Анжелика Сартакова
Актуальные проблемы в сфере дополнительного образования детей дошкольного и школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Что собой представляет дополнительное образование? Дополнительное образование – вид образования, направленный на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно- нравственном, физическом или профессиональном совершенствовании. Оно возникло в конце 19 века в России в виде кружков, клубов, мастерских, дневных приютов для детей, летних оздоровительных лагерей-колоний и т. д. Какие задачи выполняет дополнительное образование детей? Оно развивает творческие способности ребенка, воспитывает его, формирует у ребенка культуру общения, ограждает его от пагубного влияния, физически развивает и многие другие задачи. Любое учреждение дополнительного образования детей стремится достичь одну общую цель – вырастить каждого ребенка полноценной, всесторонне развитой, профессионально и творчески реализованной личностью. Особенностью дополнительного обучения является то, что оно не принудительное и пожалуй это, одно из самых значимых его достоинств. Если говорить о дополнительном образовании в дошкольном возрасте, то в первую очередь тут имеется в виду такой вид ДОО, как детский сад. Именно он способен обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей. Развитие творческой активности каждого ребенка представляется главной задачей современного дополнительного образования в
Публикация «Актуальные проблемы в сфере дополнительного образования детей дошкольного и школьного возраста» размещена в разделах
ДОО и качества образования в целом. Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в дошкольном образовательном учреждении, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. Дополнительное образование может быть платным и бесплатным. Учитывая интересы дошкольников и запросы родителей по дополнительным услугам, детский сад обычно выбирает следующие направления: художественно-эстетическое развитие (кружки и студии по изобразительной,театрализованной деятельности, обучение танцам, хореография, игра на музыкальных инструментах); физическое воспитание и развитие (плавание,гимнастика, спортивные танцы, фигурное катание); интеллектуальное развитие (шахматы, разнообразные развивающие игры
,занимательная математика, физика для малышей,экономика и т. д.);раннее развитие (сенсорное,развитие логики, речи и др.); экологическое образование; экскурсионные и культурно-массовые мероприятия. В детском саду всегда есть дети, проявляющие интерес к одному или к нескольким видам деятельности. Также детские дворцы и детские центры являются видами дополнительного образования дошкольников и детей школьного возраста. Они способствуют всестороннему развитию ребенка. Чаще всего родители сами делают выбор за своего ребенка и отправляют его на те кружки, которые им хотелось бы, чтоб их ребенок посещал. К сожалению, этого делать нельзя. Ребенок сам должен выбирать ту деятельность, которой ему захочется заниматься, а родители и педагоги, в свою очередь должны помогать ему самостоятельно развиваться и самосовершенствоваться. Дополнительное образование детей дошкольного возраста могут оказывать не только воспитатели, но и специалисты, которые работают по собственным авторским программам, по какому либо направлению: музыкальному, художественному, эстетическому, нравственному
,психологическому и другим. На сегодняшний день актуально отдавать ребенка в учреждение дополнительного образования, потому что очень важно обеспечить ребенку полноценное развитие. Это поможет ребенку не только
подготовиться к школе, но и выбрать свой путь саморазвития. Существует множество программ, реализующихся в данное время и направленных на развитие в дошкольном возрасте следующих качеств личности, таких как : логическое и математическое мышление, художественно-эстетический вкус, театрализованная деятельность, овладение родной речью, и многие другие качества. Например, дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Логика для дошкольников» предназначена для детей 5-7 лет и рассчитана на два года обучения. В данной программе описаны формы обучения,технологии,методы и приемы организации образовательного процесса, представлен педагогический инструментарий оценки эффективности программы, календарно-тематический план,конспекты итоговых занятий,дидактические игры,образовательные ситуации, физминутки, подвижные игры используемые на занятиях и т. д. Итак, возвращаясь к вопросу об дополнительном образовании детей в дошкольном возрасте, хочу отметить, здесь говорится об кружковой работе в детском саду, которая является одним из направлений творческого, физического, интеллектуального и социально-личностного развития воспитанников в дошкольных организациях. Именно кружковая деятельность дает каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные, познавательные, эстетические и творческие запросы. При ее организации сад учитывает, конечно же, в первую очередь интересы детей и желания заниматься данной деятельностью, возрастные особенности детей и их опыт. Каждый педагог, руководящий кружком должен контролировать норму нагрузки на ребенка, необходимость создания комфортной обстановки для полноценного развития творческой личности, а также необходимость решения воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада. Работа кружка может осуществляться как в групповой, так и в индивидуальной форме. Почему в детских садах организуются кружки и студии? В детском саду есть дети, проявляющие большой интерес к различным видам деятельности, но требования СанПин и других нормативных документов, регламентирующих образовательную деятельность, не позволяют проводить большее количество занятий,чем предусмотрено программой. Отсюда и выход из ситуации – создание кружков и секций. Конечно осуществлять такую деятельность без квалифицированного педагога невозможно. Поэтому опытный, профессионально-образованный педагог, является необходимым условием для осуществления процесса обучения и воспитания в учреждении дополнительного образования. Многие родители желают, чтоб их ребенок полноценно развивался и отдают его на различные секции и кружки. В наше время это вполне возможно. Вывод: дополнительное образование существует во многих сферах образования, стоит только захотеть заняться саморазвитием и самосовершенствоваться, а способов получить дополнительное образование множество. Для детей дошкольного возраста всегда потребуется помощь родителя и педагога, но важно знать, что выбор кружка всегда должен зависеть от самого ребенка, а не от взрослого,как это чаще всего бывает.
Список литературы:
1. Золотарева А. В. Проблемы и перспективы дополнительного образования
2. Березина В. Ф. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования.
3. Медынский Е. Н., Новичков В. Н. Роль и место дополнительного образования, его значение, организация и техника.