Приложение МААМ

Переход к работе по ФГОС дошкольного образования в условиях профстандарта

Александра Белоконь
Переход к работе по ФГОС дошкольного образования в условиях профстандарта
▼ Скачать + Заказать документы

С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

ФГОС это совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

ФГОСы устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием статьи 12 «Закона об образовании» и согласно статье 2 пункту 6 нового закона «Об образовании» представляют собой «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной и нормативно-правовому регулированию в сфере образования».

Публикация «Переход к работе по ФГОС дошкольного образования в условиях профстандарта» размещена в разделах

Что является отличительной особенностью Стандарта?

Впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящим главной целью формирование успешной личности. Ключевая установка стандарта - поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка. Это стандарт условий. Если условия созданы - Стандарт реализован.

Одна из главных задач современной системы дошкольного образования - повышение качества воспитательно-образовательной работы, что в свою очередь напрямую зависит от кадров. Сегодня обществу нужен педагог компетентный, всесторонне подготовленный, являющийся примером человеколюбия, порядочности, педагог, владеющий педагогическим мастерством.

Как мы с вами знаем, новый (ФГОС) стандарт дошкольного образования предъявляет требования не только к содержанию образования, к его результатам, но и, самое главное отличие от ФГТ, к условиям реализации образовательного процесса. В плане внедрения ФГОС ДО особое внимание уделено кадровому обеспечению и подготовке педагогов дошкольного образования. А вот основные требования к педагогам определены в тексте Профессионального стандарта педагога.

3.2. Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

3.2.1. Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия :

1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки;

3) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям

4) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми;

5) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

6) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

7) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

8) защита детей от всех форм физического и психического насилия;

9) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

3.2.3. При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального

развития детей.

Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач :

1) индивидуализации образования

2) оптимизации работы с группой детей.

При необходимости используется психологическая диагностика развития детей

Участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

3.2.4. Наполняемость Группы определяется с учётом возраста детей, их

состояния здоровья, специфики Программы.

3.2.5. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития

детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:

1) обеспечение эмоционального благополучия через:

непосредственное общение с каждым ребёнком;

уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:

создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.);

3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми,

развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

развитие умения детей работать в группе сверстников;

4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного

на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности

со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его

индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого

ребенка)

5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам

образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную

деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов

совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки

образовательных инициатив семьи.

3.2.6. В целях эффективной реализации Программы должны быть созданы условия для :

1) профессионального развития педагогических и руководящих работников, в том числе их дополнительного профессионального образования;

2) консультативной поддержки педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в случае его организации);

3) организационно-методического сопровождения процесса реализации Программы, в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

3.2.8. Организация должна создавать возможности:

1) для предоставления информации о Программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность, а также широкой общественности;

2) для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде;

3) для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

3.2.9. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки должен

соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН

Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога.

20 сентября 2013 года, Советом по профессиональным стандартам Минтруда России был одобрен профессиональный стандарт педагога (учителя и воспитателя). В настоящее время стандарт проходит серьезную апробацию для того, чтобы впоследствии оценка труда педагогов и школы, и детского сада проводилась с учётом единых требований на всей территории Российской Федерации. Что же такое профессиональный стандарт?

Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, а

Квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

Профессиональный стандарт педагога — основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций педагога

В целом профессиональный стандарт педагогических работников является документом, от которого зависит:

возможность конкретного человека работать в педагогической сфере;

размер оплаты труда;

порядок исчисления стажа;

определение размера пенсии;

планирование карьеры педагогического работника.

Одним словом, профстандарт педагога — это документ, который не только устанавливает основные требования к квалификации педагога, но и дает общее определение деятельности, которую ведет этот работник.

Профстандарт является рамочным документом и при необходимости дополняется требованиями, утвержденными в регионах с учетом местных особенностей. Кроме того, внутренние стандарты учреждения образования тоже могут содержать дополнительные требования к педагогическому работнику.

Профстандарт воспитателя в детском саду и других ДОУ включает в себя следующие структурные части:

-Общие сведения о стандарте

В этом разделе определяется, к какому конкретно виду деятельности относится профстандарт педагога дошкольного образования, какие коды ОКЗ и ОКВЭД должны применяться при учете этого вида деятельности. Здесь нужно отметить, что по профстандарту понятие «педагог» шире, чем «воспитатель». К педагогам относятся как воспитатели, так и учителя в школе и других учреждениях общего образования. Разделение происходит на уровне кодов ОКЗ (к воспитателям относится код 3320) и ОКВЭД (80.10.1 — услуги дошкольного образования).

-Функциональная карта

Здесь описываются функции, которые в своей работе должен осуществлять педагог. Применительно к профессиональному стандарту воспитателя ДОУ главными по отношению к детям будут функции:

обучения;

воспитания;

развития.

