МААМ-картинки

Преемственность в работе специалистов дошкольного и школьного звена образования

Наталья Гузенко
Преемственность в работе специалистов дошкольного и школьного звена образования
▼ Скачать + Заказать документы

Преемственность

в работе специалистов дошкольного и школьного звена образования.

Переход ребенка дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития, в иное культурное пространство. Обеспечение успешности этого перехода – проблема объединения усилий работников детского сада и начальной школы.

Публикация «Преемственность в работе специалистов дошкольного и школьного звена образования» размещена в разделах

Введение новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного образования является важным этапом преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе. При этом дошкольная образовательная организация обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а начальная школа, используя опыт детского сада, способствует его дальнейшему личностному становлению. Преемственность между детским садом и школой осуществляется как по содержанию обучения и воспитания, так и по методам, приемам, организационным формам учебно-воспитательной работы.

Условия для реализации преемственности :

- Сохранение самоценности каждого возрастного этапа развития ребёнка.

- Обеспечение поступательного возрастного развития дошкольника и младшего школьника.

- Для начального образования : опора на достижения дошкольного детства.

- Согласованность программ ДОУ и начальной школы.

- Сохранение ведущих видов деятельности (на дошкольной ступени образования – игровой, на начальной школьной – учебной).

Сотрудничество учителей и воспитателей (взаимопосещение занятий, уроков, проведение совместных совещаний по вопросам преемственности дошкольной и начальной ступеней образования и др.).

- Создание условий для развития творческих, интеллектуальных и личностных потенциалов ребёнка.

Современные социальные, экономические, экологические условия жизни привели к увеличению числа детей с ОВЗ. Проблемы моторного, психического и речевого развития ребенка часто проявляются уже в раннем и младшем дошкольном возрасте и отрицательно влияют на дальнейшее его развитие, вызывая трудности обучения в школе.

Дошкольное образование становится обязательным и общедоступным.

Поэтому в последнее время в наш детский сад поступает много воспитанников с ОВЗ. В связи с этим остро стоит вопрос о их адаптации.

Цель нашей работы в решении вопроса адаптации и профилактики дезадаптации детей с ОВЗ к детскому саду — это сохранение психического и физического здоровья детей в период адаптации к детскому саду, оказание помощи в построении взаимоотношений между детьми, сотрудниками детского сада и родителями. Комплексный подход к данной проблеме — это залог успешной адаптации детей к новым условиям.

Еще до поступления ребенка в детский сад воспитатели и специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед) знакомятся с родителями. Родителям дается информация о значимости процесса адаптации и возможности её решения; о степени адаптации, поднимаются вопросы питания, культурно-гигиенических навыков, обговариваются моменты, облегчающие процесс адаптации. Родители заполняют анкеты, по которым в дальнейшем прогнозируется степень адаптации детей и определяются особенности семейного воспитания. Если у ребенка обнаруживаются какие-либо проблемы, мешающие успешному прохождению адаптации (сосет соску, ест из бутылочки), мы рекомендуем родителям устранить их еще до поступления в ДОУ.

Перед нашими педагогами стоят следующие задачи по адаптации дошкольников с ОВЗ :

1. Научить приспосабливаться к жизни в новых социальных условиях (в т. ч. социально-бытовая ориентировка).

2. Установление гармоничных связей с социальным окружением (включая взрослых и сверстников).

3. Соблюдение определенных правил группы (в т. ч. нормативное поведение) .

4. Умение выражать свои просьбы, желания в новых условиях.

5. Усвоение новой роли – «Я – дошкольник».

Первые дни пребывания ребёнка минимальны и как показывает практика адаптация детей в течение первого месяца должна происходить в индивидуальном режиме, начиная с 2 часового пребывания в ДОУ до постепенного увеличения времени пребывания в ДОУ на 1–2 часа в день.

Родители, приходят с детьми в сад. Дети играют на площадке, родители — рядом, но не на площадке. Второй день — они наблюдают за детьми и постепенно отходят на расстояние. Третий день — некоторые дети могут уже оставаться сами, и родители уходят на 1 час. На вторую неделю — дети заходят в группу тоже на 1 час. Третью неделю — остаются уже на большее время. Всё решается в индивидуальном режиме, воспитателями и психологом.

На каждого ребенка заводится индивидуальный адаптационный лист, в котором ежедневно, с момента поступления ребенка в ДОУ, фиксируются результаты наблюдений (социальные контакты, питание, сон, эмоциональное состояние). Ведение адаптационного листа позволяет отследить особенности привыкания ребенка к ДОУ и наметить ряд профилактических и, при необходимости, коррекционных мероприятий для облегчения адаптационного синдрома.

Дети с ограниченными возможностями здоровья адаптируются к ДОУ намного тяжелее, чем их сверстники. Это объясняется особенностями их психофизического и речевого развития, мешающими устанавливать благоприятный контакт со сверстниками и со взрослыми, освоить должным образом социально-бытовые навыки. Период адаптации обязательно сопровождает педагог-психолог. Он проводит адаптационные игры, способствующие снятию тревожности, напряжения, проводятся занятия в сенсорной комнате, дает рекомендации родителям по успешному прохождению адаптации. Учитель-логопед дает рекомендации родителям по развитию речи детей дошкольного возраста.

После завершения адаптации педагоги ДОУ проводят диагностику психического и речевого развития. После проведенной диагностики мы выявляем детей с тяжелыми нарушениями речи, недоразвитием высших психических функций. Этих детей мы рассматриваем на консилиуме и подбираем для них индивидуальные маршруты развития и обучения.

В нашем ДОУ работает психолого-педагогический консилиум. В состав консилиума входят: заведующий ДОУ, старший воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели, медсестра.

Основными задачами ПМПк являются:

- выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии ребенка;

- выявление резервных возможностей развития ребенка ;

- определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи ребенку и его семье;

- подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния.

Детям, со сложными нарушениями (ТНР, подозрением на ЗПР, УО и др.) мы рекомендуем прохождение Районной ПМПкомиссии с последующим зачислением в логопедическую группу.

В нашем детском саду функционирует 2 логопедические группы компенсирующей направленности. Дети-инвалиды обучаются и воспитываются в общеразвивающих группах. Обучение и коррекция развития детей с ОВЗ осуществляются по адаптированным основным общеобразовательным программам с учетом психофизиологических особенностей и возможностей таких детей. В АООП отражаются направления по коррекционно-развивающей работе каждого специалиста по пяти образовательным областям.

Вся педагогическая деятельность в детском саду нацелена на коррекцию имеющихся отклонений в развитии детей и формирование готовности к обучению в школе.

Формирование готовности детей к обучению в школе представляет собой длительный и сложный процесс, целью которого является всестороннее развитие дошкольника. Необходимо различать общую и специальную готовность ребёнка к обучению в школе. Специальная готовность определяется наличием у него знаний, умений и представлений, которые составляют основу изучения. Общая же готовность определяется психическим и физическим развитием, а также сформированностью личностно-социальной готовностью, которая подразумевает «внутреннюю позицию школьника».

В подготовительной группе в начале учебного года проводится педагогическая и психологическая диагностика с целью выявления компонентов готовности к обучению в школе : уровня мотивации к обучению в школе, уровня сформированности познавательных процессов, способности к произвольной регуляции действий, уровень речевого развития. Диагностика готовности к школе проводится по следующим методикам. Педагог-психолог использует «Ориентационный тест школьной зрелости Керна- Йерасека», «Графический диктант» Д. Б. Эльконина для исследования ориентации в пространстве, «диагностический комплект Павловой, Руденко. ЛОГОПЕД Стребелева Е. А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста, Методическое пособие.

Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи.

По итогам данной работы подбираются групповые или индивидуальные занятия коррекционно-развивающей направленности с целью повышения успешности обучения и адаптации к началу систематического обучения в школе.

Для вовлечения родителей в процесс подготовки детей к школе воспитатели, учитель-логопед и педагог-психолог проводят практикумы, мастер-классы и родительские собрания для родителей, будущих первоклассников.

В конце учебного года после проведенной коррекционно-развивающей работы по подготовке к школе проводится итоговое обследование детей. По итогам диагностики заполняются карты готовности детей к обучению в школе.

В карте прописываются уровень готовности, индивидуальные особенности ребенка, на которые учителю необходимо обратить внимание, рекомендации педагога-психолога и учителя-логопеда по проблемным зонам ребенка.

Преемственность между МБДОУ № 59 «Лакомка» и СОШ № 16 осуществляется через совместные консилиумы, посещение учителями открытых мероприятий ДОУ, посещение педагогами ДОУ открытых уроков в СОШ № 16.

Наш детский сад проводит консилиум совместно со школой № 16. На консилиуме обсуждаются результаты готовности детей к поступлению в школу, особо обращается внимание на тех детей, которые имеют нарушения или статус ОВЗ. В СОШ передаются индивидуальные карты, отражающие готовность ребенка к обучению в школе.

В зависимости от уровня готовности к школе, взаимоотношений воспитанников между собой, специалисты ДОУ дают рекомендации учителям по формированию классов.

Учителя и специалисты СОШ посещают открытые мероприятия, организованные педагогами ДОУ с целью знакомства с детьми и особенностями работы дошкольной ступени образования. Это позволяет учителям, которые будут работать с данными детьми, внедрять в свою работу те же приемы и методы, которые использовали воспитатели. И от этого выигрывают и дети, и учителя, так как, попадая к учителю, который использует одинаковый подход с их воспитателем, играет в те же игры, дети успешнее адаптируются.

После поступления детей в школу преемственность между ДОУ и СОШ продолжается. Педагоги ДОУ в течение учебного года посещаются открытые уроки в школе.

Публикации по теме:

Преемственность дошкольного образования и начального общего образования в условиях введения ФГОС: теория и практика «Преемственность дошкольного образования и начального общего образования в условиях введения ФГОС теория и практика» В нашем мире постоянно.

Актуальные проблемы в сфере дополнительного образования детей дошкольного и школьного возраста Что собой представляет дополнительное образование? Дополнительное образование – вид образования, направленный на всестороннее удовлетворение.

Переход к работе по ФГОС дошкольного образования в условиях профстандарта С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт.

Опыт работы «Преемственность дошкольного и начального образования» Развитие речи детей – одна из ведущих задач предшкольной подготовки, которую решают учителя-логопеды и воспитатели. Речь – основа умственной.

Презентация «Преемственность дошкольного и начального образования в рамках ФГОС» «Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком»..

Преемственность дошкольного и начального образования в условиях введения ФГОС ДО. Преемственность дошкольного и начального образования в условиях введения ФГОС ДО. Тема преемственности между дошкольным и начальным общим.

Преемственность дошкольного и начального школьного образования Тема: «Преемственность дошкольных групп и школы по внедрению ФГОС» «Школа не должна вносить резкой перемены в жизни детей. Пусть, став.

Преемственность в работе логопедов школ, детских садов как система непрерывного коррекционно-развивающего образования детей Преемственность в работе логопедов школ, детских садов, как система непрерывного коррекционно-развивающего образования детей. Основная задача,.

Пресс-релиз «Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях реализации ФГОС» «Школа не должна вносить резкой перемены в жизни детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть.

Программа дополнительного образования по хореографии для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Данная программа имеет художественную направленность и раскрывает основы изучения классического танца. Новизна и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Преемственность в работе специалистов дошкольного и школьного звена образования
Опубликовано: 23 января 2019 в 21:34
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Преемственность в работе специалистов дошкольного и школьного звена образования» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Гузенко (УИ 807956) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД