождественские Святки, Масленица, Пасха, Благовещение, Троица, День семьи, любви и верности, Яблочный спас.
Использую такую форму работы, как экскурсии.
Экскурсия в библиотеку. Прогулка в лес и Экологическая тропа по территории д. сада с целью ознакомления с окружающей природой. «Достопримечательности посёлка», видео экскурсии «Н. Новгород», «Столица нашей Родины Москва».
Экскурсии в берёзовую рощу на природу (красота Божьего мира);
Давайте, ребята, везде, где живем,
посадим, цветы разведем!
Нас много, ребята, пусть каждый из нас
Для детского сада посадит цветочек сейчас!»
«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина». В. А. Сухомлинский.
Народные игры являются неотъемлемой частью духовно- нравственного воспитания дошкольников.
В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести
Игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Игра - основной вид деятельности в детском саду.
Поэтому в своей работе я обращаюсь к игре : как к современной, так и к народной
Русские народные игры: «Кто сильнее», «Ловкий в кругу», «Ручеёк», «Перетягивание каната», «Петушок», «Завивайся плетень», «Золотые ворота»,
«Лапта», «Заря – зарница», «Карусели»…
Дидактические игры использую с национальным колоритом: «Чей сарафан?», «Укрась одежду национальным узором», «Сортируй узоры»,» Из каких частей состоит Российский флаг»,
«Какие цвета Российского флага»,
«Собери герб России, Н. Новгорода, Бор из частей», «Время, время остановись к нашим предкам повернись», «Какие блюда русской кухни вы знаете», «Назови орудие труда», «Мой город любимый», «Назови растение», «Поймай рыбу», «Знатоки природы».
Развивающая предметно-пространственная среда детского сада пополнилась различными видами театров по русским народным сказкам, народными костюмами.
В духовно-нравственном воспитании большая роль
принадлежит не только дошкольному учреждению,
которое посещает ребёнок, но и семье, в первую очередь семье!
Вся воспитательная работа должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия воспитателя и родителей. Огромное значение имеет пример взрослых: воспитателя, родителей и других близких людей из окружения ребёнка. Именно на положительных эпизодах из жизни старших членов семьи у дошкольников формируются понятие «что такое хорошо, а что такое плохо». Воспитателю необходимо помочь родителям осознать, что именно в семье, должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи, традиции и ценности, созданные нашими дедами и прадедами, и что в первую очередь родители главные ответственные за воспитание своих детей. Родители зачастую перекладывают воспитание детей, общение с ними на образовательные учреждения, бабушек, дедушек, нянь, гувернанток, заменяют общение с детьми телефонами, планшетами, ссылаясь на занятость, работу, обеспечение семьи, усталость. Возникает дефицит общения, что уж говорить о духовно – нравственном воспитании! По этой причине в первую очередь надо работать с родителями, пробудить в них чувство ответственности за воспитание духовно-нравственного человека, патриота своей родины. Участие родителей в мероприятиях, праздниках, театральной деятельности, пошив костюмов, оказание помощи в организации экскурсий, оформление группы к праздникам, участие в субботниках, мастер классах, конкурсах, всё это способствует единению родителей, детей, воспитателей.
Родители должны стать помощниками и союзниками педагогов в духовно-нравственном воспитании детей
Консультации для родителей : «Доступная среда в ДОУ»,
«Посмотрим друг другу в глаза», «Роль семьи и воспитателей в духовно-нравственном воспитании детей», «Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста», «Дружеские отношения взрослых и детей в семье – основа положительных черт характера ребенка», «Воспитание чтением», «Иерархия в семье».
Одним из очень важных условий эффективного формирования духовно-нравственных ценностей является индивидуальный подход. Именно индивидуальные свойства личности каждого ребёнка нужно учитывать и развивать в данном контексте. Каждый ребенок - это личность, которая знакомится с окружающим его миром, и видит каждый ребёнок этот мир по - своему, оценивает его и воспринимает его таким какой он есть. Ребенок дошкольного возраста всё впитывает как губка и хорошее и плохое, к сожалению. Это как чистый диск, что запишешь, то и воспроизводит. И нам взрослым очень важно не навредить, не сломать чистое и непосредственное восприятие окружающего мира, а осторожно зернышко за зёрнышком сеять доброе, честное, чистое в души детей. Воспитывать православное мировоззрение любовь, веру, надежду, милосердие.
Тот, кто читал хотя бы один раз Святое Евангелие, согласится со мной, что нет лучшей книги для воспитания, лучшей книги закона жизни, заповедей для человечества, чтобы люди жили в мире, творили добро и созидали это Божественное творение, а не разрушали всё во круг, и себя, в первую очередь.