Людмила Коржиченко
Преемственность в работе учителя-дефектолога и инструктора по физической культуре
Тема: «Преемственность в работе учителя –дефектолога и инструктора по физической культуре»
Учитель- дефектолог : Коржиченко Л. В.
В настоящее время многими исследователями установлено особое значение движения в формировании мозговых функций человека, а значит и речи. Изначально ребёнку присуща очень большая потребность в движениях, и они приносят ему огромную радость.
Публикация «Преемственность в работе учителя-дефектолога и инструктора по физической культуре» размещена в разделах
Многое можно узнать, сидя за столом, но неизмеримо большего можно достичь, двигаясь, играя. Движение и игра – это физиологическая потребность детей – дошкольников. Двигаясь, играя, дети запоминают намного больше и легче. Умения и навыки формируются как – бы непроизвольно. Известно, что двигательная активность нужна детям не только для хорошего физического, но нормального психического развития.
Основываясь на том, что речь неотделимо связана с движениями, физкультурно-оздоровительная работа имеет немаловажное значение для успешной коррекции речевых нарушений. Двигательное развитие способствует активизации психики и речи, которое в свою очередь стимулирует становление двигательных функций, связи между развитием мелких мышц, движениями рук и речью.
Основой физкультурно-оздоровительной работы являются разнообразные формы совместной деятельности педагога с детьми: физкультурные, музыкально-ритмические, интегрированные занятия и игровые ситуации, включающие дыхательную гимнастику, упражнения на развитие мелкой моторики, самомассаж, релаксацию, физкультурно-оздоровительные мероприятия после дневного сна и др.
Когда у ребенка нарушено произношение он выглядит инфантильным, кажется младше своих лет. Это задерживает его развитие и делает его дисгармоничным. Нарушение звукопроизношения говорит о том, что у ребенка есть отклонения в развитии некоторых психически функций, например, внимания, слухового восприятия и памяти, самоконтроля, а также о том, что он испытывает определённые психологические трудности. Для детей с речевыми нарушениями, характерно нарушение общей и мелкой моторики. Коррекция произношения приводит не только к устранению речевых нарушений, но и выправляет перечисленные недостатки развития.
С целью создания оптимальной коммуникативной среды, мы разработали коррекционно-оздоровительный модель, для коррекции речи детей наряду с физическим развитием.
Речь и движение очень тесно связаны между собой. Мы опираемся на известное положение о том, что для полноценного формирования у ребенка навыков устной речи важно развивать у него двигательную и мелкую моторику рук. Современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, отвечающие за движение органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся пальцев рук «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность.
Двигательная активность обеспечивает своеобразный отдых ребенку. Повышает его умственную работоспособность, предупреждает утомление. Дети, научившись управлять отдельными движениями, ранее для них не доступными, получают уверенность в себе, своих силах, и эта уверенность способствует успеху работы по развитию общей и артикуляционной моторики.
Взаимодействие учителя — дефектолога и инструктора по физической культуре, показали, что сочетание речи и движения являются важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков у детей. Опыт доказывает, что необходимо учить ребё нка основным видам движений: различным видам ходьбы, бега, упражнениям с заданиями на все виды мышц в сочетании с речью. Речевой материал эффективнее использовать в стихотворных формах, так как ритм речи помогает сохранить ритмичность движения. Двигательные упражнения в сочетании с речью ребёнка координируют движения определенных мышечных групп (рук, ног, головы, корпуса) во время артикулирования. В начале учебного года учитель-логопед знакомит инструктора по физической культуре с диагнозами детей (их речевой характеристикой). Выявив уровень психо -речевого развития детей, совместно определяются цели, задачи формирования рече-двигательных навыков. Затем, составляются планы коррекционной работы. Целью проведения такой работы инструктором по физической культуре являются : развитие общей и мелкой моторики; пространственной ориентации; физиологического и речевого дыхания; координации речи с движением.
Материал для произношения и для проговаривания текста подбирает учитель — логопед, в соответствии с речевыми нарушениями дошкольников, с учетом их возраста и этапов логопедического воздействия, а комплексы упражнений составляет инструктор по физической культуре с учётом необходимых речедвигательных навыков.
Таким образом, дефектолог, используя эти игры на своих занятиях, автоматизирует определённый звук и одновременно закрепляет основное движение. Инструктор по физвоспитанию, работая над определённым основным движением, знает, какой звук он может закрепить.
Проанализировав «Программу обучения и воспитания в детском саду» под. ред. М. А. Васильевой по разделу «Физическое воспитание» (старшая группа, выделила основные движения, которые можно закрепить в игре. Создала базу таких игр на разные звуки. Таким образом, в каждой двигательно-речевой игре закрепляется тот или иной звук и одновременно совершенствуется какое - то основное движение, определённое программой.
Например, при закреплении звука «Р» проводится игра «Буратино» ( основное движение: ходьба с высоким подниманием колен). При автоматизации звука «Ж» - игра «Ёжик» (основное движение – бег с ускорением темпа).
Автоматизируя звук «Ш» - «Вот лягушка по дорожке» ( основное движение: прыжки, ноги врозь). Звук "Ж"«Уж» - (ползание) При закреплении звука «Л» или дифференциации звуков «Р-Л» - игра «Пугало» (упражнение в равновесии, прыжки на одной ноге с продвижением вперёд, и т. д.
Предлагаю вашему вниманию подборку таких игр.
В своей деятельности мы используем материал из пособия Е. Н. Вареник «Физическое и речевое развитие дошкольников».
Дети, научившись управлять отдельными движениями, получают уверенность в своих силах, и эта уверенность способствует успеху работы по развитию общей и артикуляционной моторики. Стихотворные тексты нормализуют темп речи детей, что сказывается на формировании слоговой структуры слова. Дети вслушиваются в звуки, слова, контролируя собственную речь. Во время такой физкультурной деятельности укрепляется артикуляционный аппарат ребёнка, развивается фонематический слух. В свою очередь, в коррекционной работе дефектолога присутствует двигательная активность детей, способствующая развитию общей и мелкой моторики. Преемственность и взаимосвязь в работе учителя -дефектолога и инструктора по физической культуре способствует эффективности и прочному закреплению результатов логопедической работы.