Зачем нужен профессиональный стандарт педагога

Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире. Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.

Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога.

Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.

Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.

Проще говоря, в первую очередь он потребуется при приеме на работу на должность «педагог». Далее - данный «эталон» поможет экспертам оценить работу аттестуемого педагога. С помощью стандарта можно выявлять квалификацию педагога, необходимую для качественного воспитания и обучения. Учитывая те критерии, которые содержатся в данном документе, возможно обеспечение необходимой профессиональной подготовкой педагогов для высокой результативности труда. Стандарт поможет педагогу иметь представление о тех требованиях, которые к нему предъявляются работодателем.

Какова же связь между требованиями к воспитателю ДОУ по ФГОС и профстандарту?

К педработникам ДОУ (воспитателям, педагогам и т. д.) сейчас применяется 2 вида стандартов: ФГОС, утвержденный Минобрнауки РФ; профстандарт, утвержденный Минтруда РФ. Оба стандарта разработаны в 2013 году, однако относятся к разным сферам: ФГОС касается образовательных учреждений в целом, а профессиональный стандарт относится к кадровой политике, аттестационной работе, разработке инструкций по должности и другим действиям, касающимся конкретных работников. Кроме того, ФГОС уже действует, а профстандарт в отношении педработников вступает в силу лишь с 2017 года. Тем не менее и ФГОС, и профессиональный стандарт воспитателя ДОУ между собой тесно связаны. Дело в том, что с 2017 года, когда вступят в силу профстандарты для педагогических работников, ФГОС должны будут разрабатываться с учетом заложенных в профстандарте требований.

Термины и определения применительно к педагогу

Квалификация педагога – отражает уровень профессиональной подготовки учителя и его готовность к труду в сфере образования. Квалификация учителя складывается из его профессиональных компетенций.

Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.

Профессиональный стандарт педагога : документ, включающий

перечень профессиональных и личностных требований к учителю, действующий на всей территории Российской Федерации.

Общие сведения

Вид профессиональной деятельности :

дошкольное образование

Основная цель вида профессиональной деятельности :

оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями

Требования к образованию и обучению Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.

Требования к опыту практической работы

Требования к опыту практической работы не предъявляются.

Обучение

Педагог должен:

• Знать программы обучения

• Иметь высшее образование или среднее профессиональное по направлениям подготовки «Образование и педагогика» (Педагогам, имеющим среднее специальное образование и работающим в настоящее время в дошкольных организациях и начальной школе, должны быть созданы условия для его получения без отрыва от своей профессиональной деятельности)

• Уметь планировать и анализировать работу

• Владеть формами и методами обучения – стандартными и инновационными.

• Использовать специальные подходы, чтобы охватить всех детей со специальными потребностями в образовании; одаренных детей; детей, для которых русский язык не является родным; воспитанников с ограниченными возможностями и т. д.

• Уметь объективно оценивать возможности детей, используя разные формы и методы контроля

• Владеть ИКТ- компетенциями.

Воспитательная деятельность

Педагог должен:

• Владеть организационными формами и методами

• Владеть формами и методами воспитательной работы

• Уметь общаться с детьми, защищать их интересы и достоинство

• Поддерживать уклад, атмосферу и традиции учреждения, внося в них свой положительный вклад.

• Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.

• Уметь создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т. п.) детско-взрослые общности учащихся, их родителей и педагогов.

• Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их заменяющих) учащихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка.

• Уметь сотрудничать (конструктивно взаимодействовать) с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач (задач духовно-нравственного развития ребенка).

Развивающая деятельность (Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности)

• Готовность принять всех детей вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья.

• Выявлять разнообразные проблемы детей, оказывать адресную помощь

• Готовность к взаимодействию с другими специалистами

• Уметь отслеживать динамику развития ребенка

Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования (профессиональные компетенции)

• Знать специфику дошкольного образования

• Знать общие закономерности развития детей

• Уметь организовывать ведущие виды деятельности

• Владеть теорией и методиками развития детей дошкольного возраста

• Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми

• Уметь планировать и корректировать образовательные задачи по результатам мониторинга

• Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей

• Владеть ИКТ- компетенциями

Подробнее рассмотрим трудовые действия, необходимые умения, знания и другие характеристики для воспитателей (педагогов) по реализации программ дошкольного образования и «примерим» их на себя, т. е. предлагаю убедиться в том, что наш коллектив соответствует предлагаемому профессиональному стандарту.

Трудовые действия

• Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования

• Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации

• Планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами

• Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста

• Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста

• Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями

• Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития

• Формирование психологической готовности к школьному обучению

• Создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья

• Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте : предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом, продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства

• Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов

• Активное использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности

• Организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей

Необходимые умения

• Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте : предметная, познавательно-исследовательская, игра (ролевая, режиссерская, с правилом, продуктивная; конструирование, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечения игрового времени и пространства

• Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации

• Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения

• Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской)

• Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения

• Владеть ИКТ- компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста

. Необходимые знания

• Специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста

Основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания

• Общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте

• Особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте

• Основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста

• Современные тенденции развития дошкольного образования

Другие характеристики

• Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики

Методы оценки выполнения требований профессионального стандарта педагога

Профессиональная деятельность педагога дошкольного образования оценивается только комплексно. Высокая оценка включает сочетание показателей динамики развития интегративных качеств ребенка, положительного отношения ребенка к детскому саду и высокой степени активности и вовлеченности родителей в решение образовательных задач и жизнь детского сада.

Результаты внутренних аудитов должны учитываться при проведении государственной аттестации педагога и присвоении ему соответствующей категории. Уже разработаны Критерии и показатели профессиональной компетентности и результативности деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения

(применяется для аттестации на 1 и высшую кв. категории)

(Показатель, проявление показателя, подтверждающие документы)

Критерии

1. Владение современными образовательными технологиями и методиками

1. Использование педагогом в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик

2. Использование ИКТ в образовательном процессе

3. Использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий, методик и приемов оздоровления детей, рекомендованных на федеральном или региональном уровне

4. Организация педагогической деятельности с учетом индивидуальных особенностей воспитанников

2. Эффективность применения современных образовательных технологий и методик

1. Позитивная динамика достижений воспитанников

2. Достижения воспитанников на конкурсных мероприятиях художественно-эстетической патриотической, экологической, краеведческой направленности, конкурсных спортивных мероприятиях

3. Организация педагогом студийно - кружковой работы

3. Стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ

1. Доля воспитанников, имеющих высокий уровень развития в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы, реализуемой ДОУ

2. Наличие системы стандартизированной педагогической диагностики, отражающей соответствие уровня развития воспитанников ДОУ требованиям основной общеобразовательной программы : диагностика, анализ, коррекция

4. Личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания

1. Повышение качества профессиональной деятельности

2. Результативность участия педагога в конкурсных мероприятиях, программах, грантах, инновационных проектах, имеющих профессиональное значение

3. Участие в исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности

4. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта

5. Профессиональная экспертная деятельность

25. «Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога». Возникла «необходимость наполнения профессионального стандарта педагога (учителя, воспитателя) новыми компетенциями:

Работа с одаренными учащимися.

Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.

• Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным.

Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.

Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении».

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Доступное качественное дошкольное образование в условиях введения ФГОС дошкольного образования «Доступное, качественное дошкольное образование в условиях введения ФГОС дошкольного образования» Воспитатель 1 категории КойлоОльга Николаевна.

Опыт работы «Новые воспитательные технологии в условиях ФГОС начального образования» В современных условиях воспитательная работа должна стать организованным процессом, вторым домом детей, в котором хорошо, комфортно и интересно.

Преемственность дошкольного образования и начального общего образования в условиях введения ФГОС: теория и практика «Преемственность дошкольного образования и начального общего образования в условиях введения ФГОС теория и практика» В нашем мире постоянно.

Социализация воспитанников в условиях ФГОС дошкольного образования Воспитатель является одним из главных инструментов воспитания, условием воспитания и элементом развивающей среды детей. Соответственно и.

Внутренний и внешний аудит педагога в условиях профстандарта Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 Приморского района Санкт - Петербурга Семинар «Внутренний.

Достижение качества дошкольного образования в условиях ФГОС Достижение качества дошкольного образования в условиях ФГОС ДО автор: воспитатель Погорелова Галина Александровн Когда думаешь о детском.

Игровые технологии ДОО в условиях реализации ФГОС дошкольного образования «Мои полезные привычки» Возраст: дети 3-4 лет. Цель: приобщение детей к здоровому образу жизни. Задачи: 1. Способствовать знаниям детей.

Преемственность дошкольного и начального образования в условиях введения ФГОС ДО. Преемственность дошкольного и начального образования в условиях введения ФГОС ДО. Тема преемственности между дошкольным и начальным общим.

Нетрадиционный урок в условиях реализации ФГОС общего образования Кондалеева Юлия Сергеевна Учитель начальных классов Статья для выступления на семинарах и педагогических советах Нетрадиционный урок.

Управление профессиональным ростом педагога как одно из условий обеспечения качества образования в условиях реализации ФГОС Каждый человек обладает потенциалом двигаться в естественном положительном направлении. Каждому педагогу присуще чувство собственной ценности,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Переход к работе по ФГОС дошкольного образования в условиях профстандарта
Опубликовано: 30 ноября 2018 в 15:18
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Переход к работе по ФГОС дошкольного образования в условиях профстандарта» (включая файлы) размещена пользователем Александра Белоконь (УИ 1258525) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД