МААМ-картинки

Преодоление фонематических нарушений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Алевтина Никитенко
Преодоление фонематических нарушений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы

В процессе восприятия детьми речи и усвоения произносительных навыков ведущая роль принадлежит слуховому анализатору, который, взаимодействуя с речедвигательным анализатором, направляет и контролирует работу речевых органов.

У детей с общим недоразвитием речи полноценное взаимодействие с окружающим миром нарушено. Дошкольники с общим недоразвитием речи страдают неустойчивым вниманием, небольшим объемом памяти, низким контролем собственной речи. В связи с этим речь формируется с задержкой, наблюдаются недостатки звукопроизношения, отклонения в состоянии лексической и грамматической языковых подсистем. В основе этих расстройств лежит нарушение различения смыслоразличительных признаков звуков – фонем, что затрудняет формирование фонематического анализа, синтеза, а так же фонематических обобщений. Это приводит к ограниченности словаря, недостаточному пониманию смысловых значений, грамматических категорий. И чем раньше начнется логопедическая работа по коррекции и развитию фонематического слуха, тем успешней будет идти общее речевое развитие ребенка.

Публикация «Преодоление фонематических нарушений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

Эффективная и стойкая коррекция дефектов звукопроизношения может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия. Фонематическое восприятие содержит в себе два компонента: фонематический слух – это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию и осуществлять элементарный звуковой анализ.

Хорошо развитый фонематический слух обеспечивает правильное формирование звукопроизношения, четкое и внятное произнесение слов. Развитие фонематического слуха протекает в тесном взаимодействии с развитием артикуляции. Наряду с общеизвестной зависимостью артикуляции от слуха отмечается и обратная зависимость: умение произнести тот или иной звук значительно облегчает ребенку его различение на слух. Закрепление правильного звукопроизношения во многом зависит от слухового контроля. Слуховой контроль над произношением сохраняет существенное значение и после того, как оно прочно усвоено и автоматизировано.

Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетикой, но и с лексико-грамматической стороной речи. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дошкольники намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении.

Работа по преодолению фонематических нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи должна строиться с учетом «современных представлений о многоуровневой структуре процесса восприятия речи, с учетом соотношения элементарных и высших психических функций в процессе развития речи ребенка и научных данных об этапах развития фонематических функций в онтогенезе» (Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова) [1]. Слуховое восприятие может быть активным и целенаправленным лишь при условии достаточной сформированности устойчивого внимания. Произвольная память является показателем управляемости психическими процессами и необходима в учебной деятельности. В свою очередь такие процессы, как восприятие, память, мышление, произвольное внимание, формируются при участии речи.

В работе по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия дошкольников принято выделять следующие этапы:

- упражнения в различении неречевых звуков;

- упражнения в различении одинаковых звуков, слогов, слов, предложений, произносимых разным по высоте, силе и тембру голосом;

- упражнения в различении похожих звуков, слогов, слов, различающихся одним звуком;

- упражнения, направленные на формирование и развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Так как в основе развития фонематического слуха лежат умения, связанные с различением акустических характеристик звуков: высоты, громкости, длительности, поэтому начинать развивать слуховое восприятие целесообразно с неречевых звуков. На первом этапе педагог учит детей слушать, слышать и различать неречевые звуки, например: гул машин, шум ветра, дождя, шелест листьев, лай собак, щебетанье птиц. На занятиях используются аудиокассеты с записью неречевых звуков, различные предметы, с помощью которых можно производить звуки. С этой целью можно использовать пластиковые бутылки или контейнеры с различными наполнителями: горохом, фасолью, мелкими камушками, сухим песком, пуговицами и т. п. Так же педагог демонстрирует детям, с каким звуком рвется ткань, бумага, потом дети сами рвут бумагу и ткань. Затем педагог прячет все предметы за ширму и там производит действия с ними. Дети отгадывают, какой предмет издает тот или иной звук.

Дальше педагог должен научить дошкольников различать звучащие игрушки: бубен и барабан, гармошку и дудочку, погремушку и колокольчик и т. п. На этом этапе дети тренируются в определении направления звука. Проводятся упражнения «Где звенит колокольчик?», «Где пищит цыпленок?» и др. Затем дети упражняются в различении тихих и громких, высоких и низких звуков. Для различения громких и тихих звуков педагог раздает детям картинки, на которых изображены, например медведь и зайка с молотками (сильный мишка стучит громко, а слабый зайка стучит тихо). При различении низких и высоких звуков можно использовать большую и маленькую игрушки. На этом этапе широко используются звукоподражания (большой мишка рычит грубым голосом, а маленький мишка – тонким голоском).

Для различения слов и предложений, произносимых разным по высоте голосом можно использовать большую и маленькую кукол, картинки с изображением папы и сына. На этом этапе активно ведется работа по привлечению внимания детей к обращенной речи.

Затем начинается работа по различению детьми правильно и неправильно произносимых педагогом слов. Это постепенно формирует у детей умение слышать ошибки сначала в чужой, а потом и в своей речи. Осуществлять наиболее простые формы фонематического восприятия. Например, педагог показывает и называет картинку с изображением, какого - либо предмета. А потом объясняет детям, что будет называть этот предмет правильно и неправильно, а они поднимают «сигнал», если слово произнесено неправильно. В качестве сигнала можно использовать флажки, семафоры.

Эти упражнения активизируют слуховые ощущения, слуховое внимание дошкольников. На этом этапе работы важно не только научить детей различать звуки на слух, но и запоминать и воспроизводить ряды звуков и слогов. В упражнениях нужно использовать только те звуки, которые правильно произносятся ребенком. Можно привнести игровой элемент в эти упражнения, используя игровых персонажей (гномиков, инопланетян, которые якобы говорят на своем волшебном языке и учат этому детей. В это время активно ведется работа по уточнению произношения сохранных звуков и закреплению их в речи, затем начинается работа по постановке и первоначальной автоматизации отсутствующих или искаженно произносимых звуков.

Отсутствующие или дефектные звуки нуждаются сначала в отработке артикуляции, автоматизации в различных позициях, а затем в уточнении восприятия на слух и в речи. Педагог развивает у детей восприятие правильно произносимых фонем и различение звуков, сначала резко отличающихся артикуляционным укладом, а потом – близких по акустико-артикуляционным признакам. В работе над уточнением восприятия звука на слух или различением звуков выделяют определенные этапы:

- дифференциация в ряду звуков;

- дифференциация в ряду слогов;

- дифференциация в ряду слов;

- дифференциация в предложениях.

Дифференцированное восприятие различных признаков речевых звуков создает предпосылки для понимания смыслоразличительной роли их отдельных признаков, что способствует развитию фонематического восприятия.

Самой сложной считается работа по анализу и синтезу слов. Педагог должен помнить, что для анализа и синтеза детям предлагают только те слова, написание которых не расходится с произношением. Проводя эту работу, педагог предлагает детям задания типа: «Сколько звуков в слове «усы»? Назови их по порядку. Расскажи, какой из звуков гласный, а какой согласный. Сколько в слове гласных звуков? Сколько согласных звуков?».

Затем внимание детей направляется на фонематический состав, который может изменяться в зависимости от лексического и грамматического значений слова.

Различение лексических значений можно проводить на материале слов, близких по длине и ритмической структуре, в следующей последовательности:

- начинающихся с фонем, которые отличаются несколькими признаками (Маша- каша, ложка – кошка, ворона – корона и т. д.)

-начинающихся с фонем, отличающихся одним признаком (зуб – суп, дом – том, мак – бак и т. д.)

- различающихся гласными звуками (лак – лук, дом – дым и т. д.)

- различающихся последней согласной фонемой (нож – нос, сом – сок и т. д.)

- различающихся согласной фонемой в середине слова (коса – коза, касса – каша и т. д.)

- являющихся омонимами (шляпка гриба, гвоздя, дамы и др.)

Понимание изменений грамматических значений, зависимых от фонематического состава слова, осуществляется путем противопоставления:

- по значению производственных существительных и существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами (где сани, а где саночки и др.)

- существительных в единственном и множественном числе (где нос, а где носы и др.)

- существительных в именительном и косвенных падежах (белка – нет белки и даю белке, кормлю белку и др.)

- окончаний глагола при изменении его лица, числа, времени, рода (я иду, он идет, они идут и др.)

- разноприставочных глаголов (шьет – пришивает, вышивает, зашивает, обшивает др.)

- окончаний прилагательных при изменении их рода и числа (красный, красная, красное др.)

Отработанный речевой материал должен активно использоваться при составлении предложений, включающих слова, противопоставленные по фонематическому признаку (Том вошел в дом. Захар ест сахар.).

У детей с общим недоразвитием речи фонетические нарушения часто являются ведущими в структуре речевого дефекта. Поэтому работа по преодолению фонематических нарушений ведется на протяжении всего учебного года. Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, что развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Коррекция фонематических нарушений позволяет подготовить детей к овладению звуковым анализом и синтезом слов, т. е. последовательному вычленению всех звуков в слове по порядку, дифференцированию звуков по их количественному и качественному звуковому составу. На этой основе впоследствии они обучаются чтению. Следовательно, осознание звукового состава слова и словесного состава предложения подводит детей к порогу овладения грамотой, «закладывает основы нового отношения к языку, сознательного оперирования им, что является важной предпосылкой успешности школьного обучения» (Ф. А. Сохин, С. А. Тумакова, Д. Б. Эльконин) [ 4 ].

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М. : Academia, 2000.

2. Максаков А. И., Фомичева М. Ф. Звуковая культура речи. / В кн. :

Развитие речи детей дошкольного возраста. /Под ред. Сохина Ф. А. и Тарунтаевой Т. В. М. :Просвещение, 1984.

3. Нищева Н. В. Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников. Издательство «Детство – пресс», 2009.

4. Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста. М. : Просвещение, 1979.

5. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М. : Просвещение, 2004.

6. Швачкин Н. Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте//Вопросы психологии восприятия и мышления/Под ред. Б. М. Теплова. М. : Просвещение. 1948.

Публикации по теме:

Деловая игра для воспитателей по проблеме коррекции фонетико-фонематических нарушений у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №25 «Чебурашка» г. Туапсе муниципального образования Туапсинский.

Конспект подгруппового занятия «Профессии» учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Лексическая тема: "Профессии" Задачи: -Развитие образного мышления -Развитие критического мышления -Актуализация словаря по теме «Профессии».

Консультация для родителей «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» Большинство родителей считают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение.

Особенности формирования фонематических процессов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Аннотация. В данной статье описываются особенности формирования фонематических процессов у детей дошкольного возраста с ОНР, рассказывается.

Особенности глагольного словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня Введение Актуальность темы исследования. В процессе становления речи ребенок овладевает лексическим запасом, осваивает социально закрепленные.

Преодоление нарушений слоговой структуры речи у детей дошкольного возраста В соответствии с принципами психолого- педагогической классификации речевых нарушений выделена категория детей с такими нарушениями, как.

Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи В настоящее время увеличилось число детей с отклонениями в речевом развитии, в том числе и детей с общим недоразвитием речи. Под общим недоразвитием.

Развитие и коррекция мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (3 уровня) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Азинский детский сад» Автор: Глухова Алёна Рашидовна, учитель-логопед.

Изготовление поделки «Ангел» с детьми старшего возраста с общим недоразвитием речиИзготовление поделки «Ангел» с детьми старшего возраста с общим недоразвитием речи Ручной труд с детьми С ОНР. Поделка "Ангел" Техника- аппликация. Материалы: Голова ангела- распечатка (или нарисованная от руки, картон.

Современное состояние проблемы изучения нарушений понимания речи у дошкольников с общим недоразвитием речи Современное состояние проблемы изучения нарушений понимания речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. 1.1. Развитие импрессивной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Преодоление фонематических нарушений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 13 марта 2019 в 17:34
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Преодоление фонематических нарушений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» (включая файлы) размещена пользователем Алевтина Никитенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД