Глухих Наталья
Преемственность в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Преемственность в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ по профилактике дисграфии и дислексии у детей старшего дошкольного возраста.
1. Пояснительная записка
Развитие речи дошкольников является одним из важных условий в подготовке детей дошкольного возраста к школьному обучению. Одним из основных этапов формирования грамматически правильной устной и письменной речи является работа по предупреждению дисграфии, дислексии у дошкольников.
Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии ребенка и исправить их до начала обучения в школе, так как любую патологию легче предупредить, чем устранить.
Темочки:
В настоящее время является общепризнанным, тот факт, что между недоразвитием устной речи и нарушением чтения и письма существует тесная взаимосвязь. Но как показывают многочисленные исследования известных отечественных дефектологов (Р. Е. Левина, Г. А. Каше, Н. А. Никашина, А. К. Маркова, Л. Ф. Спирова, Г. В. Чиркина и др.) затруднения при обучении грамоте возникают не у всех детей с недостатками произношения, а лишь у тех, недостатки произношения которых являются показателем незаконченности фонемообразования. К этой категории относятся дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
В практике работы наших ДОУ количество детей с фонетико-фонематическим недоразвитием в подготовительных группах на начало учебного года всегда довольно значительно. Прогнозирование их готовности к обучению чтению и письму требовало усиления работы с данной категорией нарушений именно в добукварный период. Необходимость этого диктуется тем, что весь ход нормального речевого развития ребёнка протекает по строго определённым закономерностям, при которых каждое уже сформировавшееся звено является своего рода базой для полноценного формирования последующего. Поэтому,выпадение какого-то одного звена (или отклонение от нормы в его развитии) препятствует нормальному развитию и других, «надстроенных» над ним, звеньев. Отсюда следует, что раннее выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием и предпосылками возможных нарушений чтения и письма и устранение у них данных проявлений, является необходимым условием для успешной коррекции недостатков фонетико-фонематического недоразвития в дошкольном возрасте и предупреждения в дальнейшем нарушений чтения и письма.
2. Психолого-педагогическое обоснование методики по предупреждению дисграфии и дислексии.
Для успешного овладения письмом, его техникой у ребенка уже в дошкольном возрасте должны быть сформированы следующие необходимые предпосылки письма:
• Различие на слух всех звуков речи, включая акустически и артикуляционно близкие: звонкие - глухие, мягкие - твердые, свистящие - шипящие, сонорные.
• Правильное произношение речевых звуков, в плане отсутствия замен одних звуков другими.
• Развитие словарного запаса, лексико-грамматического строя речи.
• Достаточное формирование фонетико-фонематических представлений. Владение простейшими видами анализа, доступными детям дошкольного возраста, а именно: выделение звука на фоне слова; определение места звука в слове - начало, середина, конец; выделение ударного гласного звука, и более сложные виды анализа и синтеза слов.
• Достаточный уровень сформированности зрительно-пространственных представлений. Умение различать предметы и геометрические фигуры по форме, величине, расположению в пространстве. Такие понятия, как круг, овал, квадрат, треугольник; больше, меньше, вверху, внизу, справа, слева, необходимы для прочного усвоения зрительных образов букв.
При ФФН дети нестойко употребляют звуки речи. Некоторые звуки ребёнок по инструкции изолированно произносит правильно, но в речи они отсутствуют или заменяются другими. Иногда звуки одной фонетической группы заменяются, а другой искажаются. Поскольку у детей нарушено фонематическое восприятие, т. е. дети не различают звуки в потоке речи, то страдает понимание речи. Им трудно повторить слоги с оппозиционными звуками, самостоятельно подбирать слова на заданный звук, выделять звук из слова и т. д.
Дети с ОНР, как известно, имеют ограниченный словарный запас, грамматически неверно выражают свои мысли, неправильно произносят звуки речи, смешивают их на слух и в произношении, то в их письменной речи будут встречаться ошибки в виде смешения букв, искажения слоговой структуры, ошибок в словообразовании и управлении, в бедности синтаксических построений.
В группах с общим недоразвитием речи обучение рассчитано на два года, поэтому звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии и дисграфии целесообразно разделить на два этапа:
1. Первый год обучения. Безбуквенный период. Проводится звуковой анализ и синтез сочетаний, слогов и слов.
2. Второй год обучения. Буквенный период. Проводится звуко-буквенный анализ и синтез слогов и слов. Анализ текстов и предложений.
На безбуквенном этапе обучения необходимо развивать у дошкольников интерес к занятиям и формировать осознанное овладение фонетической системой языка. Пробудить познавательный интерес помогают различные игры и игровые приёмы.
Дидактическая игра — средство обучения, поэтому она может быть использована на занятиях учителем-логопедом. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них, обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребёнок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
3. Основные принципы в коррекционной работе по профилактике дисграфии:
• Компенсация дефектных или незрелых функций и операций происходит за счет развития деятельности всех анализаторов, участвующих в акте письма с опорой на достаточно сформированные функции.
• Опережающее развитие устной речи по отношению к письменной. Что позволяет закреплять слухо-произносительные, зрительно-слуховые, слухо-моторные связи необходимые для полноценного письма.
• Учитывая возрастные и психические особенности дошкольного возраста, коррекционная профилактическая работа проводится максимально в рамках игровой деятельности.
К основным коррекционным задачам этой программы относятся:
- развитие конструктивного праксиса и тактильных ощущений;
- совершенствование зрительно-пространственного восприятия;
- формирование навыков чтения и работа над техникой чтения;
- развитие восприятия.
Профилактика нарушения чтения и письма осуществляется комплексно. Работа ведется по нескольким направлениям:
1. Формирование звукопроизношения,
2. Развитие фонематического восприятия,
3. Формирование навыков языкового анализа и синтеза,
4. Обогащение активного словаря и формирование практических умений им пользоваться.
5. Развитие грамматических навыков,
6. Формирование связной речи,
7. Совершенствование пространственных представлений,
8. Развитие способности к запоминанию и воспроизведению,
9. Развитие мелкой моторики рук,
10. Развитие тактильных ощущений,
11. Развитие конструктивного праксиса,
12. Расширение «поля зрения» ребенка.
В содержании коррекционной деятельности должны быть отраженно взаимодействие в разработке и реализации коррекционных мероприятий воспитателей, специалистов образовательного учреждения, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения.
1 этап: подготовительный
• развитие зрительного, предметного гнозиса.
2 этап: основной
• Цель: предупреждение ошибок чтения и письма на материале от букв к предложению.
3 этап: заключительный
• Цель: закрепить навыки грамотного чтения и письма на материале текстов.
Первый блок работы направлен на развитие зрительного гнозиса
• формирование зрительного восприятия,
• развитие зрительной памяти,
• формирование пространственного восприятия, зрительного анализа и синтеза.
Второй блок работы включает развитие оптико - пространственной ориентировки, включающий в себя:
• преодоление нарушения ориентировки в собственном теле, дифференциации правых и левых его частей;
• преодоление нарушения ориентировки в окружающем пространстве;
• развитие ориентировки в двумерном пространстве.
Третий блок направлен на предупреждение ошибок при чтении и письме
• - на уровне буквы,
• - на уровне слога,
• - на уровне слова,
• - на уровне словосочетаний,
• - на уровне предложения,
• - на уровне текста.
Содержание коррекционной работы
1. Развитие фонематического восприятия. Узнавание неречевых звуков, звуков речи. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа.
2. Работа над звукопроизношением. Прежде всего, необходимо устранить все недостатки в произношении фонем (искажение, замена, отсутствие звука).
3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Выделение из предложения слов, из слов-слогов, из слогов-звуков. Различение между собой любых звуков речи, как гласных, так и согласных. Ребенок должен понимать разницу между согласными звуками (звонкие и глухие, твёрдые и мягкие). Выделение любых звуков из состава слова. Умение объединять звуки в слоги, слоги – в слова. Умение определять последовательность звуков в слове и количество слогов. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. Обучение детей разным способам словообразования с помощью различных приставок. Другой вид работы — подбор однокоренных слов. Большая работа проводится по активизации словарного запаса.
4. Развитие грамматических навыков. Основными задачами этого этапа являются работа над пониманием и употреблением предлогов, составление предложений по картинкам, сериям картинок, распространение и сокращение предложений.
5. Развитие связной речи. Ведётся работа по обучению составления описательных рассказов и совершенствованию навыков пересказа небольших текстов.
4. Ожидаемые результаты освоения программы
В течение нескольких лет к основной программе (Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием; Н. В. Нищева Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи) были добавлены упражнения и игры для предупреждения ошибок чтения и письма
- повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать;
- формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность;
- развивается способность к переносу полученных навыков на незнакомый материал.
Работа по предупреждению специфических ошибок чтения и письма должна проводиться с детьми с различной речевой патологией: с ОНР, ФФНР и др. Очень полезна она и для детей массовых групп 5-7-летнего возраста.
Таким образом, работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте когда начинается развитие речи у ребенка.
Но в силу того, что количество детей со сложной речевой патологией неуклонно растёт, эта работа может и должна быть продолжена в школьный период, особенно в начальной школе, когда закладываются основы обучения.
Литература
1. Балобанова В. П., Богданова Л. Г., Венедиктова Л. В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб. : Детство-пресс, 2001.
2. Варенцова Н. С., Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 1997.
3. Выготский Л. С. Мышление и речь. – М. : Лабиринт, 1996.
4. Гаркуша Ю. Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи. – М., 1992.
5. Городилова В. И., Кудрявцева М. З. Чтение и письмо. – М., 1995.
6. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., 1991.
7. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М, Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи. – М., 1990.
8. Корнев А. Н. Дислексия и дисграфия у детей. – С. Пб., 1995.
9. Ткаченко Т. А Если дошкольник плохо говорит. – С. Пб., 1997.
10. Ткаченко Т. А В первый класс без дефектов речи. – С. Пб., 1999.
11. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М. ,1993.
7. Достижение детьми планируемых результатов
Диагностика предпосылок дисграфии и дислексии
Для выявления предпосылок дисграфии и дислексии проводится логопедическая диагностика, которая включает в себя следующие параметры:
1. Обследование устойчивости внимания
2. Обследование зрительного и слухового восприятия
3. Обследование зрительной и слуховой памяти
4. Обследование общей моторики
5. Обследование моторики артикуляционного аппарата
6. Исследование мимической мускулатуры
7. Обследование лексического запаса
8. Обследование грамматического строя речи
9. Обследование фонематической стороны речи
10. Обследование слоговой структуры слова
11. Обследование звукопроизношения
1
2Дислалия- нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
3Фонетико-фонематическое недоразвитие- нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
4Аграмматизм- нарушение понимания (импресс.) и употребления (экспресс.) грамматических средств языка.