Светлана Ситкина
Преемственность в воспитании патриотизма на основе музейной педагогики у старших дошкольников и детей начальной школы
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд - Наш детский сад ведет работу по преемственности со школой уже не первый год, но по вопросу воспитания патриотизма мы только начинаем наше сотрудничество.
2 слайд - Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Необходимо сделать переход детей в школу более мягким, учителя должны внимательно познакомиться с формами и методами работы в дошкольном учреждении, помочь первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям.
Публикация «Преемственность в воспитании патриотизма на основе музейной педагогики у старших дошкольников и детей начальной школы» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Старшая группа
- Темочки
Одним из приоритетных направлений работы нашего детского сада является музейная педагогика. Поддержанию у ребенка интереса в приобщении к народной культуре способствует создание полноценных условий, а именно музея народной культуры. Именно музейная обстановка благотворно влияет на восприятие ребенком краеведческого материала и не только в отношении регионального компонента.
3 слайд - Сотрудниками ДОУ и школы была проведена большая предварительная работа, изучены программные задачи ДОУ по патриотическому воспитанию, состоялось знакомство с тематическими композициями музея, проведены консультации по конкретным темам музейной педагогики, организовано проведение семинаров по теме «Подготовка совместных мероприятий по ознакомлению старших дошкольников с родным краем» и «Поликультурное воспитание детей старшего дошкольного возраста музейной педагогики и базисных компонентов ДОУ». Основными целями являются : приобщение детей к изучению истории родного края и страны, воспитание чувства патриотизма, гуманности, нравственности, формирование бережного отношения к природе, историческим местам.
4 слайд - Сотрудничество школьников начального звена с музеем ДОУ решает задачи : раскрыть через предметы, экспонаты, выставки, экспозиции в доступной форме уникальную историю своей Родины; научить детей видеть интересное и познавательное; красивое в обыденном, высокое в малом; познакомить детей с культурными традициями своего народа, города, района, своей страны; знать природные богатства.
5 слайд - Использование разнообразных форм работы (музейной педагогики) : театрализации, бесед, рисования, рассматривания экспонатов, атрибутов, — способствует повышению интереса детей к истории родного края, развитию познавательной активности, любознательности, внимания.
В процессе занятий у детей обогащается словарный запас: точно и правильно использовать слова, обозначающие предметы быта и явления природы; задавать вопросы, делиться впечатлениями со сверстниками и взрослыми. Свои представления о своей Родине воспитанники отражают в играх, рассказах, рисунках. Дети совместно с родителями участвуют в пополнении экспозиций музея детского сада различными предметами старины, принесенными из дома, изготовлением макетов.
6 - 7 слайды - С помощью родителей и благодаря коллективу оформлены тематические экспозиции: «Во что играли наши бабушки», «Народный быт», «Утварь и посуда». «Народный костюм», «Эти годы позабыть нельзя» и т. д. Педагогами оформлены интерактивные пособия – лэпбуки «Этнографический музей», «Интерактивный музей», а также проект «Книга боевой славы», где располагаются данные о наших земляках и близких, воевавших в ВОВ, в Афганистане, Чечне, выполнявших свой гражданский долг на Чернобыльской АЭС, таким образом совместно с детьми и родителями выполняются задания поисковой деятельности, реализуется проектная деятельность.
Сотрудничество детского сада, школы и музея ДОУ благотворно влияет на формирование у детей нравственных качеств, воспитание чувства любви к малой и большой Родине.
8 - 9 слайды - Механизм реализации:
Основными формами сотрудничества со школой являются экскурсии, совместные мероприятия и праздники, посещение постановок, выставок, участие в работе и т. д. Все мероприятия направлены на расширение социального опыта детей, что в дальнейшем положительно скажется на выборе ребенка. В мероприятиях вместе с детьми участвуют и их родители, что тоже позитивно влияет на их активность и включенность в жизнь и интересы ребенка. Координируют мероприятия сотрудничества конкретные педагоги в рамках специально созданных творческих групп, что в свою очередь повышает творческую активность и инициативность воспитателей детского сада.
На каждый учебный год разрабатывается план совместной деятельности, которая реализуется поэтапно.
10 слайд - Актуальность данной работы заключается в том, что преемственность в воспитании патриотизма у детей дошкольного возраста и начальной школы важную роль играет музейная педагогика. Применение знаний при знакомстве с отдельными экспонатами и с целыми экспозициями, способствует обогащению знаний и представлений детей об окружающем мире; помогает воспитывать нравственность, патриотизм, любовь к Родине, семье, уважения к окружающим.
11 слайд - Целью является создание и апробация эффективности модели преемственных связей между дошкольным учреждением и начальной школой в условиях введения ФГОС; формирование основ визуального мышления на базе наблюдения музейных объектов, что способствует развитию мыслительных процессов речи ребенка, успешной адаптации в начальной школе.
Задачи планируемой работы:
- изучение и анализ существующего опыта реализации ФГОС у старших дошкольников (достижения, проблемы, перспективы).
- установление уровня преемственных связей ФГОС между дошкольным учреждением и начальной школой.
- обеспечение условий, для реализации плавного перехода детей, от игровой к учебной деятельности.
- разработку и согласование с начальной школой модели выпускника в соответствии с ФГОС. Повышение педагогической компетентности родителей по вопросу подготовки детей к школе.
12 слайд - Ожидаемый результат: мы предполагаем, что преемственность в воспитании патриотизма у детей дошкольного возраста и начальной школы возможно, если:
- разработаны направления работы по формированию нравственно – патриотического воспитания;
- организована совместная деятельность ДОУ и начальной школы в режимных моментах;
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда разнообразным музейным материалом.
В перспективе развития - разработка Программы преемственности между ДОУ и начальной школой, которая будет способствовать успешной адаптации и социализации ребенка на первом этапе школьного обучения в условиях реализации ФГОС ДО.
13 слайд - Работа по организации преемственности должна будет проводиться педагогическими коллективами ДОО и школы совместно и системно. Только заинтересованность обеих сторон и родителей, позволит по-настоящему решить проблему преемственности дошкольного и начального образования, сделать переход из ДОУ в начальную школу безболезненным и успешным, так как установление связи и творческого сотрудничества между детским садом и начальной школой - необходимое условие успешного решения задач подготовки детей к школе, преемственности в системе непрерывного образования для реализации ФГОС.
Детский сад в нашем понимании является фундаментом образования, а школа - само здание, где идет развитие образовательного потенциала, базовая культура личности.