Наталья Гузенко
Преемственность в работе специалистов дошкольного и школьного звена образования
▼ Скачать + Заказать документы
Преемственность
в работе специалистов дошкольного и школьного звена образования.
Переход ребенка дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития, в иное культурное пространство. Обеспечение успешности этого перехода – проблема объединения усилий работников детского сада и начальной школы.
Публикация «Преемственность в работе специалистов дошкольного и школьного звена образования» размещена в разделах
Введение новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного образования является важным этапом преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе. При этом дошкольная образовательная организация обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а начальная школа, используя опыт детского сада, способствует его дальнейшему личностному становлению. Преемственность между детским садом и школой осуществляется как по содержанию обучения и воспитания, так и по методам, приемам, организационным формам учебно-воспитательной работы.
Условия для реализации преемственности :
- Сохранение самоценности каждого возрастного этапа развития ребёнка.
- Обеспечение поступательного возрастного развития дошкольника и младшего школьника.
- Для начального образования : опора на достижения дошкольного детства.
- Согласованность программ ДОУ и начальной школы.
- Сохранение ведущих видов деятельности (на дошкольной ступени образования – игровой, на начальной школьной – учебной).
Сотрудничество учителей и воспитателей (взаимопосещение занятий, уроков, проведение совместных совещаний по вопросам преемственности дошкольной и начальной ступеней образования и др.).
- Создание условий для развития творческих, интеллектуальных и личностных потенциалов ребёнка.
Современные социальные, экономические, экологические условия жизни привели к увеличению числа детей с ОВЗ. Проблемы моторного, психического и речевого развития ребенка часто проявляются уже в раннем и младшем дошкольном возрасте и отрицательно влияют на дальнейшее его развитие, вызывая трудности обучения в школе.
Дошкольное образование становится обязательным и общедоступным.
Поэтому в последнее время в наш детский сад поступает много воспитанников с ОВЗ. В связи с этим остро стоит вопрос о их адаптации.
Цель нашей работы в решении вопроса адаптации и профилактики дезадаптации детей с ОВЗ к детскому саду — это сохранение психического и физического здоровья детей в период адаптации к детскому саду, оказание помощи в построении взаимоотношений между детьми, сотрудниками детского сада и родителями. Комплексный подход к данной проблеме — это залог успешной адаптации детей к новым условиям.
Еще до поступления ребенка в детский сад воспитатели и специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед) знакомятся с родителями. Родителям дается информация о значимости процесса адаптации и возможности её решения; о степени адаптации, поднимаются вопросы питания, культурно-гигиенических навыков, обговариваются моменты, облегчающие процесс адаптации. Родители заполняют анкеты, по которым в дальнейшем прогнозируется степень адаптации детей и определяются особенности семейного воспитания. Если у ребенка обнаруживаются какие-либо проблемы, мешающие успешному прохождению адаптации (сосет соску, ест из бутылочки), мы рекомендуем родителям устранить их еще до поступления в ДОУ.
Перед нашими педагогами стоят следующие задачи по адаптации дошкольников с ОВЗ :
1. Научить приспосабливаться к жизни в новых социальных условиях (в т. ч. социально-бытовая ориентировка).
2. Установление гармоничных связей с социальным окружением (включая взрослых и сверстников).
3. Соблюдение определенных правил группы (в т. ч. нормативное поведение) .
4. Умение выражать свои просьбы, желания в новых условиях.
5. Усвоение новой роли – «Я – дошкольник».
Первые дни пребывания ребёнка минимальны и как показывает практика адаптация детей в течение первого месяца должна происходить в индивидуальном режиме, начиная с 2 часового пребывания в ДОУ до постепенного увеличения времени пребывания в ДОУ на 1–2 часа в день.
Родители, приходят с детьми в сад. Дети играют на площадке, родители — рядом, но не на площадке. Второй день — они наблюдают за детьми и постепенно отходят на расстояние. Третий день — некоторые дети могут уже оставаться сами, и родители уходят на 1 час. На вторую неделю — дети заходят в группу тоже на 1 час. Третью неделю — остаются уже на большее время. Всё решается в индивидуальном режиме, воспитателями и психологом.
На каждого ребенка заводится индивидуальный адаптационный лист, в котором ежедневно, с момента поступления ребенка в ДОУ, фиксируются результаты наблюдений (социальные контакты, питание, сон, эмоциональное состояние). Ведение адаптационного листа позволяет отследить особенности привыкания ребенка к ДОУ и наметить ряд профилактических и, при необходимости, коррекционных мероприятий для облегчения адаптационного синдрома.
Дети с ограниченными возможностями здоровья адаптируются к ДОУ намного тяжелее, чем их сверстники. Это объясняется особенностями их психофизического и речевого развития, мешающими устанавливать благоприятный контакт со сверстниками и со взрослыми, освоить должным образом социально-бытовые навыки. Период адаптации обязательно сопровождает педагог-психолог. Он проводит адаптационные игры, способствующие снятию тревожности, напряжения, проводятся занятия в сенсорной комнате, дает рекомендации родителям по успешному прохождению адаптации. Учитель-логопед дает рекомендации родителям по развитию речи детей дошкольного возраста.
После завершения адаптации педагоги ДОУ проводят диагностику психического и речевого развития. После проведенной диагностики мы выявляем детей с тяжелыми нарушениями речи, недоразвитием высших психических функций. Этих детей мы рассматриваем на консилиуме и подбираем для них индивидуальные маршруты развития и обучения.
В нашем ДОУ работает психолого-педагогический консилиум. В состав консилиума входят: заведующий ДОУ, старший воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели, медсестра.
Основными задачами ПМПк являются:
- выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии ребенка;
- выявление резервных возможностей развития ребенка ;
- определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи ребенку и его семье;
- подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния.
Детям, со сложными нарушениями (ТНР, подозрением на ЗПР, УО и др.) мы рекомендуем прохождение Районной ПМПкомиссии с последующим зачислением в логопедическую группу.
В нашем детском саду функционирует 2 логопедические группы компенсирующей направленности. Дети-инвалиды обучаются и воспитываются в общеразвивающих группах. Обучение и коррекция развития детей с ОВЗ осуществляются по адаптированным основным общеобразовательным программам с учетом психофизиологических особенностей и возможностей таких детей. В АООП отражаются направления по коррекционно-развивающей работе каждого специалиста по пяти образовательным областям.
Вся педагогическая деятельность в детском саду нацелена на коррекцию имеющихся отклонений в развитии детей и формирование готовности к обучению в школе.
Формирование готовности детей к обучению в школе представляет собой длительный и сложный процесс, целью которого является всестороннее развитие дошкольника. Необходимо различать общую и специальную готовность ребёнка к обучению в школе. Специальная готовность определяется наличием у него знаний, умений и представлений, которые составляют основу изучения. Общая же готовность определяется психическим и физическим развитием, а также сформированностью личностно-социальной готовностью, которая подразумевает «внутреннюю позицию школьника».
В подготовительной группе в начале учебного года проводится педагогическая и психологическая диагностика с целью выявления компонентов готовности к обучению в школе : уровня мотивации к обучению в школе, уровня сформированности познавательных процессов, способности к произвольной регуляции действий, уровень речевого развития. Диагностика готовности к школе проводится по следующим методикам. Педагог-психолог использует «Ориентационный тест школьной зрелости Керна- Йерасека», «Графический диктант» Д. Б. Эльконина для исследования ориентации в пространстве, «диагностический комплект Павловой, Руденко. ЛОГОПЕД Стребелева Е. А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста, Методическое пособие.
Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи.
По итогам данной работы подбираются групповые или индивидуальные занятия коррекционно-развивающей направленности с целью повышения успешности обучения и адаптации к началу систематического обучения в школе.
Для вовлечения родителей в процесс подготовки детей к школе воспитатели, учитель-логопед и педагог-психолог проводят практикумы, мастер-классы и родительские собрания для родителей, будущих первоклассников.
В конце учебного года после проведенной коррекционно-развивающей работы по подготовке к школе проводится итоговое обследование детей. По итогам диагностики заполняются карты готовности детей к обучению в школе.
В карте прописываются уровень готовности, индивидуальные особенности ребенка, на которые учителю необходимо обратить внимание, рекомендации педагога-психолога и учителя-логопеда по проблемным зонам ребенка.
Преемственность между МБДОУ № 59 «Лакомка» и СОШ № 16 осуществляется через совместные консилиумы, посещение учителями открытых мероприятий ДОУ, посещение педагогами ДОУ открытых уроков в СОШ № 16.
Наш детский сад проводит консилиум совместно со школой № 16. На консилиуме обсуждаются результаты готовности детей к поступлению в школу, особо обращается внимание на тех детей, которые имеют нарушения или статус ОВЗ. В СОШ передаются индивидуальные карты, отражающие готовность ребенка к обучению в школе.
В зависимости от уровня готовности к школе, взаимоотношений воспитанников между собой, специалисты ДОУ дают рекомендации учителям по формированию классов.
Учителя и специалисты СОШ посещают открытые мероприятия, организованные педагогами ДОУ с целью знакомства с детьми и особенностями работы дошкольной ступени образования. Это позволяет учителям, которые будут работать с данными детьми, внедрять в свою работу те же приемы и методы, которые использовали воспитатели. И от этого выигрывают и дети, и учителя, так как, попадая к учителю, который использует одинаковый подход с их воспитателем, играет в те же игры, дети успешнее адаптируются.
После поступления детей в школу преемственность между ДОУ и СОШ продолжается. Педагоги ДОУ в течение учебного года посещаются открытые уроки в школе.