СВЕТЛАНА БАБЕНКО
Адаптация детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд №1
АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
К УСЛОВИЯМ ДОУ
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ: БАБЕНКО С. В.
Слайд №2
Здравствуй, детский сад!
Детский сад – первый период социальной адаптации в жизни ребенка, первый опыт коллективного общения. Не все дети одинаково принимают новую обстановку, незнакомых людей: одни легко идут в группу. Не плачут дома, другие соглашаются идти, но утром перед выходом начинают плакать.
Слайд №3
Публикация «Адаптация детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ» размещена в разделах
Что же такое адаптация?
Адаптация – от лат. «приспособляю» = это сложный процесс приспособления или привыкания организма к новой обстановке, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.
Объект: процесс адаптации детей раннего возраста к условиям системы дошкольного образовательного учреждения.
Предмет: использование комплекса мероприятий для сохранения и развития естественных адаптационных механизмов.
Главная цель: создать благоприятные условия, способствующие комфортной адаптации ребенка к условиям ДОУ.
Слайд №4
Задачи адаптации :
• Сохранение и укрепление здоровья детей в изменившихся условиях;
• Оказание родителям практической и консультативной помощи и убеждение их в необходимости воспитания ребенка с учетом возрастных закономерностей развития и индивидуальных особенностей;
• Формирование единого стиля воспитания и общения с ребенком в семье и ДОУ;
• Окружение ребенка душевным теплом, заботой и лаской для установления доверительных отношений с сотрудниками ДОУ.
Слайд №5
Участники процесса адаптации :
o Образовательное учреждение (воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед, специалисты ДОУ, педагоги ДПО, старший воспитатель, методист, заведующий).
o Семья (родители, бабушки, дедушки, братья, сестры и сам ребенок).
o Воспитанники старших групп (старшие братья и сестры, «добровольцы» - дети старшего возраста).
Слайд №6
Факторы, влияющие на адаптацию :
Возраст ребенка, его уровень психического и физического развития;
Состояние здоровья. Характеристика нервной системы;
Умение общаться со взрослыми и сверстниками;
Темперамент ребенка;
Количество детей и форма воспитания в семье;
Сформированность предметной и игровой деятельности;
Приближение домашнего режима к режиму детского сада;
Другие биологические и социальные факторы.
Слайд №7
Степени адаптационного процесса
Адаптация :
• Легкая 2-3 недели
• Средняя 1 месяц
• Тяжелая 2 и более мес.
Слайд №8
Легкая адаптация – сдвиги нормализуются в течение 10-15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного.
Адаптация средней степени тяжести – сдвиги нормализуются в течение месяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса.
Тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.
Слайд №9
Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ
• Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада;
• Несформированность автономии ребенка и его матери (эмоциональной, телесной, игровой;
• Отсутствие элементарных культурно-гигиенических навыков;
• Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми;
• Наличие у ребенка своеобразных привычек;
• Патология психического развития.
Слайд №10
Как же облегчить процесс адаптации ребенка к ДОУ?
• Взаимные установки семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу.
• Возможность родителей посетить детский сад вместе с ребенком, чтобы посмотреть, в каких условиях он будет находиться, знакомство малыша с детьми, возможность познакомиться с помещением группы, с местом прогулок и т. д.
• Знание особенностей развития и поведения детей, и при необходимости, внесение соответствующих корректив в форме совета и убеждения родителей.
• Пребывание детей на свежем воздухе в любое время года.
• Единство требований, приемов и методов воздействия.
Слайд №11
Принципы работы педагогов с детьми:
o Неполное пребывание ребенка в начальный период адаптации (2-3 часа, возможность пребывания с мамой).
o Сохранение в первые 2-3 недели имеющихся у малыша привычек.
o Ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциональным состоянием, аппетитом, сном ребенка в первый месяц.
Слайд №12
Формы работы с родителями
o Анкетирование;
o Беседы с родителями;
o Консультации;
o Папки-передвижки;
o Наблюдение за ребенком;
o Развивающие игры;
o Родительские собрания, круглые столы для знакомства родителей вновь поступивших детей с другими родителями.
Слайд №13
Объективными показаниями окончания периода адаптации у детей являются :
Глубокий сон;
Хороший аппетит;
Бодрое эмоциональное состояние;
Полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение;
Соответствующая возрасту прибавка в весе.
Слайд №14
Игры в адаптационный период с детьми 2-3 года жизни
Первые игры должны быть фронтальными, чтобы не один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием;
Взрослый выступает активным инициатором и участником игр. Своим эмоциональным общением он вовлекает детей в игровую деятельность, делает ее значимой для них.
Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения.
Участие ребенка в игре должно быть только добровольным.
Во время игры ребенка нельзя критиковать за ошибки.
Игры должны многократно повторяться – это способствует освоению и закреплению нового опыта.
Слайд №15
«Прячем зайку»
Ход игры: Воспитатель прячет знакомую ребенку большую игрушку (например, зайца) так, чтобы она была немного видна. Говорят: «Где зайка?», ищет его вместе с ребенком. Когда малыш нашел игрушку, взрослый прячет ее так, чтобы искать было сложнее. После игры с мишкой прячется сам воспитатель, громко произнося: «Ку-ку!». Когда ребенок его найдет, он перебегает и прячется в другом месте. В конце игры взрослый предлагает спрятаться ребенку.
Если не все дети принимают участие в игре, она продолжается только с участием желающих.
Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверие детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре.
Слайд № 16
«Солнышко и дождик»
Ход игры. дети присаживаются на корточки позади стульев, расположенных на некотором расстоянии от края площадки, стены комнаты, и смотрят в «окошко» (отверстие в спинке стула). Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по всей площадке. По сигналу: «Дождик! Скорей домой!» - бегут на свои места и присаживаются за стульчиками. Игра повторяется несколько раз.
Слайд №17
Инновационные антистрессовые формы и методы работы с детьми раннего возраста в условиях введения ФГОС
• Хэппенинг и сенсорные коробки;
• Релаксация в системе кинезиологиии; релаксационные игры;
• Информационно-коммуникативные технологии;
• Игры с бумагой;
• Куклотерапия.
Хэппенинг – форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художника, но не контролируемые им полностью. Хеппенинг обычно включает в себя импровизацию и не имеет четкого сценария. Любой результат является успешным. Дети с удовольствием рисуют пальчиками.
Слайд №18
Фото +
Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверие детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре.
Слайд № 19
Фото Пример хэппенинга (фото №1)
Слайд №20
Рекомендации для воспитателей:
• Любите детей и относитесь к ним как к своим;
• Помните об индивидуально-психологических особенностях развития каждого ребенка;
• Приобщайте ребенка в доступной форме к социальным и нравственным нормам;
• Необходимо наладить контакт с родителями детей, поступающих в дошкольное учреждение;
• Проводите консультации и беседы с родителями, знакомьте с режимом дня детского сада, с требованиями к ребенку.
Основная задача педагога – заслужить доверие ребенка. Педагоги стремятся к тому, чтобы система воспитания маленьких детей была ориентирована на личностные, индивидуальные, возрастные особенности каждого ребенка.
Слайд №21 Спасибо за внимание!